Формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Устный доклад в рамках программы работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_doklad_v_ramkah_programmy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. В настоящее время отсутствует чётко и грамотно разработанная система развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования.

Актуальность раскрытия данной темы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе. Всем детям с ОВЗ особенно необходимы внимание, любовь, понимание, возможность творческого самовыражения. Деятельность по художественному творчеству даст реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Цель доклада раскрыть возможности формирования творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач воспитания и развития детей с ОВЗ на современном этапе. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – деятельность по художественно-эстетической направленности посредством изобразительной деятельности.

Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному, речевому, а также физическому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Процесс формирования художественно - эстетических способностей

у детей с ОВЗ

Воспитанники с ОВЗ - это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.

Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетических развитию в условиях группы дошкольного учреждения, которую посещают дети с ОВЗ, позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности. Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ, для их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию - изображения и конструирования уточняются представления детей с ОВЗ о свойствах и качествах предметов. Для того чтобы нарисовать, вылепить, построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, заметить и запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, пространственное расположение частей. В конструировании и изображении участвуют зрение, осязание, движение рук. Интеллектуальная деятельность ребёнка развиается в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Под руководством педагога дети с ОВЗ постепенно приобретают способность анализировать предмет.

Рисование является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребёнка, в процессе которой происходит тренировка и развитие у него внимания, памяти, образных представлений, что является чрезвычайно важным при подготовке к школьному обучению. Оно вызывает значительный эмоциональный отклик у детей, требует небольшой технической подготовки. Рисование способствует лучшему усвоению элементарных математических представлений, развивает психические функции - внимание, целенаправленность действий, память, улучшает моторные возможности детей, поощряет их к собственной деятельности, учит соотносить, вырабатывает гигиенические навыки.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей с ОВЗ преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах искусства в жизни.

Художественное творчество содействует и физическому развитию, при соблюдении гигиенических требований. Конструирование из крупного строительного материала требует разнообразных движений: ребёнок наклоняется, упражняя мышцы брюшного пресса, спины; поднимает, производя при этом усилие; встаёт, вытягивает руки вверх. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.

Важную роль в воспитаельно-образовательном процессе играет посадка детей – формирование правильной осанки, размещение столов по отношению к источнику света, правильное положение корпуса и использовании обеих рук во время деятельности.

Заключение

Формирование творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетическому развитию оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а также физическое развитие, а значит готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Детские рисунки и поделки - это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции и интерес. Яркие результаты вдохновляют, позволяют максимально раскрыться фантазии. Перед детьми открывается мир творчества и красоты.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. На занятиях дети работают красками, знакомятся со свойствами глины и пластилина. Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование художественно-эстетических способностей у дошкольников с помощью использования   техники витражного рисования по клеевому контуру»

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...

Семинар «Формирование художественно-эстетических способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Конспект образовательной деятельности по аппликации с детьми средней группы «Волшебный цветок» с использованием ИКТ в рамках Ярмарки-презентации авторских сценариев НОД по формированию художественно-эстетических способностей дошкольников с использованием

- Обучать умению пользоваться ножницами, вырезыванию овальных форм из прямоугольника путем скругления углов, наклеиванию, создавать композицию.- Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер.- Воспиты...

Мастер класс для педагогов «Формирование художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ посредством технологии ТИКО-моделирования

Цель: поделиться опытом работы с коллегами по использованию технологии ТИКО-моделирования»  в работе с детьми ОВЗ для формирования у них художественно-эстетических способностей....

Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством  изготовления поделок и  игрушек из бросового материала

В данной презентации изложены способы и примеры работы с детьми по художественно-эстетическому развитию путем изготовления поделок из бросового материала....