Конспект занятия Путешествие на остров маленьких слов (старшая логопедическая группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ракович Людмила Александровна

Конспект НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности по речи. Закреплять умение правильно использовать в речи простые предлоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Путешествие на остров маленьких слов

(старшая логопедическая группа)

Ракович Л.А.,

Учитель-логопед МБДОУ д.сад комбинированного вида №11, г.Мценск орловской области.

ЦЕЛИ:

  • Активизировать словарь по теме «Дикие животные наших лесов»
  • Закреплять умения правильно использовать в речи простые предлоги: в, на, под.
  • Развивать навыки детей составлять предложения с заданными предлогами.
  • Упражнять в составлении предложения из деформированной фразы.
  • Совершенствовать умение выкладывать схему предложения и проводить его анализ.
  • Закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Развивать пальчиковую моторику.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать чувство любви, сопереживания к диким животным.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  Конверт с письмом; символы предлогов В, НА, ПОД; план-карта; мяч; макеты жилища диких животных; картинки с изображением диких животных (волк, лиса, заяц, белка, еж, медведь); картинка птицы совы; деревянная бочка; конверты с разрезными картинками( по числу детей) , магнитная доска; фишки для составления схемы предложения; схемы для составления предложения с предлогами В,НА,ПОД; картинки «Нелепицы»; деревянный сундук; елка; книга «Новые приключения кота Леопольда».

* **

  1.  Организационный момент                                                                                                                                                                    Л о г о п е д ( в руках держит конверт). З а ч и т ы в а е т  п и с ь м о .

«Дорогие ребята! Мы знаем, что вы очень отзывчивые, любознательные дети, любите приключения. Помогите нам найти клад кота Леопольда на острове Маленьких слов. Для этого мы отправляем вам карту. Мышата».

Вопросы:

Л о г о п е д. Кто прислал письмо? (Письмо  прислали мышата).

Д е т и. Письмо  прислали мышата

 Л о г о п е д. О чем они просят?  

Д е т и. Мышата просят найти клад кота Леопольда.

Л о г о п е д. Поможем мышатам? Куда нам необходимо отправиться?

Д е т и. На остров маленьких слов.

Л о г о п е д. На чем можно отправится в путешествие на остров?

Д е т и. На машине, на велосипеде, на поезде, на корабле, на самолете.

Л о г о п е д   п р е д л а г а е т   о т п р а в и т ь с я   н а    с а м о л е т е.

Речевка: «Самолет летит по небу

               Крылья, подставляя небу

( идут по кругу имитируя руками вращение мотора)

               Он легонечко парит

              И по воздуху кружит

(идут по кругу, расставив руки в стороны)

              А теперь пора спускаться

              И на землю приземляться

(садятся на одно колено).

2.Основная  часть.

Л о г о п е д: Вот мы с вами на волшебном острове (смотрят план- карту). Какая первая остановка?

Д е т и. Остановка - маленькое слово В.

Л о г о п е д: Когда мы произносим слово В?

Д е т и. Когда предмет находится внутри.

Дети находят в группе символ слова В  

На доске выставлены макеты жилища диких животных.

Л о г о п е д: На острове много животных. Они вышли со своими детенышами погулять. Давайте покажем их на пальчиках (выполняют пальчиковую гимнастику).

На полянку пришли:

Зайчата (соединить большой палец с безымянным и мизинцем).

Лисята (соединить указательные, средние, безымянные пальцы правой и левой руки

             мизинцы подогнуть и соединить вместе, большие пальцы развести в стороны).

Волчата (выполняется также как упр. «Лисята» только подогнуть и соединить вместе указательные пальцы).    

Ежата (руки сцепить в замок, пальцы выпрямить).

Игра «Кто, где живет?»

Л о г о п е д : Детеныши играли и заблудились, и не могут найти свой дом. Давайте им поможем. Где живет белка?

Д е т и. Белка живет в дупле.

Л о г о п е д. Где живет медведь?                                                                                                      

Д е т и.Медведь живет в берлоге.

Аналогично о лисе, волке, еже.

Л о г о п е д: Какое маленькое слово вы называли в каждом предложении?

Д е т и. мы называли маленькое слово В.

Л о г о п е д. Придумайте свое предложение со словом В.

О т в е т ы  д е т е й.

Конфеты лежат в конфетнице.

Рыбки плавают в аквариуме.

Утром дети пришли в детский сад.

Карандаши лежат в коробке.

Ло г о п е д: Какая вторая остановка по плану-схеме?                                                                            Д е т и.  Следующая остановка маленькое слово  НА.                                                           Л о г о п е д. Когда мы произносим слово НА? 

Д е т и.  Когда предмет находится верху.

Л о г о п е д. На острове живет мудрая Сова. Она спрятала в конвертах разрезные картинки.  Соберите картинки и составьте предложение с маленьким словом НА.

Дети садятся за столы и выполняют задание.

Д е т и   о т в е ч а ю т:

Подушка лежит на кровати.

 Хрустальная ваза стоит на столе.

  Черная кошка сидит на крыше.

  Белка сидит на дереве.

Стеклянные игрушки висят на елке.

Спелые яблоки висят на дереве.

Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».

Логопед называет действие, а показывает другое действие, как бы запутывает детей. Дети выполняют только те действия, которые произносит логопед( Положите руки на колени. Положите руки на плечи и т.д.).

Л о г о п е д. Какая третья остановка? (Смотрят план-схему).

Д е т и : Третья остановка маленькое слово ПОД.

Л о г о п е д. Когда мы произносим слово ПОД?

Д е т и. Когда предмет находится внизу.

Л о г о п е д.Тут ель, а под елью бочка с заморочками. Их нужно разгадать.

Д е т и   п р и с а ж и в а ю т с я  н а  п о д у ш к и  р а с п о л ж е н н ы е   н а  п о л у.

Логопед достает 1 заморочку: «Хлопни в ладоши, если услышишь маленькое слово «ПОД».

Под столом уселась кошка

На столе большая плошка.

 На еловой ветке шишка

Под еловой веткой мишка

На полке тоненькая книжка

Под полкой стоит малышка.

Дети выполняют задание.

2 заморочка. «Добавь слово ПОД в зашифрованное предложение и назови его».

Кот, кровать, спрятался.   – Кот спрятался под кроватью.          

Грибы, дерево, растут.  -  Грибы растут под деревом.

Дети, идти, зонтом.  – Дети идут под зонтом.

Дети, крыша, стоят. – Дети стоят под крышей.

Улитка, сидеть, грибком. – Улитка сидит под грибком.

Коробка, лежит, столом.- Коробка лежит под столом.

3 заморочка. «Составь предложение по схеме».

 

Д е т и. Мяч закатился под стол.

 

Д е т и. Туфли стоят под диваном.

 

Д е т и. Ворона села под ель.

Д е т и    п о д х о д я т   к  м а г н и т н о й   д о с к е  д л я  п р о в е д е н и я   а н а л и з а       п р е д л о ж е н и я.

Л о г о п е д: Что мы составили? (предложение).

 Сколько слов в предложении  Ворона села под ель (четыре слова).

  Назовите  первое слово? Второе? Третье? Четвертое? (выкладывают схему предложения).

 Какое маленькое слово в этом предложении? На каком месте?

Дети работают коллективно. Один ребенок выкладывает схему у доски.

4 заморочка. Игра «Нелепица».

Дети рассматривают плакат и называют то, чего быть не может (медведь не может летать; лиса не живет на дереве и не ест грибы; заяц не спит в волчьем логове; вол не живет в дупле и не питается грибами).

5 заморочка. «Расшифровать предложение и подобрать к нему схему».

Л о г о п е д : клад, лежать, под, дерево

Д е т и. Клад лежит под деревом.

Л о г о п е д. Подберите для этого предложения свою схему.

Варианты схем:

Л о г о п е д. Придумайте и назовите свое предложение со словом ПОД.

Дети отвечают.

Л о г о п е д. Где спрятал Леопольд клад?

Д е т и. Клад лежит под деревом.

Дети находят дерево, а под ним сундук с тремя замками и ключами.. Замки в виде символов маленьких слов В, НА, ПОД. Дети подбирают ключи к замку придумывая предложение с предлогами.

Л о г о п е д: Чтобы открыть замки необходимо  подобрать ключи к замкам т.е. придумать три предложения о коте Леопольде и мышатах  с маленькими словами В,НА,ПОД.

Д е т и: Мышонок упал в аквариум.

          Кот Леопольд едет на велосипеде.

          Мышата идут домой под зонтом.

Открывают сундук.

Л о г о п е д: Молодцы! Все ключи вы подобрали правильно! Откроем сундук (достает книгу «Новые приключения кота Леопольда»). Мы возьмем книгу с собой в группу и обязательно почитаем. А теперь пора возвращаться в нашу светлую группу. Садимся в самолет.

Проговаривают слова речевки «Самолет».

3. Итог занятия. Логопед: Помогли мы мышатам найти клад кота Леопольда? Что мы для этого сделали?

Дети отвечают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Остров дружбы" для второй младшей группы

Занятие направлено на формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных отношений между детьми; развитие двигательной активности посредством игры.Интеграци...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в средней группе

Конспект занятия по экспериментированию с различными материалами для детей средней группы...

Конспект образовательной деятельности «Мама- главное слово» (старший дошкольный возраст)

Конспект ОД предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект дидактического упражнения"Большой-маленький" во второй младшей группе

Конспект дидактического упражнения"Большой-маленький" во второй младшей группе...

КОНСПЕКТ развлечения с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Остров сокровищ»

КОНСПЕКТразвлечения с детьмиподготовительной к школе логопедической группы«Остров сокровищ»Разработала и провела : учитель-логопед МБДОУ д/с № 1  Лычагина В.Э  Цел...

Конспект ООД по экспериментированию "Маленькие фокусники" вторая младшая группа

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....

Конспект НОД по рисованию "Маленькие гномики" в средней группе

Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей.              ...