Памятки для педагогов: "Коррекционные сказки и их роль в развитие дошкольника"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Психокоррекционная сказка (коррекция воровства)

Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.

У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_skazki.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Калейдоскоп

Психокоррекционная сказка (коррекция воровства)

Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.

У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.

Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго.

После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей.

— Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся.
— Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

 

Полосатая история

Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей)

Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат.

—  Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра.
— Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами, садясь за стол.
—  И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами, и та с удовольствием стала есть.

Когда с салатом было покончено, Ами спросила:

—  Мама, а где папа?
— Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.

Светлячки

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)

В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.

Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

День рождения старшего брата

Психокоррекционная сказка (показана конструктивная модель поведения родителей при появлении в семье второго малыша)

Однажды вечером маленький Ежик Шуня долго не мог заснуть. А дело было в том, что завтра он должен был встретиться со своим новорожденным братом.

Шунин друг Зайчонок рассказывал, как он каждый день нянчит своего братика: играет с ним, помогает маме купатьмалыша. А еще Ежик часто видел Зайчика с коляской на лесной поляне.

Родители Шуни много говорили с ним о братике. Папа-еж мечтал, что когда малыши-ежата подрастут, то они втроем будут играть в футбол. А Мама-ежиха говорила Ежику Шуне о том, как они вместе будут заботиться о маленьком ежонке. В общем, все готовили Шуню к роли старшего брата.

На следующий день Папа-еж должен был встретить Маму-ежиху с новорожденным малышом. Поэтому после обеда он убежал, а Ежик Шуня остался дома и решил подготовить для братика самые лучшие игрушки: разноцветные шишки, огромный гриб, а также звонкую ивовую дудочку.

 

Светофорчик

Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка)

В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик. Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста.

Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик, и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика.

Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой!

Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика.

Талисман

Психокоррекционная сказка (коррекция застенчивости у ребенка)

Жил-был на свете маленький Дракончик Дракоша со своей Мамой-драконихой. Дракончик был очень застенчивый. Выйдя погулять, он не спешил к шумно играющим зверушкам, а стоял в стороне, наблюдая за их игрой. Когда к Маме-драконихе прилетала подруга или в доме собирались гости, Дракоша прятался, никогда не здоровался и не выходил к ним. Мама-дракониха замечала его скованность: она видела, что он не любит себя, боится других, и все это ее огорчало.

— Что происходит с тобой, Дракоша? — часто спрашивала Мама-дракониха. — Почему ты не играешь с другими зверушками?
— Я их всех боюсь, — огорченно отвечал Дракоша.
—  Но ведь драконы — это самые сильные и храбрые животные! Мы ничего не боимся! — говорила Мама-дракониха. — Я очень хочу, чтобы ты был спокойным и уверенным в себе, и я хочу помочь тебе, но это невозможно сделать без твоего участия. Ты согласен?

 

Песчаный вулкан

Психокоррекционная сказка (коррекция проявлений жадности у ребенка)

В жаркой Африке в домике у реки жили дружной семьей бегемотики. У Папы-бегемота всегда было много дел. Утром он отправлялся занимать самое лучшее место в реке — такое, чтобы можно было весь день нежиться на солнышке, а если станет очень жарко — поглубже зарыться в ил. Вечером же Папа-бегемот шел поужинать на пастбище. Так что домой он приходил только отдохнуть после тяжелого рабочего дня.

 

Дело не в точках!

Психокоррекционная сказка (коррекция заниженной самооценки у ребенка)

На шумной поляне возле орешника уютно устроилось семейство божьих коровок: мама, папа и дюжина малышей. Божьи коровки росли упитанные, спинки их румянились и день ото дня становились краше от волшебного солнышка. И на этих красненьких спинках у них, как у всех божьих коровок, появлялись черные точки. И только у Манечки — младшей доченьки Божьей коровки — спинка по-прежнему оставалась просто красной. Мама-божья коровка очень переживала за Манечку, ведь точки были очень важной деталью в наряде божьих коровок и должны были делать ее такой же, как все. А быть как все, незаметной для окружающих, гораздо проще.

 

Няня для Медвежонка

Психокоррекционная сказка (коррекция разногласий родителей при воспитании ребенка; коррекция границы «можно» и «нельзя» у детей)

В большом шумном городе в маленькой квартирке жил самый настоящий волшебник — Елисей Данилович Наколдуй, со своим маленьким воспитанником — Медвежонком Нестором. Вот уж действительно сказочным существом был этот малыш! Нестор был плюшевым медвежонком, но хотя и походил на игрушку, он был живой и вел себя как обычный ребенок.

Морская история

Психокоррекционная сказка (коррекция тревожности у детей)

— Ой, доченька, какая большая рыба, пора закрываться!
—  Ну, мамочка, еще минуточку!
—  Ой, нет! Вот и лодка с ныряльщиками, пора зарываться в ил.

Такой странный разговор проходил на дне морского залива. Это Мама-ракушка оберегала свою неразумную дочь от всевозможных опасностей. Больше всего на свете Мама-ракушка боялась ныряльщиков, которые могли отобрать у нее единственное и самое дорогое, что было в ее ракушечьей жизни, — ее милую доченьку Жемчужину Женю. Правда, и к рыбам Мама-ракушка относилась с недоверием, а иногда даже враждебно. И все потому, что она боялась, как бы не украли они ее драгоценное дитя, ведь оно было еще такое маленькое.

Праздник дружбы

Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка)

Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный, ведь только он понесет мяч, будет догонять и пойдет первым на охоту. Тигренок был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над ним и называли его Малой, особенно если у него что-то не получалось.

 

Непоседа, или Сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи

Психокоррекционная сказка (коррекция непослушания ребенка)

Высоко над землей проплывали белые облака. Среди множества непохожих друг на друга облаков плыло белоснежное облако — мама — и маленькое облачко — дочка. Мама-облако очень любила свою дочку, которую звали Облакуша. Хотя из-за ветреного и переменчивого характера дочка доставляла Маме-облаку немало хлопот. Ее так и прозвали — Облакуша-непоседа.

 

Желание Золотой рыбки

Психокоррекционная сказка (коррекция гиперактивности ребенка)

Жила-была Мама-золотая рыбка со своим золотым мужем и золотцем-сыночком РыбенкомПапа-золотая рыбка работал садовником при дворе Морского царя — это была очень ответственная должность. Из-за этого ему редко удавалось побыть с семьей, и воспитание Рыбенка полностью ложилось на плавники Мамы-золотой рыбки. Ах, как это было непросто!

Жил-был птенчик

 

Мы всегда рассказываем детям сказки: читаем или придумываем их сами. А можно рассказывать сказку, сопровождая ее игровыми действиями. «Жила была курочка-мама, и у нее появился цыпленок. Стала она его кормить, пеленать…». Говоря это, действительно можно кормить и пеленать ребенка, даже если он давно вырос из пеленок. Это помогает ему восполнить недостаток родительской любви в раннем детстве, когда вас еще не было рядом.

 

Когда ребенок только попал в семью, взаимному сближению очень способствует игра в птенца, который вылупляется из скорлупы. Сначала малыш садится близко к маме, обхватывает ее коленки, прижимается к ней, а родители его обнимают его. Потом он  начинает «расти», распрямляться и с усилием освобождается от «оболочки-объятий», переживая как бы второе рождение, уже не в биологическом, а в социальном смысле.

 

Играя, вы можете научить самого ребенка тоже заботиться о ком-то: кукле, мишке, зайчике. Вы показываете малышу, как надо ухаживать за ними. Объясняете: надо укрыть одеялом, а то ему холодно. Очень важно, чтобы приемные дети играли в семью. Эта игра позволяет создать образ настоящее семьи, в которой растут и воспитываются дети.  

 

 

Ты и я – мы оба правы

 

Есть такое явление как детский эгоцентризм. Малышу трудно посмотреть на что-либо с чужой точки зрения. А дети, которые пережили психологические травмы, не понимают ни эмоции других людей, ни даже свои собственные. Им полезны игры, в которых нужно изобразить какие-либо эмоции или угадать, что изображают другие:

 

«Сделай веселое лицо. А теперь грустное, удивленное, злое…».

 

«Скажи, какое лицо на картинке: веселое или печальное?

 

А какое сейчас лицо у мамы? У папы?»

 

Прекрасный эмоциональный спектр описан в сказке Маршака про котяток, которые потеряли перчатки. Кстати, можно разыграть домашний спектакль! Или создать кукольный театр с покупными или самодельными «артистами». Пусть ребенок учится правильно называть свои переживания и определять, что чувствуют близкие.

 

Такие упражнения можно делать с 2-3 лет. А ребята постарше (5-6 лет) могут попробовать рассказать сказку от лица разных персонажей. История о странствии Колобка в повествовании Лисы, Бабушки с Дедушкой и самого блудного хлебобулочного изделия. Научившись смотреть на ситуацию с разных сторон в игре, ребенок сможет сделать это и в реальном общении. Он поймет вас, когда утешая его после ссоры с товарищем, вы скажете: «У тебя своя правда, а у Васи своя. Поставь себя на его место». Понимание того, что у других людей есть свое мнение и своя точка отсчета, служит формированию объективной картины мира. Ребенок преодолевает свою замкнутость. Это способствует развитию не только социальной компетентности, но и познавательной активности.

 

 

Старик на раскидистой ветке

 

 

Известно, что формирование  интеллекта напрямую связано с развитием чувства юмора. Ведь юмор позволяет нам посмотреть на ситуацию со стороны, заметить какие–либо несоответствия и нелепости.  А именно этого не хватает капризуле, который ревет в три ручья или грозит всему свету своим крохотным кулачком. Если бы он мог чуть-чуть отстраниться от захвативших его эмоций, то неизбежно понял бы, что ничего страшного не случилось. Английские лимерики про «старика на раскидистой ветке» и «Вредные советы» Г. Остера не только развлекают,  но и учат думать.

 

Многим ребятам будет полезно прочитать в сказке о своем «плохом поведении», доведенном до абсурда. Например, если малыш любит ныть и хныкать, ему подойдет сказка «Умная Эльза». Беспричинность ее слез очевидна даже детям! Если же в сердце попал кусочек льда, ему поможет сказка «Снежная королева».

 

Сказка про кукушонка и ёжиков.

 

– Мама, мама! Белки в меня шишками кидаются! – закричал с порога сын, ворвавшись в ежиную нору.

– Иди сюда, мой маленький, – раскрыла объятия мама.

– Сейчас я им покажу! – сказал папа и колючками вперёд двинулся на обидчиков.

Вернулся в нору он не только с шишками, но и с грибами, которые белки в пылу борьбы кинули в него.

– Они говорят, что я не Ваш сын. Я не похож на ежа, у меня нет колючек, как у Вас. Вместо носа у меня клювик, а вместо иголок – перышки, – заплакал сын.

– Ну, как же ты не наш! – возмутилась мама, – ведь мы тебя любим больше всего на свете.

– Сынок, нам надо поговорить, – сказал папа.

– А может не надо? – жалобно всхлипнула мама.

– Надо, – твердо сказал папа, – иначе вранье может стоить ему жизни. Сынок, ты действительно не наш кровный сын, ты не ежонок.

– А кто я?

– Ты кукушонок. Мы нашли тебя под раскатистым деревом. Ты жалобно пищал, был очень голоден. Нам стало жаль тебя. Мы притащили тебя к себе в нору, пытались накормить грибами и ягодами, но ты отказывался их есть. Тогда мы научились выкапывать червяков, ведь твои родственники – птицы едят только их. Ты стал расти, наша нора становилась маленькой. Мы расширили её, чтобы тебе было просторно. Мы привязались к тебе, ты стал нашим любимым сыном.

– А как же моя родная мама? Неужели она меня бросила и никогда не пыталась найти? Она плохая?

– Твоя мама – кукушка. Она не плохая и не хорошая. Просто кукушки так устроены, что не воспитывают своё потомство. Они подкладывают яйца в чужие гнёзда, для того, чтобы другие птицы их вырастили. Тебя высидела какая-то другая птица, наверное,  воробей, который живет на большом дереве. Но ты оказался слишком большим для их гнезда и выпал.

– Значит я ничейный? У меня нет папы и мамы? Я никому не нужен?

– Ну, как же, никому! А мы? – Мы твои родители. Ты нам не просто нужен, ты нам необходим. Мы любим тебя как родного. Мы всегда с тобой, колючками готовы встать на твою защиту. Конечно, ты становишься уже совсем взрослым. Тебе тесно в нашей норке, твои крылья окрепли и просятся в полёт. Да и соседка – лиса нарезает круги вокруг нашей норы. И от такого крупного хищника нам трудно тебя защитить. Ты должен научиться летать, должен сам искать себе червяков. Но помни, что у тебя всегда есть дом, где тебя ждут папа и мама. Да, ты не ежик, ты – кукушка. И голос крови зовет тебя не только в небо. Он может тебе сказать – отложи яйца в чужие гнёзда и брось их. Но ты ведь знаешь, как хорошо иметь семью. И может быть, ты не захочешь бросить своих детей. Ты совьешь гнездо, найдёшь себе пару и будешь сам растить птенцов. А мы всегда рады тебе помочь. Мы счастливы от каждой твоей победы, мы грустим вместе с тобой, когда тебе плохо. Не забывай, что у тебя есть семья.

Через несколько дней дружная семейка пошла гулять. Ежики быстро семенили своими маленькими ножками, а кукушонок скакал за ними. Вдруг, откуда ни возьмись, за кустами мелькнул рыжий хвост. Это была лиса. А наши герои поняли, что стоят на берегу реки. Мама закричала:

– Что будет? Что будет? Деточка, прячься.

Но прятаться было некуда. Папа принял решение:

– Мы не можем тебя уберечь. Мы только будем оттягивать время, сколько получится. А ты должен прыгнуть с обрыва и полететь.

– Я боюсь! – пискнул кукушонок.

– Ты с ума сошел, – напустилась мама, – ребёнок разобьётся, крылышки сломает.

– Не бойся, сынок, мы с тобой. Ты не можешь разбиться, ведь ты птица. Ты рождён летать.

Тут лиса стала атаковать. Она кидалась на ежиное семейство, пытаясь достать кукушонка. Но ежики свернулись колючими шариками и не давали лисе прохода. Рыжая  охотница подбиралась всё ближе к кукушонку.

Тогда он расправил крылья и прыгнул вниз. Ему показалось, что настал смертный час. Он отчаянно захлопал крыльями. На удивление он не упал, а полетел. Это было волшебное ощущение. Земля, река, лес, ежика, лиса… Все были где–то внизу. А он гордо парил над ними.

Но тут он увидел, что разгневанная лиса, лишившись добычи, решила применить новую тактику. Нападать на ежиков сверху было бесполезно, только исколешь себе лапы и нос. И тогда она решила раскатать более слабый колючий шарик. Это была мама-ежиха. Лисе уже почти удалось перевернуть её на спинку и добраться до уязвимого брюшка. Но тут сверху на неё напал кукушонок. Он клевал ей голову, глаза. Она начала отбиваться передней лапой. И тут снизу её начали колоть ежики. Лиса взвизгнула от боли и убежала.

Дружная семейка обнялась, и кукушонок понял, что стал совсем взрослым. А еще он почувствовал, что нет для него никого роднее этих замечательных ежиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филим...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

Статья "Сказки и их роль в жизни дошкольника"

1.Сказка. Понятие, история, признаки.2.Классификация сказок:·         Сказки о животных·         Волшебные...

Психокоррекционные сказки и их роль в развитии, воспитании и здоровье ребенка с ОВЗ.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольника возраста:Потребность в автономномии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на прот...

Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников

Данный материал рекомендован для работы  с родителями....

Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него....

Консультация «Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы ребёнка дошкольного возраста».

Консультация«Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы  ребёнка дошкольного возраста»....