Кружок "Графические фантазии" (с детьми подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Программа данного кружка ориентирована на дополнительное образование: в ней предусмотрены задания обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания с детьми 6-7 лет, имеющими низкий уровень развития мелкой моторики, психических процессов, сформированности изобразительных навыков в рисовании и лепке.
Задания включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с широм "Су-джок", кинезиологические упражнения, развивающие игры, головоломки "Танграм", "Колумбово яйцо", игры со счетными палочками. В конце занятий проводится работа с использованием заданий из тетрадей на печатной основе авторов Котякова Н.И., Бурдина С.В. "Развивающие задания для малышей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Графические фантазии». Руководитель Абросимова О.А.
КРУЖОК «ГРАФИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ»
с детьми подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи – ОНР)
Руководитель: Абросимова Ольга Анатольевна, воспитатель
Пояснительная записка
Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития у него графических навыков.
Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами, рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных целей и задач.
Особенность детей с ОНР – низкий уровень мелкой моторики, что отражается на развитии графических навыков. Сопутствующими нарушения являются так же различные нарушения развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Программа данного кружка ориентирована на дополнительное образование: в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания с детьми 6-7 лет, имеющими низкий уровень развития мелкой моторики рук, низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), низкий уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании и лепке.
Занятия включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с шариком «Су-джок», кинезиологические игры и упражнения, развивающие игры, головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», игры со счетными палочками. Игровая деятельность проводится в атмосфере доверия и заинтересованности. В конце занятий проводится работа с использованием заданий, заимствованных из тетрадей на печатной основе авторов Котякова Н.И., Бурдина С.В. «Развивающие задания для малышей».
Программно-методическое обеспечение:
Программа кружка «Графические фантазии» разработана мною на основе авторских программ и пособий:
- Котятова Н.И. «Готовимся к письму». Издание для развивающего обучения. Прописи, раскраски, упражнения;
- Бурдина С.В. «Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей.
ЦЕЛЬ:
- Формирование графических навыков детей компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет, подготовка руки к овладению письмом средствами художественно-продуктивной, познавательно-речевой деятельности и через интенсивное развитие координирующих движений (мелкой моторики).
ЗАДАЧИ:
- учить выполнять разные виды штриховки карандашом, ручкой по технологии Бурдиной С.В. «Развиваем графические навыки малыша»;
- развивать воображение, внимание, логическое мышление в усложненном дорисовывании недостающих частей зеркально-симметричных фигур двумя руками;
- учить выполнять из элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо», счетных палочек различные сложные по конфигурации силуэты по образцу, уменьшенной схеме, по памяти («Кошка», «Голубь», «Конь», «Человек» и др.);
- развивать воображение в придумывании фигур экзотических животных из счетных палочек, элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо»;
- Развивать у детей умение правильно выполнять пальцами рук различные игровые сюжеты;
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
- развивать гибкость пальцев и кистей рук, точность движений в игровых заданиях и упражнениях с выполнением различных штриховок, составлении фигур из элементов развивающих игр «Танграм», «Колумбово яйцо», в игровых сюжетах для пальцев рук;
- продолжать учить осознанно относиться к формированию грамотной речи, правильно произносить звуки родного языка через использование упражнений по авторской программе Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе»
- развивать связную речь через использование упражнений по авторской программе Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет»;
Принцип подбора детей: в состав кружка включены дети с низким уровнем развития графических навыков (по итогам диагностики детей компенсирующей группы с 6 до 7 лет по художественному творчеству.
Количество детей: 7 детей.
Возраст: 6-7 лет
Учебный план: 1 раз в неделю, 29 занятий в год
Направление работы: проведение подгрупповых занятий.
График работы кружка: по четвергам с 16.20-16.50.
Ожидаемый результат:
- улучшится умение детей правильно выполнять пальцами рук различные упражнения;
- дети научатся выполнять из элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо», счетных палочек различные фигуры;
- улучшится воображение при выполнении заданий на дополнение фигур деталями или придумыванием новых фигур;
- научатся выполнять разные виды штриховки;
- повысится уровень внимания, логического мышления;
- воспитанники будут осознанно относиться к формированию грамотной речи, правильному произношению звуков родного языка;
- улучшится лексико-граматический строй речи;
- повысится уровень развития связной речь;
- повысится гибкость пальцев и кистей рук, точность движений;
- расширятся познавательные интересы детей, систематизируются знания детей об окружающем мире;
Список литературы:
- Котятова Н.И. Готовимся к письму. Издание для развивающего обучения. Прописи, раскраски, упражнения. РОСМЭН, 2015, 72 с.
- Бурдина С.В. «Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей. Киров: «Дом печати – ВЯТКА», 2009.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение, 1990, 160 с.
- Глушакова О.А., Дедова С.И. Весёлые счётные палочки. Мозырь: Содействие, 2011, 76 с.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: «Наши книги», 2008.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1990, 94 с.
- Чеснокова В.Б.. Серия Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. М.: РОСМЭН, 2015.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе С.-Петербург детство-пресс 2007
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. М.: «Гном» 2011
Список детей 17-18 г.:
- Вихарева С.
- Гавриленко К.
- Гончаров Д.
- Компаниец Д.
- Фунтиков Д.
- Шагиахметов Н.
- Шандов С.
- Юрченко Д.
Комплексно-тематическое планирование занятий на год
Задачи | № занятия | Тема | Методические приемы | Литература |
Октябрь
| В.Сутеев «Мешок яблок» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.17 | |
«У Лариски две редиски» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.16 | ||
«Путешествие в сказочный лес» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.16 | ||
«Поможем белочке» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 1, стр.28 | ||
Ноябрь
| «Как у нашей кошки» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.17 | |
«Сколько обуви у нас» |
| |||
«Есть игрушки у меня» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.29 | ||
«Помощники» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.38 | ||
«От курочки Рябы» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.38 | ||
Декабрь
| «Пернатые соседи» |
| Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 38 | |
«Конек – Горбунок» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 1, стр.32 | ||
«Лесные звери» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.15 | ||
«Самый красивый праздник» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.41 | ||
Январь
| «Зимушка» |
| Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 31 | |
«Точка, точка, запятая..» |
| Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 48 | ||
«Много мебели в квартире» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.13 | ||
Февраль
| «Качу, лечу, во весь опор..» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.40 | |
«Кем быть?» В.Маяковский |
«Колечек».
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.26 | ||
«Аты, баты, шли солдаты..» |
| Н.И.Котятова стр.36 | ||
«Как построить теремок» |
| Н.И.Котятова стр.30 | ||
Март
| «Мама, папа, я – дружная семья» |
| Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.28 | |
«Пробуждение природы» |
| Н.И.Котятова стр.52 | ||
«Стоит на окошке цветок-огонек» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.39 | ||
«Жил да был один налим» | 1. Приветствие «Все мы дружные ребята». 2. Загадка про рыб. 3. Игра со счетными палочками. Сложи «Рыбку» по образцу. 4. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим». 5. Работа в тетради «Заштрихуй всех рыбок». | Н.И.Котятова | ||
«В каком доме живет Самоделкин?» |
| Н.И.Котятова 40 | ||
Апрель
| «Кашка, варись!» |
| Н.И.Котятова 48 | |
«Звездочет» |
| Н.И.Котятова 35 | ||
«Вершки и корешки» |
| Н.И.Котятова 16 | ||
«Движение без опасности» |
| В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект НОД по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Одежда. Ткани" в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Одежда.Ткани"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г. Домашние птицы.Цель.Различение и правильное произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...
Физкультурные занятия с элементами релаксации в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Физкультурные занятия с элементами релаксации в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Занятие 1.Цель:- помочь детям избавиться от эмоционального напряжения;- закре...
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....