Конспект занятий по снятия импульсивности у старших дошкольников
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Янышевская Александра Александровна

Присокоррекционные упражнения для снятия имульсивнсти, агрессивности у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokor_upr.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий  

Психокоррекционные упражнения для снятия  импульсивности у старших дошкольников

Предлагаемые упражнения будут проводиться 2 раза в неделю.  

Цель занятий - снижение импульсивности, реализация коррекции внимания в процессе активной двигательной деятельности детей.

В основу коррекционных упражнений положены подходы нейропсихологические, психофизиологические (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, Л.С. Цветкова, Э.Г. Симерницкая,            М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровинская, Т.М. Марютина,           Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк) и становления поведенческой модели «Я концепции» ребенка (В.Ф. Скиннер, К. Роджерс).

Способы реализации: групповые занятия в игровой форме, упражнения.

Коррекционные развивающие упражнения составлены с учетом возрастных специфических и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В. И. Зуевым, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютово, Г.Б. Мониной, А.Л. Сиротюк, А.С. Султановой,   Л.П. Успенской, и другие.

Занятия построены в игровой форме, что активизирует деятельность детей старшего дошкольного возраста, помогает заинтересовать их.

Таблица 1.

Тематический план

Психокоррекционные игры

Названия

Цель

Упражнение «Горячий мяч».

Цель упражнения: развитие внимания, контроль двигательной активности, снятия импульсивности.

Упражнение «Тишина».

Цель упражнения: развитие слухового внимания  и усидчивости.

Упражнение «Золушка».

Цель упражнения: развитие распределения внимания, снятие импульсивности.

Упражнение «Самый внимательный участник».

Цель упражнения: развитие внимания и зрительной памяти.

Упражнение «Скучно так сидеть».

Цель упражнения: развитие внимание.

Упражнение «Слушай хлопки».

Цель упражнения: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Упражнение «Карандаши и ручки».

Цель упражнения: распределения внимания.

Упражнение «Снежный ком».

Цель упражнения: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Упражнение

«В зоопарке»

Цель упражнения: снятия импульсивности, эмоциональной раздражительности и агрессивности.

Упражнение: «Море волнуется...».

Цель упражнения: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Упражнение: «Росток».

Цель упражнения: элиминация гнева и агрессии.

Упражнение: «Клубочек».

Цель: развитие саморегуляции.

Психокоррекционные игры

Предлагаем использовать 2 игры в раз неделю. Для этого составим для педагога список игр с инструкциями.

  1. Упражнение «Горячий мяч».

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности, снятие импульсивности.

Оборудование: мяч (лучше красного цвета).

Инструкция: все играющие должны встать в круг, на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч его нужно передавать по кругу, т.к. мяч горячий его нужно передавать очень, очень быстро. Главное условие кто уронит мяч, тот выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

  1. Упражнение «Тишина».

Цель: развитие слухового внимания  и усидчивости.

Инструкция: «Ребята давайте послушаем тишину. Сосчитаем звуки, которые вы слышите за окном. Сколько их? Какие это звуки?».

  1. Упражнение «Золушка».

Цель: развитие распределения внимания, снятие импульсивности.

Оборудование: Ведерко с фасолью или бусинками(цвет: белый, коричневый и разноцветный).

Инструкция: В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасоль, можно использовать бусинки (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с упражнением.

  1. Упражнение «Самый внимательный участник».

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематикам: «Животные в зоопарке», «Профессии»  и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и могут изменить позу. Ведущий должен сказать, кто как стоял, и у кого какая была поза.

  1. Упражнение «Скучно так сидеть».

Цель: развитие внимание.

Оборудование: стулья.

Инструкция: Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены  и читают стишок: «Скучно, скучно, так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться и местами поменяться?» Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывают. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

  1. Упражнение «Слушай хлопки».

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Инструкция: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «домика», если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «морской звезды», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  1. Упражнение «Карандаши и ручки».

Цель: распределения внимания.

Оборудование: коробочка с карандаши и ручками, 4 тарелки.

Инструкция: В игре участвуют 2 человека. На столе стоит коробочка с карандаши и ручками. Нужно по команде каждому игроку разобрать и разложить по 2 тарелкам карандаши и ручки. Можно завязать игрокам глаза.

  1. Упражнение «Снежный ком».

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Инструкция: Выбирается тема игры: животные, города, имена и т.д. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «кошка» (если тема игры «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «кошка, собака». Третий игрок говорит: «кошка, собака, слон». И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. И так игра продолжается до тех пор, пока не остается победитель.

  1. Упражнение «В зоопарке».

Цель: снятия импульсивности, эмоциональной раздражительности и агрессивности.

Инструкция: «Дети, мы сейчас отправляемся с Вами в зоопарк! Кто в зоопарке живет? Сейчас мы с вами будем звуками изображать жителей зоопарка. Игроки звуками изображают различных животных, нужно чтобы звуки как можно были громче (тигр - рычит, волк - воет).

  1.  Упражнение: «Море волнуется...»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Инструкция: Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура - замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «Отомри!»

упражнение продолжается.

  1.  Упражнение: «Росток».

Цель: элиминация гнева и агрессии.

Инструкция: садимся  на корточки, голову наклоняем, к коленям и обхватываем их руками.

Инструктор: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать, тебе расти, считая до пяти. Постарайся равномерно распределить стадии роста».

В начале освоения этого упражнения на каждый счет ребенку называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

«один» - медленно выпрямляются ноги,

«два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки",

«три» - постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам),

«четыре» - разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову,

«пять» - поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Какой ты молодец. Как здорово у нас получилось расти. Скажи, тебе удалось расслабиться? Трудно ли тебе было распределить стадии роста?

  1. Упражнение: «Клубочек»

Цель: развитие саморегуляции.

Инструкция: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

После каждого занятия проходит рефлексия: ребенок говорит, какое у него настроения, понравилось ли ему занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников

Занятия и  презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное  место и усложняются от группы к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников

Тема занятия "Царица-водица". Конспект занятия принимал участие в областном заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию системы дополнительного образования детей (но...

Конспект занятия по познавательному развитию старших дошкольников "Красоту Байкала спасет "МИР""

Дать детям знания об уникальной Байкальской экосистеме, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений является одним из приоритетных направлений нашего ДОУЦель занятия: Пропа...

Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников

Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...

Конспект занятия по эмоциональному развитию старших дошкольников с использованием ИКТ «Наши эмоции»в подготовительной к школе группе с использованием презентации.

Цель занятия: закрепление представления детей об основных эмоциях человека.Задачи: - создать возможности для самовыражения;- закреплять навыки практического владения выразительнымидвижениями;- формиро...