Детский сад и инклюзивное образование.
статья по коррекционной педагогике на тему
Что такое инклюзивное образование? Какими нормативными документами оно регламентируется? Каковы принципы инклюзии, её задачи и актуальность на сегодняшний день в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад и инклюзивное образование.
«Инклюзивное» образование - это признание ценности, различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
(Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них).
Нормативные документы:
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Плюсы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование положительно влияет не только на детей с особенностями развития, но и на малышей, у которых никаких патологий нет.
Дети учатся быть добрее по отношению к тем, кто от них отличается. У многих из них формируется взрослая наставническая позиция. На улице, в общественных местах они спокойнее и эффективнее реагируют на появление человека с ограниченными возможностями.
Помогать не таким, как ты — для них так же естественно, как дышать. Эта особенность встраивается в психику детей, становится их личностной чертой. Пребывание в инклюзивной группе влияет на развитие таких качеств, как гибкость, терпеливость, коммуникабельность.
Для формирования отношений внутри такой группы с детьми работают психологи и педагоги. Используя отработанные методики, специалисты помогают малышам сформировать определенные навыки общения и принятия особенных детей.
Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех;
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.
Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Актуальность.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
В детском саду.
Целый штат специалистов детского сада работает над одной задачей — помогать любому ребенку максимально раскрыть его возможности, а также учить его работать со своими «слабостями», компенсировать дефициты.
Детки с ограниченными возможностями здоровья вполне справляются с учебой, для них сложнее взаимодействовать и общаться с другими людьми. И тут на помощь приходят обычные дети, которые играют с ними, помогают социализироваться. К тому же малыши совсем не воспринимают «странности» своих друзей как что-то экстраординарное. Опыт показывает, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.
Специалисты советуют проводить серьезную психологическую работу именно с нормально развивающимися детьми, их родителями. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что такая работа благотворно сказывается непосредственно на детях с особенностями развития.
Наша страна только начинает развиваться в сфере инклюзивного образования. Как быстро будет проходить это развитие, зависит не только от государства и социально-экономического состояния общества, но и от каждого человека в отдельности. Важно сделать так, чтобы особенному ребенку было одинаково комфортно дома, на детской площадке и в садике — так же, как и остальным детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.
Инклюзивное образованиес требованиями ФГОС...

Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС
Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию
Подготовка детского сада к инклюзивному образованиюНаше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому р...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....