Тема: «Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала»
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Нянькина Ольга Викторовна

Ручной труд благотворно влияет на развитие художественно-эстетического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование художественно-эстетических способностей детей

посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала»

Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое развитие формирует творчески активную личность, способную воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитывает у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщает к художественной деятельности, а также развивает творческие способности.

Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др.

В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках ребенка и зависит от развитости его ума, чувств.

Выделяются задачи эстетического развития дошкольников:

- развитие эстетического восприятия, вкуса, эмоций, чувств, отношений и интересов;

- формирование элементарного эстетического сознания;

- формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы.

Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свой вкус, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

Каждый ребенок усваивает определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством воспитателя.

Для развития художественно – эстетического вкуса у детей, в нашей работе мы используем работу с бросовым материалом.

Почему именно бросовый материал?

Да потому, что все это очень интересно и полезно: мять, рвать, резать, сгибать, разгибать, соединять вместе, придумывать, фантазировать, получая удовольствие, как от самого процесса, так и от конечного результата.

Бросовый материал, работа с ним – кладовая для развития фантазии,

творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно

сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения,

мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для подготовки к школе. Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам.

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский, определяя роль эстетически содержательного труда, писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом.

Эпоха триумфа одноразовых вещей, в которой мы все сейчас пребываем, отучила нас предпринимать какие-либо действия для того, чтобы хоть немного продлить жизнь окружающих нас предметов. Порвалось — выкинули, поломалось — купили новое, вышло из моды — на свалку. Это касается практически всего, даже довольно дорогих вещей, которые могли бы ещё служить нам годы и годы. А значит, постепенно количество мусора увеличивается, сейчас его стало так много, что он мешает жить. С другой стороны, человек все больше раскрепощается, становится творческой личностью, дизайнером. Для художественного самовыражения ему нужны новые, интересные и необычные материалы.

С 1879 года началось производство туалетной бумаги с картонными рулончиками внутри. Именно тогда все люди разделились на тех, кто такие рулончики после использования выбрасывает и тех, кто, наоборот, собирает не только у себя, но и у всей родни, знакомых и соседей. Если кто-то удивлен, кому понадобилась такая глупость, то предложенная в этой работе подборка идей – для них.

На втулки предлагаем смотреть немного шире и принимать во внимание не только втулки от туалетной бумаги, но и от бумажных полотенец, упаковочной бумаги для подарков, фольги, пищевой пленки и т.д.

Картонная гильза (трубочка, цилиндр) изготавливается методом навивки и склеивания картонной ленты. Параметры (толщина, ширина, плотность) картонной ленты образуют втулку различного цвета и прочности для дальнейшей навивки туалетной бумаги, бумажных полотенец и других материалов санитарно-гигиенического предназначения, скотча, пленок, фольги, линолеума. Втулка не сминается под давлением и не деформирует рулон. Внутренний слой картонной втулки может быть цветным, под дизайн упаковки. Далее на картонные гильзы производится навивка материалов и нарезка на отдельные рулоны.

Большинство трубочек делается из картона разной толщины и плотности или из бумаги. Их легко можно склеить, разрезать, смять. Можно использовать практически любой клей! Кроме того, в трубочки можно втыкать булавки, деревянные палочки типа зубочисток, их можно протыкать насквозь и создавать основу для последующих прикреплений.

Трубочки можно красить или обклеивать цветной бумагой. На них можно наклеивать детали или украшения. Дальше следует раскрашивать, наклеивать узоры и присоединять детали: всовывать в сделанные отверстия, продевать насквозь, вставлять и укреплять при помощи клея, липкой лентой или стиплера. Это могут быть как части постройки (крыша, навес, балкон, крыльцо, замок), так и функциональные элементы, на которых будут крепиться иные детали (проволока, на которую будут надеты какие-то формы), а также просто украшения, как объемные, так и плоскостные.

Трубочки могут катиться и устойчиво стоять (поэтому из них можно мастерить вертикальные поделки). Главное достоинство трубочек от туалетной бумаги в том, что они достаточно устойчивы на поверхности стола и напоминают какую-нибудь основную форму – столб, тело человека, ракета.

Это значит, что они могут быть преобразованы в разные другие вещи, имеющие вертикальную форму. Например, стать стволом для дерева, мачтой для флага, игрушечной свечкой, башней, маяком. А находясь в горизонтальном положении, трубочки превращаются в удлиненные фигурки и могут стать огурцом, самолетом, рыбой, обыкновенной лодкой, автомобилем.

Из втулок делают различные поделки для декора помещения. Можно создать цветы, которые послужат трафаретом для рисования на стенах краской. А можно просто использовать такие цветы для декора. Нарезаем полосками в один сантиметр шириной и пальцами придаем узкую форму, создавая лепестки. Соединяем по несколько лепестков - три, четыре, пять или шесть - сколько вашей душе угодно. Такие цветы мы можем расположить по одной части стены - например, начиная с уголка. Вообще, рисунок может быть любым. Цвет так же можно расположить хаотично. В любом случае будет красиво и оригинально.

При изготовлении любой поделки перед детьми стоит творческая задача. В процессе выполнения этой задачи, мы формируем пространственное мышление, развивается геометрическое чутье, художественный вкус, знание физических свойств веществ, техническая смекалка.

Ребятам предлагаются самим решать проблемы, такие, как соединить предметы, как что-то приклеить на покатую плоскость, как сделать модель подвижной. За каждой вещью стоит своя история, и она влияет на восприятие нового художественного образа. Создавая поделки из бросового материала, дети очищают окрестности от мусора.

Для изготовления поделок мы используем также разнообразные пластиковые бутылки, из которых уже выпит сок или кефир, крышки, фантики от конфет, коробки, пробки, которыми закрывались эти емкости, футляры от шоколадных яиц - «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволоки, камушки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаще всего стремимся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность, на занятиях и в свободное от занятий время. Задача нас, педагогов организовать данную работу так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребёнка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки, развить художественно – эстетический вкус.

Поделки могут иметь разное назначение:

· для украшений интерьера группы, д/с, дома;

· для игр детей;

· использование в качестве подарков;

Так как материал относиться к категории бросового, при его подборе предъявляются определённые требования:

-безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

-тщательно промытым и просушенным;

-доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.);

-не вызывать чувство брезгливости у детей;

Хотите, вырастить ребенка творческим, сообразительным, целеустремленным, уверенным в себе ...? В этом вам помогут поделки из бросового материала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...

План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Консультация для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в сказках - шумелках

Консультация  для родителей и детей  по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в  сказках - шумелках...

Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством  изготовления поделок и  игрушек из бросового материала

В данной презентации изложены способы и примеры работы с детьми по художественно-эстетическому развитию путем изготовления поделок из бросового материала....