Памятки для педагогов: "Коррекционные сказки и их роль в развитие дошкольника"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Психокоррекционная сказка (коррекция воровства)
Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.
У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_skazki.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психокоррекционная сказка (коррекция воровства) Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье. У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим. Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго. После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей. — Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей) Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат. — Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра. Когда с салатом было покончено, Ами спросила: — Мама, а где папа? |
Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства) В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая. Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться. |
Психокоррекционная сказка (показана конструктивная модель поведения родителей при появлении в семье второго малыша) Однажды вечером маленький Ежик Шуня долго не мог заснуть. А дело было в том, что завтра он должен был встретиться со своим новорожденным братом. Шунин друг Зайчонок рассказывал, как он каждый день нянчит своего братика: играет с ним, помогает маме купатьмалыша. А еще Ежик часто видел Зайчика с коляской на лесной поляне. Родители Шуни много говорили с ним о братике. Папа-еж мечтал, что когда малыши-ежата подрастут, то они втроем будут играть в футбол. А Мама-ежиха говорила Ежику Шуне о том, как они вместе будут заботиться о маленьком ежонке. В общем, все готовили Шуню к роли старшего брата. На следующий день Папа-еж должен был встретить Маму-ежиху с новорожденным малышом. Поэтому после обеда он убежал, а Ежик Шуня остался дома и решил подготовить для братика самые лучшие игрушки: разноцветные шишки, огромный гриб, а также звонкую ивовую дудочку. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка) В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик. Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста. Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик, и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика. Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой! Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция застенчивости у ребенка) Жил-был на свете маленький Дракончик Дракоша со своей Мамой-драконихой. Дракончик был очень застенчивый. Выйдя погулять, он не спешил к шумно играющим зверушкам, а стоял в стороне, наблюдая за их игрой. Когда к Маме-драконихе прилетала подруга или в доме собирались гости, Дракоша прятался, никогда не здоровался и не выходил к ним. Мама-дракониха замечала его скованность: она видела, что он не любит себя, боится других, и все это ее огорчало. — Что происходит с тобой, Дракоша? — часто спрашивала Мама-дракониха. — Почему ты не играешь с другими зверушками? | |
Психокоррекционная сказка (коррекция проявлений жадности у ребенка) В жаркой Африке в домике у реки жили дружной семьей бегемотики. У Папы-бегемота всегда было много дел. Утром он отправлялся занимать самое лучшее место в реке — такое, чтобы можно было весь день нежиться на солнышке, а если станет очень жарко — поглубже зарыться в ил. Вечером же Папа-бегемот шел поужинать на пастбище. Так что домой он приходил только отдохнуть после тяжелого рабочего дня. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция заниженной самооценки у ребенка) На шумной поляне возле орешника уютно устроилось семейство божьих коровок: мама, папа и дюжина малышей. Божьи коровки росли упитанные, спинки их румянились и день ото дня становились краше от волшебного солнышка. И на этих красненьких спинках у них, как у всех божьих коровок, появлялись черные точки. И только у Манечки — младшей доченьки Божьей коровки — спинка по-прежнему оставалась просто красной. Мама-божья коровка очень переживала за Манечку, ведь точки были очень важной деталью в наряде божьих коровок и должны были делать ее такой же, как все. А быть как все, незаметной для окружающих, гораздо проще. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция разногласий родителей при воспитании ребенка; коррекция границы «можно» и «нельзя» у детей) В большом шумном городе в маленькой квартирке жил самый настоящий волшебник — Елисей Данилович Наколдуй, со своим маленьким воспитанником — Медвежонком Нестором. Вот уж действительно сказочным существом был этот малыш! Нестор был плюшевым медвежонком, но хотя и походил на игрушку, он был живой и вел себя как обычный ребенок. |
Психокоррекционная сказка (коррекция тревожности у детей) — Ой, доченька, какая большая рыба, пора закрываться! Такой странный разговор проходил на дне морского залива. Это Мама-ракушка оберегала свою неразумную дочь от всевозможных опасностей. Больше всего на свете Мама-ракушка боялась ныряльщиков, которые могли отобрать у нее единственное и самое дорогое, что было в ее ракушечьей жизни, — ее милую доченьку Жемчужину Женю. Правда, и к рыбам Мама-ракушка относилась с недоверием, а иногда даже враждебно. И все потому, что она боялась, как бы не украли они ее драгоценное дитя, ведь оно было еще такое маленькое. | ||
Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка) Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный, ведь только он понесет мяч, будет догонять и пойдет первым на охоту. Тигренок был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над ним и называли его Малой, особенно если у него что-то не получалось. | ||
Непоседа, или Сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи | |
Психокоррекционная сказка (коррекция непослушания ребенка) Высоко над землей проплывали белые облака. Среди множества непохожих друг на друга облаков плыло белоснежное облако — мама — и маленькое облачко — дочка. Мама-облако очень любила свою дочку, которую звали Облакуша. Хотя из-за ветреного и переменчивого характера дочка доставляла Маме-облаку немало хлопот. Ее так и прозвали — Облакуша-непоседа. | |
Психокоррекционная сказка (коррекция гиперактивности ребенка) Жила-была Мама-золотая рыбка со своим золотым мужем и золотцем-сыночком Рыбенком. Папа-золотая рыбка работал садовником при дворе Морского царя — это была очень ответственная должность. Из-за этого ему редко удавалось побыть с семьей, и воспитание Рыбенка полностью ложилось на плавники Мамы-золотой рыбки. Ах, как это было непросто! Жил-был птенчик
Мы всегда рассказываем детям сказки: читаем или придумываем их сами. А можно рассказывать сказку, сопровождая ее игровыми действиями. «Жила была курочка-мама, и у нее появился цыпленок. Стала она его кормить, пеленать…». Говоря это, действительно можно кормить и пеленать ребенка, даже если он давно вырос из пеленок. Это помогает ему восполнить недостаток родительской любви в раннем детстве, когда вас еще не было рядом.
Когда ребенок только попал в семью, взаимному сближению очень способствует игра в птенца, который вылупляется из скорлупы. Сначала малыш садится близко к маме, обхватывает ее коленки, прижимается к ней, а родители его обнимают его. Потом он начинает «расти», распрямляться и с усилием освобождается от «оболочки-объятий», переживая как бы второе рождение, уже не в биологическом, а в социальном смысле.
Играя, вы можете научить самого ребенка тоже заботиться о ком-то: кукле, мишке, зайчике. Вы показываете малышу, как надо ухаживать за ними. Объясняете: надо укрыть одеялом, а то ему холодно. Очень важно, чтобы приемные дети играли в семью. Эта игра позволяет создать образ настоящее семьи, в которой растут и воспитываются дети.
Ты и я – мы оба правы
Есть такое явление как детский эгоцентризм. Малышу трудно посмотреть на что-либо с чужой точки зрения. А дети, которые пережили психологические травмы, не понимают ни эмоции других людей, ни даже свои собственные. Им полезны игры, в которых нужно изобразить какие-либо эмоции или угадать, что изображают другие:
«Сделай веселое лицо. А теперь грустное, удивленное, злое…».
«Скажи, какое лицо на картинке: веселое или печальное?
А какое сейчас лицо у мамы? У папы?»
Прекрасный эмоциональный спектр описан в сказке Маршака про котяток, которые потеряли перчатки. Кстати, можно разыграть домашний спектакль! Или создать кукольный театр с покупными или самодельными «артистами». Пусть ребенок учится правильно называть свои переживания и определять, что чувствуют близкие.
Такие упражнения можно делать с 2-3 лет. А ребята постарше (5-6 лет) могут попробовать рассказать сказку от лица разных персонажей. История о странствии Колобка в повествовании Лисы, Бабушки с Дедушкой и самого блудного хлебобулочного изделия. Научившись смотреть на ситуацию с разных сторон в игре, ребенок сможет сделать это и в реальном общении. Он поймет вас, когда утешая его после ссоры с товарищем, вы скажете: «У тебя своя правда, а у Васи своя. Поставь себя на его место». Понимание того, что у других людей есть свое мнение и своя точка отсчета, служит формированию объективной картины мира. Ребенок преодолевает свою замкнутость. Это способствует развитию не только социальной компетентности, но и познавательной активности.
Старик на раскидистой ветке
Известно, что формирование интеллекта напрямую связано с развитием чувства юмора. Ведь юмор позволяет нам посмотреть на ситуацию со стороны, заметить какие–либо несоответствия и нелепости. А именно этого не хватает капризуле, который ревет в три ручья или грозит всему свету своим крохотным кулачком. Если бы он мог чуть-чуть отстраниться от захвативших его эмоций, то неизбежно понял бы, что ничего страшного не случилось. Английские лимерики про «старика на раскидистой ветке» и «Вредные советы» Г. Остера не только развлекают, но и учат думать.
Многим ребятам будет полезно прочитать в сказке о своем «плохом поведении», доведенном до абсурда. Например, если малыш любит ныть и хныкать, ему подойдет сказка «Умная Эльза». Беспричинность ее слез очевидна даже детям! Если же в сердце попал кусочек льда, ему поможет сказка «Снежная королева».
Сказка про кукушонка и ёжиков.
– Мама, мама! Белки в меня шишками кидаются! – закричал с порога сын, ворвавшись в ежиную нору. – Иди сюда, мой маленький, – раскрыла объятия мама. – Сейчас я им покажу! – сказал папа и колючками вперёд двинулся на обидчиков. Вернулся в нору он не только с шишками, но и с грибами, которые белки в пылу борьбы кинули в него. – Они говорят, что я не Ваш сын. Я не похож на ежа, у меня нет колючек, как у Вас. Вместо носа у меня клювик, а вместо иголок – перышки, – заплакал сын. – Ну, как же ты не наш! – возмутилась мама, – ведь мы тебя любим больше всего на свете. – Сынок, нам надо поговорить, – сказал папа. – А может не надо? – жалобно всхлипнула мама. – Надо, – твердо сказал папа, – иначе вранье может стоить ему жизни. Сынок, ты действительно не наш кровный сын, ты не ежонок. – А кто я? – Ты кукушонок. Мы нашли тебя под раскатистым деревом. Ты жалобно пищал, был очень голоден. Нам стало жаль тебя. Мы притащили тебя к себе в нору, пытались накормить грибами и ягодами, но ты отказывался их есть. Тогда мы научились выкапывать червяков, ведь твои родственники – птицы едят только их. Ты стал расти, наша нора становилась маленькой. Мы расширили её, чтобы тебе было просторно. Мы привязались к тебе, ты стал нашим любимым сыном. – А как же моя родная мама? Неужели она меня бросила и никогда не пыталась найти? Она плохая? – Твоя мама – кукушка. Она не плохая и не хорошая. Просто кукушки так устроены, что не воспитывают своё потомство. Они подкладывают яйца в чужие гнёзда, для того, чтобы другие птицы их вырастили. Тебя высидела какая-то другая птица, наверное, воробей, который живет на большом дереве. Но ты оказался слишком большим для их гнезда и выпал. – Значит я ничейный? У меня нет папы и мамы? Я никому не нужен? – Ну, как же, никому! А мы? – Мы твои родители. Ты нам не просто нужен, ты нам необходим. Мы любим тебя как родного. Мы всегда с тобой, колючками готовы встать на твою защиту. Конечно, ты становишься уже совсем взрослым. Тебе тесно в нашей норке, твои крылья окрепли и просятся в полёт. Да и соседка – лиса нарезает круги вокруг нашей норы. И от такого крупного хищника нам трудно тебя защитить. Ты должен научиться летать, должен сам искать себе червяков. Но помни, что у тебя всегда есть дом, где тебя ждут папа и мама. Да, ты не ежик, ты – кукушка. И голос крови зовет тебя не только в небо. Он может тебе сказать – отложи яйца в чужие гнёзда и брось их. Но ты ведь знаешь, как хорошо иметь семью. И может быть, ты не захочешь бросить своих детей. Ты совьешь гнездо, найдёшь себе пару и будешь сам растить птенцов. А мы всегда рады тебе помочь. Мы счастливы от каждой твоей победы, мы грустим вместе с тобой, когда тебе плохо. Не забывай, что у тебя есть семья. Через несколько дней дружная семейка пошла гулять. Ежики быстро семенили своими маленькими ножками, а кукушонок скакал за ними. Вдруг, откуда ни возьмись, за кустами мелькнул рыжий хвост. Это была лиса. А наши герои поняли, что стоят на берегу реки. Мама закричала: – Что будет? Что будет? Деточка, прячься. Но прятаться было некуда. Папа принял решение: – Мы не можем тебя уберечь. Мы только будем оттягивать время, сколько получится. А ты должен прыгнуть с обрыва и полететь. – Я боюсь! – пискнул кукушонок. – Ты с ума сошел, – напустилась мама, – ребёнок разобьётся, крылышки сломает. – Не бойся, сынок, мы с тобой. Ты не можешь разбиться, ведь ты птица. Ты рождён летать. Тут лиса стала атаковать. Она кидалась на ежиное семейство, пытаясь достать кукушонка. Но ежики свернулись колючими шариками и не давали лисе прохода. Рыжая охотница подбиралась всё ближе к кукушонку. Тогда он расправил крылья и прыгнул вниз. Ему показалось, что настал смертный час. Он отчаянно захлопал крыльями. На удивление он не упал, а полетел. Это было волшебное ощущение. Земля, река, лес, ежика, лиса… Все были где–то внизу. А он гордо парил над ними. Но тут он увидел, что разгневанная лиса, лишившись добычи, решила применить новую тактику. Нападать на ежиков сверху было бесполезно, только исколешь себе лапы и нос. И тогда она решила раскатать более слабый колючий шарик. Это была мама-ежиха. Лисе уже почти удалось перевернуть её на спинку и добраться до уязвимого брюшка. Но тут сверху на неё напал кукушонок. Он клевал ей голову, глаза. Она начала отбиваться передней лапой. И тут снизу её начали колоть ежики. Лиса взвизгнула от боли и убежала. Дружная семейка обнялась, и кукушонок понял, что стал совсем взрослым. А еще он почувствовал, что нет для него никого роднее этих замечательных ежиков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филим...
Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".
Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...
Статья "Сказки и их роль в жизни дошкольника"
1.Сказка. Понятие, история, признаки.2.Классификация сказок:· Сказки о животных· Волшебные...
Психокоррекционные сказки и их роль в развитии, воспитании и здоровье ребенка с ОВЗ.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольника возраста:Потребность в автономномии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на прот...
Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников
Данный материал рекомендован для работы с родителями....
Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него....
Консультация «Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы ребёнка дошкольного возраста».
Консультация«Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы ребёнка дошкольного возраста»....