Конспект НОД "Зверятам помогаем, лес снегом укрываем"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект будет полезен воспитателям коррекционных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zveryatam_pomogaem_les_snegom_ukryvaem.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Владимира
«Детский сад № 34 комбинированного вида»
Конспект образовательной деятельности
в коррекционной группе детей с ОНР
III – IV уровня
«ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЕМ,
ЛЕС СНЕГОМ УКРЫВАЕМ».
Подготовила:
воспитатель логопедической группы
высшей кв. категории
О. В. Аракчеева
Владимир 2015
Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе детей
с ОНР III – IV уровня
«Зверятам помогаем, лес снегом укрываем».
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: формирование у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, отзывчивость, стремление совершать добрые дела, желание помочь тем, кто нуждается в помощи.
Задачи:
Воспитательные:
- способствовать возникновению в игре дружеских отношений;
- помочь детям в освоении позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, дружбы, помощи;
- формировать культурную практику общения со взрослыми и сверстниками;
Речевые:
- развивать фонематический слух, слуховое восприятие;
- развивать умение делить слова на части (слоги);
- расширить активный словарь, вводя в речь приставочные глаголы;
- развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;
- совершенствовать умение образовывать существительные с суффиксами -онок, -ёнок;
- совершенствовать умение подбирать слова на звук «с»;
- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным предложением, занимать активную позицию в диалоге;
Образовательные:
- систематизировать знания детей по теме «Дикие животные наших лесов»;
- обучать детей составлению предложений с помощью мнемотаблицы;
Развивающие:
- содействовать развитию разных видов детской инициативы (коммуникативной, познавательной, двигательной);
- развивать ритмические способности детей;
-развивать словесно-логическое мышление;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Методы и приёмы:
практические: работа с дидактическим материалом;
наглядные: рассматривание мнемотаблицы; рассматривание дидактического пособия-картины «Узнай, кто спрятался в лесу?»;
словесные: составление предложений с помощью мнемотаблицы; вопросы по теме; словесные игры «Закончи предложение», «Подбери слово на заданный звук»;
игровые: игровые ситуации, физкультминутка, хороводная игра под музыкальное сопровождение;
Материал и оборудование:
ширма в виде «снежного» дома; на дом прикреплена мнемотаблица; сундучок, на который прикреплён картонный замок; игрушечные животные; дидактическое пособие-картина «Узнай, кто спрятался в лесу?»; дидактическая игра «Дикие животные и их детёныши»; бумажные снежинки по 2 шт. на каждого ребёнка; гирлянда из снежинок, которая спрятана в сундуке; картонные ключи по количеству детей; спортивное оборудование: спортивный модуль-«гора», деревянные спилы-ходунки по количеству детей, голубая ткань-«река»; «волшебное зеркало»; фонограмма со звуками зимнего леса; фонограмма песни Г. Гладкова «Песня про снежинки».
Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Дикие животные наших лесов», «Как звери готовятся к зиме», «Дикие животные и их детёныши»; рассматривание иллюстративного материала на заданную тему; занятия по продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, лепка, ручной труд) на заданную тему; чтение сказок, рассказов о диких животных; дидактические игры «Чей малыш», «Дикие животные и их детёныши» и др.; экскурсия во Владимирский музей-заповедник «Родная природа».
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да. А куда мы пойдём?
В.: Мне кажется, скоро вы сами догадаетесь. А сейчас закройте глазки и внимательно слушайте. Чтобы вам было удобно слушать, можете присесть на ковёр.
(Звучит фонограмма звуков, характерных для леса: шум деревьев, ветер, приглушённое пение птиц, стук дятла, треск ветки и т.д.)
В.: Ребята, откройте глаза и скажите, что вы услышали?
(Дети отвечают.)
В.: Как вы думаете, где можно услышать эти звуки?
Д.: В лесу.
В.: Конечно. Мы очутились в лесу.
(Воспитатель показывает детям картину, на которой изображён лес. Среди деревьев спрятались лесные звери. Воспитатель предлагает детям подойти к картине и встать полукругом.)
В.: Ребята, пожалуйста, внимательно посмотрите на этот лес. Интересно, чьи это уши выглядывают из-за куста?
Д.: Это заячьи уши.
(Аналогично дети находят и называют части тела других животных (медвежьи лапы, лосиные рога, беличий хвост, лисий хвост, ежиные иголки, волчья морда)).
В.: Ребята, вы хотите подружиться с лесными зверями? Может быть, мы позовём их, и они выйдут из своих укрытий? Но позовём мы лесных животных не обычно, а отхлопывая их названия по слогам. Давайте попробуем. Я уверена, что у вас получится.
(Воспитатель показывает указкой на спрятанного на картине животного, дети отхлопывают и называют слово по слогам. Воспитатель уточняет, сколько в слове слогов.)
Д.: За-яц (2слога); лось (1 слог); мед-ведь (2 слога); ли-са (2 слога); бел-ка (2 слога); ёж (1 слог); волк (1 слог).
(Во время ответов детей воспитатель ставит к картине игрушки: зайца, лося, медведя, лису, белку, ежа, волка.)
В.: Здравствуйте, наши лесные друзья. Ребята, оказывается звери вовсе не прятались в лесной чаще. У них стряслась настоящая беда. Звери потеряли своих детёнышей, искали-искали, но так и не нашли. Ребята, только вы им можете помочь. Ваше решение?
Д.: Мы поможем зверятам.
В.: Какие вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную минуту. Послушайте внимательно, что нужно сделать. На столе находятся картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей. Ваша задача: собрать полную семью. А чью семью будет собирать каждый из вас, мы сейчас посмотрим. Пожалуйста, выберете картинку.
(На столе рубашкой вверх разложены картинки с изображением взрослого животного (папы). Затем подходят к столу, отбирают картинки, садятся за стол и собирают семью. Воспитатель подходит к ребёнку и спрашивает у него, чья это семья, из кого она состоит).
В.: Скажи, пожалуйста,чья у тебя семья?
Ребёнок: Это заячья семья: заяц, зайчиха и маленький зайчонок.
(Аналогично - волчья семья: волк, волчица, волчонок; лосиная семья: лось, лосиха, лосёнок; медвежья семья: медведь, медведица, медвежонок; беличья семья: белка, бельчиха, бельчонок; ежиная семья: ёж, ежиха, ежонок; мышиная семья: мышь, мышка, мышонок; лисья семья: лис, лиса, лисёнок.)
В.: Ребята, вы справились с таким сложным заданием: собрали семьи животных, правильно их назвали, помогли нашим зверятам, вы настоящие друзья. Я вами горжусь. Звери радуются, и мы тоже. Покажем нашим друзьям весёлую лесную зарядку?
Физкультминутка:
У нас славная осанка, мы свели лопатки, (выпрямить спину)
Мы походим на носках, а потом на пятках. (идут на носках, потом на пятках)
Пойдём мягко, как лисята и как мишка косолапый (имитируют движения животных)
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог, (присели, обхватили колени руками)
Лучик ёжика коснулся – ёжик сладко потянулся. ( воспитатель дотрагивается рукой до ребёнка, ребёнок встаёт)
Физзарядкой целый день заниматься нам не лень! (дети прыгают на двух ногах)
В.: Семья вместе – так и душа на месте.Теперь звери могут отвести своих малышей домой. Кстати, а вы знаете, где они живут? Где живёт белка?
Д.: Белка живёт в дупле.
В.: А где живёт медведь? (ёж, лось, волк, заяц, лиса, мышь)
Д.: Медведь живёт в берлоге (ёж делает норку из опавших листьев; волк – в логове; лиса - в норе; мышь – в норке; заяц прячется под кустом; у лося весь лес – дом).
В.: Совершенно верно. Напомните, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д.: Сейчас зима.
В.: Верно. Значит, наши лесные друзья будут в лесу…
Д.: Зимовать.
( Раздаётся птичье пение. Логопед показывает детям синицу.)
В.: Ой, кто это?
Д.: Это синичка.
(Синичку озвучивает логопед.)
Синичка: Как же звери будут зимовать, если в лесу очень мало снега.
В.: Ребята, давайте присядем и подумаем, лесным животным нужен снег?
(Дети садятся на ковёр, отвечают на вопрос воспитателя.)
Д.: Конечно нужен.
В.: А зачем?
Д.: Заяц зимой меняет серую шубку на белую. На снегу лиса и волк его не заметят, а если не будет снега, то они зайчика быстро найдут. Белка тоже меняет рыжую шубку на серую, и на дереве её трудно заметить. Снег согревает животных зимой, он покрывает землю, жилища животных, и мороз им не страшен, ведь медведь и ёж зимой спят. А лиса и волк по следам на снегу находят себе пищу: зайца, мышку.
В.: А если снег не выпадет, что будет с животными, как вы думаете?
Д.: Животным будет холодно, они могут погибнуть.
В.: Синичка, ты везде летаешь, всё знаешь. Скажи, может быть, Зима забыла, что в лесу снега нет, и ей нужно об этом сказать?
С.: Зима спит в своём снежном Царстве. Сундук её волшебный, в котором снежинки хранятся, заперт, а ключи от того сундука у Зимы. И ветры буйные её будили, и мы, птицы лесные, но только крепко спит наша Зимушка-зима.
В.: Что же делать? Ведь животным зимой без снега очень плохо, они же могут погибнуть.
С.: Разбудить её могут волшебные слова, которые на дворце её снежном написаны. Мы, птички и звери лесные, не можем их разгадать, только людям это под силу.
В.: Ребята, что же делать? Кто сможет помочь лесным зверятам?
Д.: Мы поможем, разбудим Зиму.
С.: Какие вы смелые, ребята, а я покажу вам дорогу в Царство Зимы.
(Воспитатель берёт синичку у логопеда, дети идут за воспитателем, воспитатель озвучивает маршрут, дети договаривают, называя приставочные глаголы.)
В.: Шли мы, шли, из леса… (вышли), дальше мы… (пошли). Шли-шли, к горе… (подошли), гору…(обошли), дальше мы…(пошли). Шли-шли, к речке… (пришли).
(На полу расположены «гора» (спортивный модуль), «речка» (голубая ткань).)
В.: Ребята, чтобы до Царства Зимы дойти, нам нужно речку…
Д.: Перейти.
В.: Как же нам речку перейти?
Д.: Нужно построить мост.
В.: Посмотрите, друзья, вот и брёвна для моста. Только здесь записка. Послушайте внимательно, что в ней написано.
(Около «речки» лежат деревянные спилы, на них – записка.)
(Воспитатель читает записку: «Мост построят без труда волшебные «снежные» слова. Словечко на звук «с» вы назовите и брёвнышко через речку положите».)
В.: Ребята, вы поняли задание? Тогда по очереди называйте слова на звук «с», но только связанные с зимой, и ставьте брёвнышко.
(Дети называют слова, которые начинаются на звук «с»: сугроб, снежинка, снег, санки, сосулька, снеговик, снегирь, синица, снежок, снегопад, снегоход. Дети друг за другом переходят по деревянным спилам. Подходят к дому Зимы.)
В.: Ну вот, ребята, мы и пришли к дому Зимушки-зимы. Посмотрите, а вот и волшебные слова, только они спрятались в таблицу с картинками. А мы с вами такие таблицы уже умеем разгадывать. Садитесь, отдохните после трудной дороги, давайте разгадывать вместе.
( Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом. На доме Зимы помещена мнемотаблица. В ней «спрятана» закличка:
«Зимушка-зима, просыпаться пора!
Сундук волшебный открывай,
Много снега насыпай,
Лесным зверятам помогай!»)
( Дети разгадывают, из дома выходит второй воспитатель в образе Зимы.)
Зимушка-зима: Ой, как долго я спала.
В.: Зимушка-зима, открой, пожалуйста, свой волшебный сундук поскорее, выпусти снежинки, а то звери лесные погибнут от холода.
(Зима достаёт ключи от сундука, который стоит на стульчике перед домом Зимы. На сундуке висит «замок»)
З.: Сундук открою побыстрей,
Снежинки выпущу скорей!
Но вот беда – забыла я,
Каким ключом закрыть могла
Свой сундучок волшебный я. Друзья, поможете найти ключик к замку?
Д.: Да.
(Зима раздаёт детям ключи. Дети по очереди прикладывают ключи к замку, находят нужный. Зима открывает сундук и достаёт гирлянду снежинок.)
З.: Снежинки-подружки, летите,
Зверятам лесным помогите!
Засыпайте леса, укрывайте поля,
Чтоб спокойно под снегом отдыхала земля!
З.: Спасибо вам, ребята, за то, что разбудили меня и зверятам помогли. Вы очень добрые, смелые, не испугались долгой дороги и трудных заданий, вы настоящие друзья. Это моё волшебное зеркало. Посмотрите, как лесные зверята радуются снегу, теперь им мороз не страшен.
(Зима показывает «зеркало». На нём прикреплена картинка: на фоне зимнего леса звери радуются снегу.)
З.: За вашу доброту я награждаю вас моим орденом. Теперь вы мои друзья и помощники.
(Зима прикрепляет детям на грудь маленькие снежинки-ордена).
В.: Спасибо, Зимушка-зима. А мы тоже хотим тебя порадовать – подарить тебе танец.
(Дети и воспитатель танцуют танец, в конце которого устраивают снегопад).
В.: Ребята, пора нам возвращаться в садик. До свидания, Зимушка-зима.
З.: До свидания, мои друзья!
(Дети и Зима прощаются друг с другом).
В.: Закрываем глазки, возвращаемся из сказки. Раз, два, три, покружись, в детском садике очутись.
(Дети действуют по инструкции воспитателя).
В.: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания показались вам лёгкими, а какие вызвали затруднения? Кому вы смогли помочь?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя).
В.: Ребята, вы большие молодцы. Вы смогли разбудить Зиму и помогли лесным животным. Я вами горжусь.
(Дети возвращаются к самостоятельной деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия : «Выпал первый снег»
Конспект занятия по развитию речи и ИЗО в I младшей группе: «Выпал первый снег»...
Конспект занятия по аппликации «Снег идёт».
Цель: Вызвать у детей радостное настроение от зимы и снегопада, предложить сделать зимнюю аппликацию себе на память. Развивать мелкую моторику рук при скатывании кусочков салфеток в шарики. Восп...
Конспект НОД «Взаимодействие воды, снега, льда».
НОД на тему: «Взаимодействие воды, снега, льда»....
Конспект ноод на тему: «Снег для львенка».
Ноод по лепке. С использованием сюрпризного момента....
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект занятия «Шифоновая радуга» "Зайчатам помогаем, лес снегом укрываем" (первая группа раннего возраста)
laquo;Шифоновая радуга» не только способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию, но и является великолепной методикой, позволяющей знакомить ребёнка с ц...
Конспект НОД по рисованию "Снег, снег кружится, белая вся улица...".
Тема: "Снег, снег кружится,белая вся улица..."Цель: учить передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев; привлекать к рассматриванию рисунков, давая им образную характери...