Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Стендовый доклад в МГОСБ для слепых и слабовидящих, в рамках областного семинара "Адаптация детей с нарушениями зрения в современном мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_v_bib-ke_dlya_slepyh_2.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №104 г. Мурманска
Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения
в процессе ознакомления с профессиями
Актуальность: Выбранная тема данной работы актуальна в современных условиях, так как развитие коммуникативных и трудовых навыков имеет решающее значение для формирования у ребенка с нарушениями зрения первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Сегодня перед педагогом стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка.
Цель:
формирование у детей с нарушениями зрения коммуникативных и трудовых навыков, положительного отношения к труду взрослых
Задачи:
- Развитие навыков общения в процессе ознакомления детей с профессиями;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых
- Подготовка детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Средства по формированию коммуникативных и трудовых навыков
- Накопление практического опыта
- Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)
- Формирование различных знаний (о пользы труда людей разных профессий)
- Расширение кругозора. Проявление внимания к партнерам по труду
- Расширение словарного запаса
- Расширение представлений о сенсорных эталонах
Виды деятельности:
совместная деятельность взрослого с детьми:
- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
Большие возможности для непосредственного приобщения детей к труду взрослых заложены в самостоятельных играх и занятиях, наблюдениях, в трудовой деятельности, а также в общении с взрослыми и сверстниками.
Надо признать за детьми право в часы самостоятельной деятельности выбирать себе дело, и товарищей по душе, заниматься, играть, наблюдать за тем, что заинтересовало.
К старшему возрасту дети обычно знают, что такое профессия, и умеют называть многие профессии, понимают, что такое трудовые действия — это то, что делают люди на работе, могут назвать ряд трудовых действий няни, шофера и т.д.
Дети достаточно хорошо ориентируются в том, какие орудия и материалы необходимы для работы людей знакомых профессий.
Они должны усвоить, что такое системное представление, о работе людей какой-либо профессии, дают знания о названии профессии, месте работы, материалах и орудиях труда, трудовых поручениях и их последовательности.
При ознакомлении с конкретной профессией педагог напоминает, в какой последовательности и что надо говорить, предлагает детям проследить за тем, что все компоненты были названы.
При этом можно использовать в качестве игровых заданий дидактической
игры типа: «Кто знает, кем работают, как трудятся взрослые», «Кому, что нужно для работы», «Правильно ли Незнайка рассказал о труде поварихи».
Усвоив последовательность описания определенных профессий, дети постепенно вычленяют общую содержательную основу, схему раскрытия данного явления и начинает пользоваться ею при выяснении характера других профессий.
Полученные на занятиях знания дети начинают переносить в новые условия, что является важным показателем умственного развития.
К сочетанию разных форм работы следует стремиться и в ходе каждого отдельного занятия.
Беседа проходит интереснее и живее, если дети не только отвечают на вопросы взрослого, но и могут действовать и с картинками: группировать их, находить нужные.
Во время коррекционных занятий ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет.
Важное место в повышении активности детей на занятиях занимают игровые приемы, использование воспитателем различных игровых действий, игровых ситуаций разложить картинки, исправить ошибку.
Основные структурные элементы занятия:
Беседа или рассказ о содержании профессии, которые включают:
- история профессии;
- содержание труда;
- профессионально – важные качества;
- ограничения при работе этой профессии;
- описание интересных историй и случаев
из профессиональной жизни различных людей.
Используются игры, связанные с профессиями.
В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому, в занятия включаются две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.
Игры: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).
В разнообразных ролевых играх дети сами выбирают себе профессию. Во время игр дети учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам, начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).
В зависимости от воспитательно-образовательных задач и этапа обучения педагог решает, когда целесообразно проводить дидактические игры и упражнения как самостоятельные виды занятия, а когда использовать их как составные части. Таким образом, работа по ознакомлению детей с профессиями направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей его профессии.
Подготовила воспитатель I кв. кат. Власенко С.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения
Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....
"Эффективные формы и методы работы по развитию графических навыков у детей с нарушениями зрения"
Из опыта работы...
Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения
Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...
Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".
Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....
«Исследование уровня развития моторных и графомоторных навыков у детей с нарушением зрения.»
Предлагаемая система обследования моторных и графомоторных навыков у детей носит тестовый характер, процедура её проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представи...