Основы олигофренопедагогики. Понятийный аппарат.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
- «ведущая деятельность»
- «зона актуального развития»
- «зона ближайшего развития»
- «возрастные новообразования»
- «социальная ситуация развития»
- «сензитивный период»
- «кризисный период развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_oligofrenopedagogiki._ponyatiynyy_apparat.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Ведущая деятельность» - теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Выделяют следующие ведущие деятельности:
- Непосредственное общение младенца со взрослыми;
- Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
- Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
- Учебная деятельность школьников;
- Профессионально-учебная деятельность юности.
- «Зона актуального развития» (по Л.С. Выготскому) - совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.
- «Зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) - это термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка – т.к. процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.
- «Возрастные новообразования» - новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
- «Социальная ситуация развития» - специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром - образ жизни ребёнка наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития, является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития.
Выделяются следующие возрастные периоды (по Л.С. Выготскому):
Социальная ситуация развития младенца — социальная ситуация комфорта, неразрывного единства ребёнка и взрослого, определяется взаимодействием «ребенок-взрослый»;
Социальная ситуация развития раннего возраста характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»;
К началу дошкольного возраста общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых;
Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия;
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте - внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты.
- «Сензитивный период» (по Л.С. Выготскому) - оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств.
- «Кризисный период развития» - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.
Различаются:
Кризис новорожденности - связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года - связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
Кризис 7 лет - может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет) - возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Кризис 30 лет - приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается, как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки "Развитие понятийного аппарата детей младшего дошкольного возраста"
Ребенка с самого рождения окружают различные предметы. Наша задача помочь ребенку познакомиться с миром предметов, увидеть многообразие, разнообразие этого мира, помочь правильно с предметами действов...
Конспект занятия к теме:"Развитие понятийного аппарата детей младшего, среднего дошкольного возраста"
Этот материал поможет дать детям обобщенное понятие "мебель", рассказать о назначении каждого предмета, воспитывать у детей желание помогать по мере возможности, радоваться, испытывать удовлетвор...
Конспект занятия к теме:"Развитие понятийного аппарата детей младшего, среднего дошкольного возраста"
Познакомить детей с обобщенным словом "игрушки".Учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками.Формировать навыки коллективной игры....
К теме:"Развитие понятийного аппарата детей младшего, среднего дошкольного возраста"("Шапочка-колпачек клоуна Бима")
Познакомить детей с шапочкой, уточнить назначение шапочки, как одного из предметов одеждыНаучить детей вычленять ярко выраженные части шапочки (колпачек, резиночка, кисточка, их назначение, материал и...
Формирование понятийного аппарата у детей дошкольного возраста для овладения навыками работы с клеем в технике «бумагопластика»
Овладение навыками работы с клеем детьми дошкольного возраста при оформлении творческих заданий в технике "бумагопластика"...
Театрализованная игра - как один из видов детского творчества формирующий понятийный аппарат старших дошкольников.
Театрализованные игры - как один из видов творческой игры дошкольника....
Понятийный аппарат менеджмента
В данном файле представлены определения понятиям «предприниматель», «менеджер», «бизнесмен».Краткое их описание и различия....