Консультация на тему: «Формирование лексической стороны речи»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Татьяна Алексеевна Замыслова

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, учиться. Благодаря речи сознание человека обогащается опытом других людей и развивается.

             Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Формирование  лексической стороны речи»

         Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, учиться. Благодаря речи сознание человека обогащается опытом других людей и развивается. 

             Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Основные задачи обучения:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование и развитие словаря;
  • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

 

         Традиционно система коррекционной помощи старшим дошкольникам с ОНР III уровня направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова, служащие названием основных понятий, предметов, явлений (дом, поле, ветер, кровать, хлеб, белый, ходить и др.). Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания (доброта, печаль, радоваться, смелый и др.).

       Лексический состав - важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Лексика представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Она характеризуется, во-первых, множественностью составляющих её единиц, во-вторых, изменчивостью состава, в-третьих, известной неопределённостью границ, отделяющих различные её области. Все эти особенности обусловлены тем, что именно в лексике находят наиболее прямое отражение явления окружающей действительности.

        Дети с ОНР III уровня обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого уровня развития речи ребёнка.

              Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей познавательной деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.

      Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску. При работе над развитием лексической стороны речи педагогу необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ними:

- Усвоение новых слов и значений, то есть количественное обогащение словаря;

 - Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, то есть качественное обогащение словаря;

- Активизация словаря;

- Его очищение от просторечных, жаргонных слов.

               Также необходимо указать на некоторые задачи в работе над словом:

- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению;

- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

- работать над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок;

- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам;

- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесённостью с понятийным, ситуативным, эмоциональным и др.;

- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

- работать над смысловой сочетаемостью слов;

 - работать над активизацией поиска слов ребёнком.

         Работа над словом начинается с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесённость слова (т.е. связь наименования с предметом), на её основе формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), формировать понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.) Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков выделяющих предметы. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводы о сходстве или несходстве предметов. При этом, чем больше ребёнок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки. Такая игра принесёт очень большую пользу. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, следует переносить на другой материал. При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения. Значительную помощь в упорядочении, группировке словаря окажет работа по ситуативной отнесённости слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлечённых в одну и ту же ситуацию. Полезна также работа по называнию частей целого предмета, нахождению целого по наименованию частей. Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

            Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры на развитие лексической стороны речи. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М. Горький Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Игровые приёмы, на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, являются наиболее эффективными в логопедической работе. Используя их, педагог-логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционной деятельности.

         При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться такими рекомендациями:

- игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу. Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какая степень его инициативности в этом процессе. Педагог должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях. Важным при использовании игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои, пусть малые, знания, даёт им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками занятия. Создание такого стимула у ребёнка зависит от мастерства, желания логопеда и веры его в потенциальные возможности ребёнка. Без такой веры логопедическая работа с детьми, страдающими нарушениями речи, становится тяжёлым и малоперспективным трудом. Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса. Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание.        

             Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов – это процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются, поэтому процесс овладения словарём тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними. При помощи стимулирующих вопросов логопеда можно построить достаточно развёрнутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос и т.д. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребёнка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счёт усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности. Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их формы можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которого они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложение. Целесообразно использовать работу с синонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определённой ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Важное место в пополнении лексики занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству. Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления. Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.

            В заключение необходимо добавить, что игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"

Никто не будет возражать, что в повседневной жизни мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает, и с с...

Консультация на тему: "Зрение и речь"

Практически 80% детей  дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей должна осуществляться силами логопеда, тифлопедагога и во...

Консультация на тему: "Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности".

Вашему вниманию предлагаю консультацию, в которой представлены материалы для развития таких компонентов интонационной выразительности речи как: темп, ритм, тембр, мелодика. Считаю, что введение в обра...

Консультация На тему : «Развитие диалогической речи детей в театрализованной деятельности»

Духовная жизнь ребенка                                                  ...

Консультация На тему : «Развитие диалогической речи детей в театрализованной деятельности»

Духовная жизнь ребенка                                                  ...

Консультация на тему "Зрение и речь"

У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система;  это проявляется в  ограниченном  словарном запасе,  отмечаются трудности фонетико-фонематическог...