Кружок "Графические фантазии" (с детьми подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Программа данного кружка ориентирована на дополнительное образование: в ней предусмотрены задания обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания с детьми 6-7 лет, имеющими низкий уровень развития мелкой моторики, психических процессов, сформированности изобразительных навыков в рисовании и лепке.

Задания включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с широм "Су-джок", кинезиологические упражнения, развивающие игры, головоломки "Танграм", "Колумбово яйцо", игры со счетными палочками. В конце занятий проводится работа с использованием заданий из тетрадей на печатной основе авторов Котякова Н.И., Бурдина С.В. "Развивающие задания для малышей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Программа кружка «Графические фантазии». Руководитель Абросимова О.А.

КРУЖОК «ГРАФИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ»

 с детьми подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи – ОНР)

                                                   Руководитель: Абросимова Ольга Анатольевна, воспитатель

Пояснительная записка

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития у него графических навыков.

Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами, рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных целей и задач.

Особенность детей с ОНР – низкий уровень мелкой моторики, что отражается на развитии графических навыков. Сопутствующими нарушения являются так же различные нарушения развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Программа данного кружка ориентирована на дополнительное образование: в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания с детьми 6-7 лет, имеющими низкий уровень развития мелкой моторики рук, низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), низкий уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании и лепке.

Занятия включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с шариком «Су-джок», кинезиологические игры и упражнения, развивающие игры, головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», игры со счетными палочками. Игровая деятельность проводится в атмосфере доверия и заинтересованности. В конце занятий проводится работа с использованием заданий, заимствованных из тетрадей на печатной основе авторов Котякова Н.И., Бурдина С.В. «Развивающие задания для малышей».

Программно-методическое обеспечение:

Программа кружка «Графические фантазии» разработана мною на основе авторских программ и пособий:

- Котятова Н.И. «Готовимся к письму». Издание для развивающего обучения. Прописи, раскраски, упражнения;

- Бурдина С.В. «Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей.

ЦЕЛЬ:

  • Формирование графических навыков детей компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет, подготовка руки к овладению письмом средствами художественно-продуктивной, познавательно-речевой деятельности и через интенсивное развитие координирующих движений (мелкой моторики).

ЗАДАЧИ:

  • учить выполнять разные виды штриховки карандашом, ручкой по технологии Бурдиной С.В. «Развиваем графические навыки малыша»;
  • развивать воображение, внимание, логическое мышление в усложненном дорисовывании недостающих частей зеркально-симметричных фигур двумя руками;
  • учить выполнять из элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо», счетных палочек различные сложные по конфигурации силуэты по образцу, уменьшенной схеме, по памяти («Кошка», «Голубь», «Конь», «Человек» и др.);
  • развивать воображение в придумывании фигур экзотических животных из счетных палочек, элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо»;
  • Развивать у детей умение правильно выполнять пальцами рук различные игровые сюжеты;
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • развивать гибкость пальцев и кистей рук, точность движений в игровых заданиях и упражнениях с выполнением различных штриховок, составлении фигур из элементов развивающих игр «Танграм», «Колумбово яйцо», в игровых сюжетах для пальцев рук;
  • продолжать учить осознанно относиться к формированию грамотной речи, правильно произносить звуки родного языка через использование упражнений по авторской программе Нищевой Н.В.        «Система коррекционной работы в логопедической группе»         
  • развивать связную речь через использование упражнений по авторской программе Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет»;

Принцип подбора детей: в состав кружка включены дети с низким уровнем развития графических навыков (по итогам диагностики детей компенсирующей группы с 6 до 7 лет по художественному творчеству.

Количество детей: 7 детей.

Возраст: 6-7 лет

Учебный план: 1 раз в неделю, 29 занятий в год

Направление работы: проведение подгрупповых занятий.

График работы кружка: по четвергам с 16.20-16.50.        

Ожидаемый результат:

  • улучшится умение детей правильно выполнять пальцами рук различные упражнения;
  • дети научатся выполнять из элементов дидактических игр «Танграм», «Колумбово яйцо», счетных палочек различные фигуры;
  • улучшится воображение при выполнении заданий на дополнение фигур деталями или придумыванием новых фигур;
  • научатся выполнять разные виды штриховки;
  • повысится уровень внимания, логического мышления;
  • воспитанники будут осознанно относиться к формированию грамотной речи, правильному произношению звуков родного языка;
  • улучшится лексико-граматический строй речи;
  • повысится уровень развития связной речь;
  • повысится гибкость пальцев и кистей рук, точность движений;
  • расширятся познавательные интересы детей, систематизируются знания детей об окружающем мире;

Список литературы:

  1. Котятова Н.И. Готовимся к письму. Издание для развивающего обучения. Прописи, раскраски, упражнения. РОСМЭН, 2015, 72 с.
  2. Бурдина С.В. «Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей. Киров: «Дом печати – ВЯТКА», 2009.
  3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение, 1990, 160 с.
  4. Глушакова О.А., Дедова С.И. Весёлые счётные палочки. Мозырь: Содействие, 2011, 76 с.
  5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: «Наши книги», 2008.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1990, 94 с.
  7. Чеснокова В.Б.. Серия Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. М.: РОСМЭН, 2015.
  8. Нищева Н.В.        Система коррекционной работы в логопедической группе         С.-Петербург детство-пресс        2007
  9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. М.: «Гном» 2011

Список детей 17-18 г.:

  1. Вихарева С.
  2. Гавриленко К.
  3. Гончаров Д.
  4. Компаниец Д.
  5. Фунтиков Д.
  6. Шагиахметов Н.
  7. Шандов С.
  8. Юрченко Д.

Комплексно-тематическое планирование занятий на год

Задачи

№ занятия

Тема

Методические приемы

Литература

Октябрь

  1. Развивать память мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  5. Учить воссоздавать образец из счетных палочек
  6. Обучение приемам самомассажа с «Су-джок»
  7. Познакомить с новыми видами дидактической Игры «Танграм».

В.Сутеев «Мешок яблок»

  1. Дидактическое упражнение «Делай, что говорю, а не то, что показываю».
  2.  Познакомьтесь: игра «Су-джок».
  3.  Дидактическое упражнение «Что напутал художник?».
  4. Пальчиковая гимнастика «Компот»
  5. Дидактическое упражнение «Сложи овощи в корзину двумя руками».
  6.  Дидактическое упражнение «Нарисуй картинку по точкам».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.17

 «У Лариски две редиски»

  1. Дидактическое упражнение «Угадай руками, что в посылке-мешке?».
  2. Чудо - «Су-джок».
  3. Дидактическое упражнение «Машина из счетных палочек».
  4. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски».
  5. Дидактическое упражнение «Нарисуй картинку по точкам»

Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.16

«Путешествие в сказочный лес»

  1. Игра «Путешествие в сказочный лес».
  2. Приветствие «Собрались все дети в круг».
  3. Игра «Танграм», из каких фигур состоит?
  4.  Игра «Танграм». Сложи  по схеме фигуру «Мост».
  5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
  6. Дидактическое упражнение «Найди и раскрась лист клена».

Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.16

«Поможем белочке»

  1. Игра «Пожалуйста».
  2. Загадка про грибы.
  3. Дидактическое упражнение «Помоги белочке разложить грибы».
  4. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
  5. Найди лишнее в ряду грибов.
  6. Обведи белочку по пунктирным. линиям не отрывая руки от листа.

Развиваем графические навыки малыша часть 1, стр.28

Ноябрь

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  5. Развивать воображение

«Как у нашей кошки»

  1. Игра «Жадина».
  2. Игра «Танграм». Сложи фигуру «Верблюд».
  3. Игра «Что нужно сделать, если…?».
  4. Пальчиковая гимнастика «Как у нашей кошки».
  5. Работа в тетради «Дорисуй узор на одежде».

Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.17

«Сколько обуви у нас»

  1. Загадка «сколько детей спряталось за забором?».
  2. Дидактическое упражнение «Завяжи бантик на шнурке».
  3. Дидактическое упражнение «Сложи шнурки двумя руками».
  4. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».
  5. Дидактическое упражнение «Разложим шнурки по длине».

«Есть игрушки у меня»

  1. Дидактическое упражнение «Повтори не перепутав».
  2. Игра «Танграм». Сложи по уменьшенной схеме фигуру «Кошка».
  3. Дидактическое упражнение «Расставь игрушки правильно».
  4. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
  5. Игра «Чего не стало?».
  6. Работа в тетради «заштрихуй по образцам детали постройки-башни».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.29

«Помощники»

  1. Игра «Что лежит в чудесном мешочке?».
  2. Загадки про посуду.
  3. Прогулка «Су-джока».
  4. Пальчиковая гимнастика «Помошники».
  5. Игра «Танграм». Придумай посуду из элементов игры.
  6. Дидактическое упражнение «Дорисуй недостающие детали у кувшина».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.38

«От курочки Рябы»

  1. Игра «Приветствие».
  2. Познакомьтесь: игра «Колумбово яйцо».
  3. Игра «Колумбово яйцо». Сложи по схеме фигуру «Петух».
  4. Пальчиковая гимнастика «Компот».
  5. Дидактическое упражнение «Дорисуй детали у расписного Пасхального яйца».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.38

Декабрь

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Учить создавать узор по схеме
  6. Развивать воображение

«Пернатые соседи»

  1. Игра «Буги-вуги».
  2. Загадки про зимние явления.
  3. Пальчиковая гимнастика «Зима».
  4. Игра «Колумбово яйцо».  Сложи по уменьшенной схеме фигуру «Голубь».
  5. Дидактическое упражнение «Дорисуй снежинку по клеточкам».

Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 38

«Конек – Горбунок»

  1. Игра-приветствие «Здравствуй, небо!».
  2. Игра «Колумбово яйцо». Придумай фигуру «Конь» из элементов игры.
  3. Загадки о домашних животных
  4. Дидактическое упражнение «Кто чем защищается?»
  5. Работа в тетради «Обведи животных точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги».

Развиваем графические навыки малыша часть 1, стр.32

«Лесные звери»

  1. Игра-приветствие «Если весело тебе…».
  2. Игра «Путешествие «Су-джок»»
  3. Игра «Колумбово яйцо». «Придумай фигуру древнего животного».
  4. Пальчиковая гимнастика «Лесные звери».
  5. Работа в тетради «Обведи животных точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.15

«Самый красивый праздник»

  1. Игра-приветствие «Здравствуй, Небо!».
  2. Игра «Путешествие «Су-джок»».
  3. Пальчиковая игра «Новый год».
  4. Оформление новогоднего шарика скрученными салфетками.
  5. Работа в тетради «Дорисуй недостающие детали на картинке».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.41

Январь

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Учить создавать картинку по схеме
  6. Развивать воображение

«Зимушка»

  1. Игра-приветствие «Удачи тебе».
  2. Игра «Придумай загадку о зиме»
  3. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
  4. Игра со счетными палочками. Придумай фигуру «Санки».
  5. Работа в тетради «заштрихуй узоры в разных направлениях».

Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 31

«Точка, точка, запятая..»

  1. Игра-приветствие «Удачи тебе».
  2. Игра «Колумбово яйцо». Сложи по схеме фигуру «Человек».
  3. Пальчиковая гимнастика «Игра на пианино».
  4. Дидактическое упражнение «Найди неточность в рассказе».
  5. Дидактическая игра Определи «Кто куда пришел?».

Н.И.Котятова «Готовимся к письму», стр. 48

«Много мебели в квартире»

  1. Игра-приветствие «Все мы дружные ребята».
  2. Дидактическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
  3. Игра «Часть-целое».
  4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
  5. Работа в тетради «Дорисуй картинку так, чтобы все они стали одинаковыми».

Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.13

Февраль

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Развивать воображение

«Качу, лечу, во весь опор..»

  1. Игра-приветствие «Вежливые слова».
  2. Загадки про транспорт.
  3. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
  4. Игра со счетными палочками. «Сложи из палочек лодку».
  5. Работа в тетради «Дорисуй недостающие детали на картинке».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.40

«Кем быть?» В.Маяковский

  1. Приветствие «Вежливые слова» с выполнением пальцами

«Колечек».

  1. Игра «Путешествие «Су-ждока»».
  2. Игра со счетными палочками. Фигура «Лопата».
  3. Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?».
  4. Работа в тетради «Выполни штриховку в разных направлениях».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.26

«Аты, баты, шли солдаты..»

  1. Игра «Слушай, запоминай, цепочку слов повторяй".
  2. Пальчиковая гимнастика «Веселый оркестр».
  3. Игра со счетными палочками. Сложи «Танк».
  4. Игра «Стройся!».
  5. Работа в тетради «Нарисуй кораблики по клеточкам».

Н.И.Котятова стр.36

«Как построить теремок»

  1. Приветствие «Общий круг».
  2. Упражнение «Развиваем силу рук».
  3. Пальчиковая гимнастика «Домик».
  4. Игра со счетными палочками. Сложи «Окно».
  5. Работа в тетради «Пофантазируй и заштрихуй замок».

Н.И.Котятова стр.30

Март

  1. Развивать память,логическое мышление,внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Развивать мелкую моторику рук
  4. Развивать умение создавать узор по схеме
  5. Развивать воображение

«Мама, папа, я – дружная семья»

  1. Игра-приветствие «Все мы дружные ребята».
  2. Загадки про членов семьи
  3. Самомассаж «Су-джок».
  4. Пальчиковая гимнастика «Семья».
  5. Работа в тетради «Дорисуй фигуры так, чтобы все они стали одинаковыми».

Развиваем графические навыки малыша часть 2, стр.28

«Пробуждение природы»

  1. Веселое приветствие «Точка внимания».
  2. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии (Колечки) «Весна».
  3. Игра «Колумбово яйцо». Фигура «Пеликан».
  4. Дидактическое упражнение «Обведи и раскрась картинки».

Н.И.Котятова стр.52

«Стоит на окошке цветок-огонек»

  1. Приветствие
  2. Игра «Колумбового яйца». Придумай растение из деталей.
  3. Дидактическое упражнение «Расставь растения по полочкам».
  4. Дидактическое упражнение «За каким растением клад».
  5. Работа в тетради «Дорисуй вторые половинки».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр.39

«Жил да был один налим»

1. Приветствие «Все мы дружные ребята».

2. Загадка про рыб.

3. Игра со счетными палочками. Сложи «Рыбку» по образцу.  

4. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

5. Работа в тетради «Заштрихуй всех рыбок».

Н.И.Котятова

«В каком доме живет Самоделкин?»

  1. Приветствие «Поздоровайся с соседом слева».
  2. Самомассаж «На полянке стоит дом».
  3. Игра «В каком доме живет Самоделкин?».
  4. Пальчиковая гимнастика «Домик».
  5. Работа в тетради «Дорисуй теремок».

Н.И.Котятова 40

Апрель

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь
  2. Развивать межполушарное взаимодействие
  3. Упражнять в классификации предметов
  4. Развивать мелкую моторику рук
  5. Развивать воображение

«Кашка, варись!»

  1. Игра-приветствие «Похвалилка соседа».
  2. Пальчиковая гимнастика «Каша».
  3. Игра со счетными палочками. Фигура «Мельница».
  4. Ига «Кто больше соберет двумя руками по одному зернышку?»
  5. Работа в тетради «Потренируй руку».

Н.И.Котятова 48

«Звездочет»

  1. Веселое приветствие.
  2. Игра со счетными палочками. Собери «Ракету».
  3. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
  4. Игра «Колумбово яйцо». Фигура «НЛО».
  5. Работа в тетради «Дорисуй солнышко по клеточкам».

Н.И.Котятова 35

«Вершки и корешки»

  1. Игра-приветствие «Здравствуйте».
  2. Самомассаж рук грецким орехом.
  3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
  4. Игра «Четвертый лишний» среди экзотических растений.
  5. Работа в тетради «Закрась галочками фрукты и овощи».

Н.И.Котятова 16

«Движение без опасности»

  1. Игра приветствие.
  2. Загадка про светофор.
  3. Игра «Светофор».
  4. Дидактическое упражнение «Какое слово лишнее».
  5. Дидактическое упражнение «Выполни штриховку».

В.Б.Чеснокова, С.Е.Гаврина стр19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ     К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...

Физкультурные занятия с элементами релаксации в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Физкультурные занятия с элементами релаксации в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Занятие 1.Цель:- помочь детям избавиться от эмоционального напряжения;- закре...

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....