Служба ранней помощи "Привет, малыш!!!"
проект по коррекционной педагогике по теме

Кучер Марина Александровна

Проект организации службы ранней помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_organizatsii_sluzhby_ranney_pomoshchi.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Проект 

по организации службы ранней помощи

«Привет, малыш!» 

                                                        Разработчик проекта:

                                        учитель – логопед

                                           Кучер Мария Александровна

Ачинский район

п. Малиновка

2016 год

Проект по организации службы ранней помощи

«Привет, малыш!»

 

       1. Актуальность проекта:

                                                             Наш девиз:

«Вмешаемся в проблему раньше,

чем она вмешается в счастье ребенка»

 

            Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции о правах ребёнка, направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает  индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем учреждении организована образовательная деятельность с детьми от 2 до 7 лет. Функционирует 8 групп, из них 5 комбинированной направленности (дети с тяжёлыми нарушениями речи, нарушением опорно двигательного аппарата и 1 ребёнок с тяжёлыми нарушениями физического и психического развития обучается на дому). В ДОУ создан психолого – медико – педагогический консилиум, разработано положение о его деятельности,  выработан алгоритм выявления детей с нарушениями в развитии, разработана адаптированная образовательная программа для детей с ТНР, индивидуальные программы сопровождения  детей  с ограниченными возможностями здоровья, установленными ПМПК Ачинского района.

Анализируя    состояние образовательной системы ДОУ,  мы пришли к выводу о необходимости  создания службы, которая бы при ранних  проявлениях нарушений развития  дошкольников, проводила  профилактические и коррекционные  мероприятия. На территории нашего населённого пункта (посёлок городского типа с населением более 2- тысяч жителей) есть семьи, имеющие детей с нарушениями  развития,  родители, которых  не имеют возможности   коррегировать имеющиеся недостатки до поступления ребёнка в детский сад. В связи с этим  появилась необходимость   изучения   опыта  коррекционной работы по преодолению  нарушений у детей раннего возраста и создания в ДОУ группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности и Службы ранней помощи от 0 до 3 лет.

Начиная с середины 90-х годов Министерством образования Российской Федерации в качестве приоритетной, выдвигается задача создания системы ранней диагностики и специальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с недостатками в развитии.

Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются, прежде всего, здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.

Однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Как правило, родители не владеют специальными знаниями, получить их часто практически негде: психолого-медико-педагогических служб недостаточно,  да и специалистов – дефектологов, психологов, логопедов  для работы с этим возрастом очень мало.

Вторая важнейшая причина оказания ранней помощи детям – это неуклонный рост числа новорожденных детей с отклонениями в развитии. Современные исследования показывают, что число детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии,  достигает 70-75% от общего числа новорожденных. Причины этого – ухудшение состояния здоровья женщин, тенденция к выхаживанию детей, родившихся недоношенными.  

                Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в существенной социальной поддержке. Услуги, включенные в данную группу, призваны оказать содействие родителям в налаживании жизни с ребенком, имеющим серьезные проблемы,  обеспечить их адаптацию и интеграцию в общество. Развитие таких услуг позволяет   обеспечить реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семье.

  2. Участники проекта – дети от 0 до 3 лет, родители (их законные представители), воспитатели, узкие специалисты и администрация ДОУ, УО администрации  Ачинского района.

3. Клиенты службы ранней помощи – семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья от 0 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии или риском отставания в развитии,  которые могут приводить к проблемам в будущем.  

4. Гипотеза: создание механизмов поддержки и развития детям раннего возраста, имеющим ограниченные возможности здоровья или риском отставания в развитии и их семьям, окажет содействие оптимальному развитию и адаптации в обществе ребёнка с особыми потребностями.

  5. Цель работы Службы ранней помощи «Привет, малыш!»  – создание условий в дошкольной образовательной организации для оказания психолого-педагогической,  медико-социальной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии в возрасте от 0 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

6. Задачи службы:

         -  оборудование и оснащение кабинета Службы ранней помощи на базе         МКДОУ «Малиновский детский сад», разработка Положения о службе ранней помощи, внесение дополнений и изменений в Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме ДОУ;

- открытие группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности;

        - информирование  родительских, общественных и профессиональных           организаций о работе службы ранней помощи в ДОУ, её миссии, целях и задачах;

       - формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья;

       - взаимодействие  с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования;

    -  формирование у ребенка с  ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии ключевых образовательных компетенций в доступном объеме и надлежащего качества;

     - оказание комплексной  помощи родителям в создании необходимых условий для развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии, формирование  специальных компетенций, необходимых для его воспитания и обучения;

    -   определение образовательного маршрута ребенка и обеспечение преемственности в психолого-педагогическом сопровождении детей целевой группы и их семей на дальнейших этапах развития, в других учреждениях.

 

7. Последовательность при организации помощи детям в условиях

 Службы ранней помощи:

Система ранней помощи детям с ОВЗ или риском нарушений в развитии и их семьям включает следующие этапы:

I этап выявления детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг):

        -   выявление;

        -  направление в СРП.

II этап создания и реализации программ ранней помощи:

        -    точная междисциплинарная оценка развития;

        - дифференциальная диагностика. Выявление (если это возможно) причин возникновения функциональных нарушений;

        -    работа с семьей и ребенком по индивидуальным программам;

        - обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений.

III этап перехода ребенка в программу учреждения для детей дошкольного возраста (сопровождение ребенка и семьи).

        -   рекомендации команде профессионалов выбранного учреждения:

        -   передача технологий работы с семьей и ребенком;

        -  передача и комментирование необходимой документации из истории работы с семьей.

  8.Функции  Службы ранней помощи

«Привет, малыш!»:

                  - просвещение - информационно – психологическое сопровождение семьи,         передача родителям творческого опыта педагогов по организации коррекционной         работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья;

                  - развитие – реализация программ индивидуального сопровождение ребёнка,         коррекция имеющихся  проблем  развития ребёнка или риском отставания в развитии, расширение кругозора, развитие интеллекта;

                   -   терапевтическая функция - отвлечение детей от грустных, печальных событий, обид, снятие нервного напряжения, страхов, вызывание радостного настроения,         обеспечение эмоционально-положительного состояния, умение использовать         радость творческого ожидания;

                 -   сохранность здоровья - обеспечение здорового образа жизни воспитанников.

9. Направления работы

Службы ранней помощи «Привет, малыш!»::

Консультативно – диагностическое направление:

        - определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с         основными         нормативными показателями данного возраста;

- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация         отклонений в развитии ребенка или риском отставания в развитии;

-    анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

-    консультирование родителей по вопросам развития и коррекции;

- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся         отклонений;

-  реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

- создание  соответствующей коррекционно-развивающей среды в домашних условиях;

-  консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

               -  разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи         ребенку

 и семье;

               - обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с         ребенком;

              -  проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых         развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

              - проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации         внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного         рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-методическое направление:

               -  информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-медик-педагогической помощи «Привет, малыш!» МКДОУ «Малиновский детский сад» совместно с социальными институтами детства: (женская  консультация г. Ачинск, роддом г. Ачинск, детская поликлиника г. Ачинск и   КГ БУЗ «Малиновская врачебная амбулатория», ПМПК Ачинского района (буклеты, объявления, информационные письма, рекомендации);

        - информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой         информации, в том числе  сайт учреждения и Управления образования Администрации Ачинского района;

        - создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

             - повышение квалификации воспитателей групп раннего возраста и узких специалистов ДОУ;

        - разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Организационное направление:

        - организация взаимоотношений и установление доверительных отношений с родителями в дородовый период;

        - организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями или риском отставания в развитии;

        - координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи;

        - организация взаимодействия службы ДОУ с Ачинским педагогическим колледжем, соответственно сетевому проекту «Открытие кабинета – лаборатории по подготовке педагога к работе с детьми с ОВЗ»;

        - организация обобщения и распространения опыта работы по ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии.

 10. Принципы Службы ранней помощи

«Привет, малыш!»:

 -  открытость – способность к обмену информацией с социумом, специалистами внутренней службы, родителями;

- партнерство – установление партнерских отношений с организациями, родительскими комитетами, семьей, ребенком и его ближайшим окружением;

-  командный  междисциплинарный  подход – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности Службы, обменивающиеся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и семьей ребенка;

- принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников Службы необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;

- добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

- конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье;

- модульный принцип организации  всей деятельности службы «Привет, малыш!».

 11. Организация деятельности

Службы ранней помощи «Привет, малыш!» по модульному принципу:

Структура модуля

        

                -   В каждый модуль включаются занимательные дела  по всем видам  деятельности с      детьми, семьёй.

                - Каждый модуль имеет сюжет, который развёртывается на протяжении долгого времени (месяц и более).

        -  Деятельность участников проекта  приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что  их запланировали педагоги, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

 

Основные модули организации деятельности  службы ранней помощи

«Привет, малыш!»

 

Основные участники  

Название модуля

 Цель деятельности по модулю

Примечание

Родители    

«Мы вместе»

 

  Установление доверительных отношений с родителями  начиная с дородового периода,

ознакомление  с задачами, направлениями, условиями  и специалистами   Службы.

 

Возможно участие работников здравоохранения и специалистов ДОУ.

«Не знаешь – научим»

 

 Повышение компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста с ОВЗ.  

   

В организации деятельности по данному модулю   предусматри вается участие специалистов ДОУ и представителей здравоохранения.  

«Помоги себе сам»  

Формирование стремления родителейзаниматься самообразованием  по изучению технологий и методов общения и практической деятельности с ребёнком по определённым нарушениям развития.

Согласование со специалистами при применении в практической деятельности.

Ребёнок

 

«Привет, малыш!»

 Организация процесса диагностики, оказание помощи в создании коррекционно – развивающей среды дома.

Возможно участие работников здравоохранения и специалистов ДОУ.

«Здоровей-ка»

 

Организация и проведение с детьми здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих занимательных мероприятий, создание условий для   самостоятельной двигательной деятельности.

Все виды деятельности выполняются соответственно индивидуальной программе сопровождения и совместно с родителями.

«Игралочка» 

 Создание условий для развитие познавательной активности через игры, игровые упражнения, игровые ситуации.

Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.

«Расскажи и покажи»  

Создание условий и организация мероприятий по коррекции речевого развития.

Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.

«Маленькие фантазии»

Формирование эстетических чувств, создание условий для развития детского художественного творчества.  

Соответственно возрасту и индивидуальным особенностям.

 Педагоги

 «Успех деятельности педагога определяется наличием педагогических способностей»

 Ознакомление с правовой дукументацией,  разработка документации по организации деятельности Службы.

 

 В реализации данного модуля принимают участие все педагогические работники ДОУ

«Лучше один раз увидеть, чем 100 услышать».

 

 Ознакомление и изучение опыта работы коллег.

 Мероприятия в ДОУ и сетевое взаимодействие с ДОУ г. Ачинска и г. Назарово.

 «Учимся у того, кого учим»

 

 Взаимодействие с Ачинским педагогическим колледжем, реализация сетевого проекта «Открытие кабинета – лаборатории по подготовке педагога к работе с детьми с ОВЗ»

 Организацация деятельности пилотной площадки в ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.

Социум

«Содружество»

 

Анализ особенностей социальной ситуации ребёнка, установление контакта ПМПк ДОУ и ПМПК Ачинского района, со службой здравоохранения и социальной защитой населения.

 

В организацию деятельности  по данному модулю  входят представители здравоохранения (врач  и медицинская сестра Малиновской амбулатории, медицинская сестра, выполняющая обязанности в ДОУ, члены ПМПК Ачинского района)

«Школа семьи»  

Организация мероприятий с семьёй специалистами ДОУ и другими участниками проекта.

Возможно участие совместно с детьми.

«Школа молодого педагога»  

Повышения квалификации молодых педагогов по организации работы с детьми раннего возраста с ОВЗ или риском нарушений в развитии.

Через сетевой проект с участием Ачинского педагогического колледжа (педагоги колледжа)

12. Этапы реализации проекта:

        I этап - организационно – ознакомительный.

        Цель: изучить проблему   через научно – методическую литературу, подготовить практический материал, определить участников проекта и формы работы и способы  представления результатов работы.

        II этап - основной  

        Цель: системный подход  к организации образовательного процесса  с семьями, имеющими детей раннего возраста  с ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии,  коррекционно – развивающая работа с детьми и сотрудничество с социальными структурами, оказывающими влияние на проблему: Управление образования Ачинского района, ПМПК Ачинского района, КГ БУЗ «Малиновская врачебная амбулатория», педагоги и студенты Ачинского педагогического колледжа, воспитатели и специалисты ДОУ.

        III - заключительный этап

        Цель: обобщить итоги работы  реализации проекта.

                                        13. Ожидаемые результаты:

        -  оборудован   кабинет, создана коррекционно – развивающая среда и организована деятельность с семьями, имеющими детей раннего возраста от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья на базе МКДОУ «Малиновский детский сад» на основании «Положения о Службе ранней помощи»;

        -   внесены дополнения и изменения в Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме ДОУ, организовано сотрудничество с ПМПК Ачинского района;

        - разработана, утверждена и согласована с управлением образования Ачинского района нормативно – правовая документация;

        - функционирует    группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет комбинированной или компенсирующей направленности;

        - родители, общественные и профессиональные организации получают информацию о созданной Службе через сайт учреждения, консультативный пункт ДОУ;

        -  разработан алгоритм по выявлению   семей, нуждающихся в  помощи и коррекции развития детей раннего возраста, имеющих отклонения в развитии;

        - установлены взаимоотношения, организовано взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты,         образования, Ачинским педагогическим колледжем;

        -  организована  комплексная  помощь ребенку  с  ограниченными возможностями здоровья или риском отставания в развитии по формированию ключевых образовательных компетенций в доступном объеме и надлежащего качества;

        - осуществляется целенаправленное  сопровождение    каждого ребёнка и его семьи соответственно индивидуальным программам развития;

                  -  организована работа «Школы молодого педагога» и «Школы семьи».

14. Способы  и критерии оценки эффективности реализации проекта:

        При оценке способов эффективности реализации проекта «Привет, малыш!»  используются рекомендации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», по   Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития».

        С целью изучения психофизического развития детей раннего возраста применяются  методики Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой; скрининг – методики А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина «Дневник развития ребёнка от рождения до 3 лет».        

        Оценка эффективности реализации  проекта   осуществляться совместно со специалистами и родителями.  

        При оценке эффективности проекта  в течение года  будут  учитываться все аспекты его реализации:

-  динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

-  характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

-  динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;

-  улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;

- улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;

-  повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;

-  улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов;

- расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, проектам и мероприятиям.

        Также,  используя опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации «Эффективные практики ранней помощи» используются следующие таблицы оценки эффективности реализации нашего проекта.

Статистические показатели, свидетельствующие

об эффективности реализации проекта:

Наименование показателя

Единица измерения

(человек, %)

Значение показателя к началу реализации проекта

Плановое значение показателя по окончанию реализации проекта

Фактическое значение показателя по окончанию реализации проекта

Численность детей раннего возраста, вовлечённых в проект

       

Первичный выход на инвалидность детей от 0 до 3 лет

 

Число родителей, принявших участие в реализации проекта

 

Число детей с ОВЗ, посещающих СРП в ДОУ

 

Результат комплексной работы с семьями и детьми

(за 1 половину года, за год)

Число детей, посещающих СРП

в 2016 – 2017 учебном году (1 полугодие/ год)

Число детей,

интегрированных в

дошкольное образовательное

учреждение

Число детей,

интегрированных в группу

компенсирующей или комбинированной

направленности

Число

детей, продолжающих посещение СРП

 

На 1 полугодие учебного года/ на учебный  год

        Результатом целенаправленной работы с родителями считаем  повышение социальной активности семей, уровня родительской компетенции, применение знаний в игровом взаимодействии с детьми, налаживание контактов с различными учреждениями и общественными ресурсами, психолого-педагогическая поддержка семейного воспитания.

15. Правовые основания организации Службы ранней помощи в ДОУ.

        Настоящая услуга реализуется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

        -  Конвенция ООН о правах ребенка

        -  Конституция Российской Федерации

        - Федеральный закон от 24 июля 1994 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

        - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

        - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

       - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Проект по организации службы ранней помощи «Привет, малыш!»

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольног...

Проект по организации службы ранней помощи «Привет, малыш!»

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошк...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...