Семейный клуб "Коммуникативные игры"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Константинова Надежда Владмировна

Конспект логопедического семейного клуба "Коммуникативные игры" для детей с речевыми нарушениями.

Цель клуба: объединение усилий родителей и педагогов для развития речи и коммуникативных способностей детей.

 

Основные принципы работы Клуба:

·       Добровольность

·       Компетентность

·       Индивидуальный подход

·       Открытость

·       Постоянная обратная связь

·       Соблюдение педагогической этики

 

          Задачи по взаимодействию:

1.     Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2.     Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;

3.     Активизировать и обогатить знания родителей в рамках выбранной тематики

4.     Познакомить родителей с многообразием коммуникативных игр, методикой их проведения

 

План проведения:

 

1.     Встреча родителей

2.     Вступительная беседа.

3.     Практическая часть. Игры с детьми и родителями

4.     Подведение итогов встречи.

5.     Ответы на волнующие вопросы.

6.     Окончание семейного клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_kommunikativnye_igry.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб.

Тема: «Коммуникативные игры»

Цель клуба: объединение усилий родителей и педагогов для развития речи и коммуникативных способностей детей.

Основные принципы работы Клуба:

  • Добровольность
  • Компетентность
  • Индивидуальный подход
  • Открытость
  • Постоянная обратная связь
  • Соблюдение педагогической этики

          Задачи по взаимодействию:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
  3. Активизировать и обогатить знания родителей в рамках выбранной тематики
  4. Познакомить родителей с многообразием коммуникативных игр, методикой их проведения

План проведения:

  1. Встреча родителей
  2. Вступительная беседа.
  3. Практическая часть. Игры с детьми и родителями
  4. Подведение итогов встречи.
  5. Ответы на волнующие вопросы.
  6. Окончание семейного клуба.

Вступительная беседа

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, в последнее время педагоги и  психологи с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не могут поддерживать и  развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.

Что такое коммуникация? – это способность свободно общаться, решать конфликты, легко вступать в диалог и поддерживать его.

Наверняка многие из вас замечали, что для наших детей это является большой трудностью. Например, дети на прогулке не могут поделить игрушку, и в лучшем случае сразу бегут к взрослым, в худшем начинают драться…

Дети не умеют реагировать на многие ситуации и эмоции других детей, с которыми им приходиться сталкиваться.

И еще один аспект, пожалуй, самый главный, в рамках нашего сада. Наши дети – речевые, т.е. их коммуникация затруднена еще и тем, что они не всегда могут правильно выразить свою мысль, подобрать слова и даже услышать и правильно понять собеседника.

Наша с вами задача - помочь им. В нашей работе с детьми мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются специальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей. Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные  проявления в поведении.

Практическая часть. Игры с детьми и родителями.

Для начала давайте мы проверим на сколько хорошо мы с вами знаем друг друга. Дети отворачиваются и вспоминают, чья мама пришла в (например: синей юбке и белой кофточке? (и т.д.)  (Играем вместе)

А теперь давайте вспомним или познакомимся с некоторыми играми, которые нам помогут:

Самая первая игра о которой мне бы хотелось упомянуть – это хорошо забытые нами сюжетно –ролевые игры, в которые все вы играли в детстве «Дочки – матери», «Магазин», «Школа» и т.д. Почему я обращаю на них такое внимание: во-первых в этой игре дети принимают на себя различные социальные роли и вы можете проигрывать в них абсолютно любые ситуации, в том числе и конфликтные и научить ребенка решать их. Во вторых это развитие связной речи в чистом виде, потому что все свои действия ребенок озвучивает, а так же проговаривает диалоги, ну или монолог, если играет один.

В чем проблема на сегодняшний день? В том, что дети не умеют в них играть, мир меняется и меняются игрушки, дети не пытаются придумать сюжет, запомнить его и развить, им проще играть в куклы которых надо только переодеть. Наша задача научить.

Как вызвать интерес? В первую очередь любой ребенок всегда интересуется тем, что делает взрослый и всегда хочет с ним поиграть и это наш главный козырь. Мы просто достаем кукол\ продукты\ тетради\машинки (если с мальчиком) и начинаем играть, ребенок придет сам и сам спросит: «А во что ты играешь?», «А как это?» все. Ребенок вовлечен, дальше вы уже направляете игру в нужное вам русло.

Вторая по значимости игра, в которой так же отрабатывается связная речь, память, внимание, интонационная сторона речи, воображение, словарный запас – это театрализованные игры. Все дети маленькие актеры и им нравится выступать, когда на них смотрят и слушают, особенно слушают. Заведите традицию, после прочтения сказки, разыгрывать хотя бы небольшую часть из нее или по выходным устраивать домашнее представление.

Так же замечательная игра, в которой дети учатся и слушать и говорить, т.е. развиваем связную речь – «Узнай по описанию». Если вы в компании друзей  или семьи, то можно описывать людей, если вдвоем, то предметы по лексическим темам. (Играем вместе)

Замечательная игра, которая поможет детям развить фонематический слух и пополнить словарный запас – это игра в слова. Загадываем слова на выбранный звук, кто вспомнит больше. Или игра найди звук в слове.  (Играем вместе)

К сожалению у наших деток часто встречаются агромматизмы в словоизменении и словообразовании. Поэтому мы играем с мячом в игры «один – много» , «2 и 5», «Назови ласково», «Чего не стало», «чей хвост» и т.д. игры обязательно проводим с мячом, это вызывает больший интерес у ребенка и концентрирует его внимание.

Так же у многих детей довольно узкий словарный запас, они путаются в обобщающих понятиях. Есть замечательная игра «Лото». Вариаций масса. И просто по лексическим темам и предметное, и звуковое и слоговое. Мы пополняем не только словарный запас, но и развиваем связную речь, фонематический слух, звуко-слоговую структуру речи.

Подведение итогов.

Т.О. выравнивая все стороны речи, мы даем ребенку возможность говорить правильно, выражать точно свои мысли и научиться общаться. Проигрывая различные ситуации и пути их разрешения в сюжетно- ролевых и театрализованных играх мы помогаем ему научиться лучше понимать сверстников и взрослых и самому решать конфликтные ситуации, а так же учим ребенка сочувствовать и сопереживать.

Давайте закончим нашу встречу последней игрой: «Узнай маму». (Ребенку завязываются глаза и он ищет маму на ощупь.)

Благодарю родителей за внимание и участие в играх. 

Итог: «В эти игры родители могут играть с детьми дома, они помогут укрепить с ребёнком, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, а так же доставят массу удовольствия и радости от общения с вашим ребёнком»

Игра «Угадай по описанию»

Возраст: от 2-ух лет

     Цель:  Развивать внимательность, мышление, связную речь, память

Количество игроков: от 2-ух

Правила игры

Вариант I

  1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
  2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Вариант II

  1. Ребенок описывает какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
  2. Вы по описанию угадываете и называете предмет.

Примечания игры

Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и отгадать, о ком/о чем вы говорите.

Игра «Назови слово на заданный звук»

Возраст: от 5 лет

Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа слова, активизация словаря

Количество игроков: от 2-ух

Правила игры:

  1. загадываете звук
  2. по очереди называете слова на заданный звук
  3. побеждает тот, кто назвал больше слов.

Примечания игры:

Игру можно усложнить двумя способами:

  1. называть слова на заданный слог
  2. называть слова на последний звук в предыдущем слове.

Игра "Один-много"

Возраст: от 5 лет
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

Количество игроков: от 2-ух
Оборудование: мяч, предметные картинки;
Правила игры: 

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.

Игра "Назови ласково"

Возраст: от 5 лет
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи уменьшительно-ласкательную форму;

Количество игроков: от 2-ух
Оборудование: мяч, предметные картинки;
Правила игры: 

Взрослый называет существительное и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Чего не стало»

Возраст: от 3 лет
Цель игры: развитие внимания, памяти, обогащение \ активизация словаря, развитие функции словоизменения (употребление сущ  в Р.п)

Количество игроков: от 2-ух
Оборудование: предметные картинки;
Правила игры: 

Взрослый выкладывает перед ребенком 3 картинки, просит назвать их и дает время на то, что бы он их запомнил. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и должен сказать чего не стало.

Примечание к игре: 

Игру можно усложнить и добавить количество картинок

Игра «Узнай маму по рукам»

Возраст: от 3-ех лет

Цель игры: развитие тактильного гнозиса, создание положительно -эмоционального настроя, создание условий для сближения родительско-детских отношений.

Правила игры: 

Мамы выстраиваются в ряд, ребенку завязываются глаза и он на ощупь должен найти свою маму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная интеллектуальная игра «Что? где? когда?»

расширять познавательные способности детей; закреплять представление о семейных традициях;активизировать внимание родителей;развивать семейное творчество;создать доброжелательную атмосферу и взаимопон...

Семейно-познавательная игра "Папа, мама я - экологическая семья"

Привлечь внимания родителей к экологическому воспмтанию, показать значение экологического воспитания в семье и роль экологических знаний в жизни человека....

Семейный клуб «Играем, развивая речь».

Цель: расширить представления родителей об игровых технологиях, применяемых учителями – логопедами в логопедической практике. ...

Семейный клуб «Играем, развивая речь».

Цель: расширить представления родителей об игровых технологиях, применяемых учителями – логопедами в логопедической практике. ...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....