«Требования ФГОС ДО к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
«Требования ФГОС ДО к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Л.И. Швецова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Требования ФГОС ДО к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО». | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Требования ФГОС ДО к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Л.И. Швецова
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей данной категории.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
ϖ предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
ϖ характер взаимодействия с взрослыми;
ϖ характер взаимодействия с другими детьми;
ϖ система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая
• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
В образовательной программе дошкольного образования прописаны требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, реализацию различных образовательных программ, а в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Принципы организации предметно-развивающей среды:
ϖ Содержательно-насыщенный
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
ϖ Трансформируемый
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
ϖ Полифункциональный
Полифункциональность материалов предполагает: наличие в детском саду полифункциональных возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
ϖ Вариативный
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
ϖ Доступный
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
ϖ Безопасный
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в образовательной организации создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Следовательно, инклюзивная (коррекционно-образовательная) среда в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы способствовать коррекции имеющихся недостатков у дошкольников и в целом подготовить данную категорию детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ.
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала....
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды в ДОУ
Требование ФГОС к предметно-развивающей среде...
Требования ФГОС ДО к предметно пространственной среде
"ФГОС ДО - Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для разви...
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
Краткое описание требований к предметно - пространственнй среде....
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде» Елена Вавилова Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»1. Макси...
Методический семинар«ФГОС раздвигает границы»(Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ) Воспитатель Смирнова Наталия Евгеньевна
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»В. СухомлинскийЗачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю ?Зн...