Долгосрочный проект " Путешествие скрепки"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Долгосрочный познавательно-игровой проект « Путешествие скрепки» в рамках , образовательного цикла « Пространственная геометрия для дошкольников» включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога)).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект , практика | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка № 1375»
ОГРН 1027739549507, ИНН 7725144330, КПП 772501001, 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24
тел./факс:8-499-618-98-80, 8-499-618-50-84 e-mail: 1375@edu.mos.ru; MikharevaNB@edu.mos.ru;
сайт : www.sch1375u.mskobr.ru
Долгосрочный познавательно-игровой проект
ТЕМА: « Путешествие скрепки»
(Образовательный цикл « Пространственная геометрия для дошкольников» включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога)).
Автор проекта:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Лезжова О.В.
г. Москва
2016-2017 г.
Долгосрочный познавательно-игровой проект
ТЕМА: « Путешествие скрепки»
(Образовательный цикл « Пространственная геометрия для дошкольников» включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога) )
Участники проекта:
В проекте задействованы: старшие дошкольники с ОВЗ СПДО 5 ; воспитатели групп; учитель-дефектолог (тифлопедагог); по мере необходимости привлекаются : педагог-психолог и музыкальный руководитель.
Актуальность проекта: Открытие новых закономерностей и взаимосвязей в интересных опытах и наблюдениях, не противоречащих материалам изучаемым по программе АООП ДО.
Девиз проекта: « В науку через сказку»
Цель проекта:
- Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.
Задачи:
- Дать начальное представление о геометрии;
- Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.
- Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.
- Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии, способствовать формированию мотива к школьному обучению.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2016 - апрель 2017 уч. год.
1 Этап. Организационный (сентябрь 2016 год)
Цель: Создание методических, организационных условий для реализации проекта.
Задачи:
- создать временный творческий коллектив из числа педагогов, работающих в комбинированных группах;
- разработать план реализации проекта;
- Этап. Основной (октябрь 2016 год – апрель, 2017 год)
Цель:
- Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.
- Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения.
- Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения.
- Развитие информационно-познавательной роли зрения.
Задачи:
1. Дать начальное представление о геометрии;
2. Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.
3. Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.
4. Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии, способствовать формированию мотива к школьному обучению.
3 Этап. Заключительный (апрель - май 2017 год).
Цель: Анализ результатов работы.
Задачи:
- Проанализировать результаты реализации проекта;
Ожидаемые результаты:
- У дошкольников сформирован целостный зрительный образ геометрических тел, и закреплен на полисенсорной основе.
- Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций.
- Накопление и обогащение запаса зрительных представлений.
Способы оценки успешности проведенного проекта: диагностика и наблюдения за развитие зрительного восприятия формы в начале и конце реализации проекта. Открытое занятие: « Страна пирамид».
План-проспект
Познавательно - игрового проекта
« Путешествие скрепки»
Учитель-дефектолог(тифлопсихолог) Лезжова О.В.
2016-17 уч.г.
Основные позиции сформулированы мною следующим образом:
Тема: « Путешествие скрепки».
Актуальность: Открытие новых закономерностей и взаимосвязей в интересных опытах и наблюдениях, не противоречащих материалам, изучаемым по программе АООП ДО.
Девиз проекта: « В науку через сказку»
Цель: Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.
Задачи:
1.Дать начальное представление о геометрии.
2.Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.
3.Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.
4.Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии, способствовать формированию мотива к школьному обучению.
Предметный раздел: Развитие зрительного восприятия.
Участники проекта: старшие дошкольники с ОВЗ СПДО 5; воспитатели групп; учитель-дефектолог (тифлопедагог); по мере необходимости привлекаются: педагог-психолог и музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
• У дошкольников сформирован целостный зрительный образ геометрических тел, и закреплен на полисенсорной основе.
• Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций.
• Накопление и обогащение запаса зрительных представлений.
Взаимодействие в рамках проекта с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом –психологом, музыкальным руководителем, родителями.
Содержание проекта:
Планирование мероприятий на 2016 – 2017 гг. по реализации проекта.
Этапы | Цель, задачи | Мероприятия | сроки Ответственный |
Организационный этап: | Вовлечение в реализацию проекта воспитателей и специалистов. | Разработка планов по реализации проекта, выявление точек соприкосновения педагогов. Проведение первичной диагностики дошкольников. | Сентябрь Лезжова О.В |
Основной этап: | Решение основных поставленных целей и задач проекта. | Познавательно-игровые занятия:
Практико-ориентированные занятия (опыты): 1 Прыгающий цилиндр. 2. Свойства геометрических тел. 3. Развертка конуса и цилиндра. 4. Развертка шара (опыт с мячом). 5. « Дом для птицы Землемера». 6. Развертка – куб, кирпичик. 7. « Незнакомка - призма». Творческие занятия: 1. «Шар и батискаф». 2. « Город Пирамид». 3. « Ластик, скрепка и их друзья - как я их запомнил» | Октябрь-апрель, 2016-2017г. Лезжова О.В. 1 занятие в неделю- 34 в течении реализации проекта. |
Заключительный этап: | Анализ результатов работы | Диагностика развития зрительного восприятия форм у дошкольников участников проекта. Открытый показ занятия . Тема: « Ластик и скрепка в стране Пирамид». Презентация проекта. | Апрель-май , 2017г. Лезжова О.В. |
Литература:
- Аромшан М.С., Баранова О.В. Пространственная геометрия для малышей. Развивающие занятия. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
- Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1991.
- Свечников А.А. Путешествие в историю математики.-М.: педагогика-Пресс, 1995.
- Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. - М.: педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка №1375»
ОГРН 1027739549507, ИНН 7725144330, КПП 772501001, 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24
тел./факс:8-499-618-98-80, 8-499-618-50-84 e-mail: 1375@edu.mos.ru; MikharevaNB@edu.mos.ru;
сайт : www.sch1375u.mskobr.ru
Бинарное занятие для детей старшего дошкольного возраста ОВЗ (5-6лет)
Тема: "Путешествие по стране Геометрии. Город Пирамид»"
Подготовлено и проведено:
Учитель - дефектолог Лезжова О.В.
г. Москва
2017г.
Тема: "Путешествие по стране Геометрии. Город ПИРАМИД"
Форма проведения: подгрупповая (6 человек)
Участники: дети 5-6 лет (дети ОВЗ - сенсорные нарушения);
Направление деятельности: Развитие зрительного восприятия.
Предварительная работа: Цикл занятий в рамках проектной деятельности
«Геометрия для малышей»
Цели:
- Повышение познавательной активности;
- Развитие зрительного восприятия формы предметов;
- Развитие тактильно-кинестетического восприятия формы предметов;
- Расширение представлений о форме предметов реального мира.
Задачи:
Коррекционные:
- Совершенствовать умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов;
- Развивать восприятия глубины и объемности пространства в ходе целенаправленной практической деятельности;
- Формировать умение использовать формы в практической деятельности, как эталон для анализа формы реальных предметов;
- Совершенствовать умение обобщать по характерным сенсорным признакам;
- Продолжать формировать умение различать плоскостные геометрические фигуры и объемные тела;
- Развивать пространственную ориентировку, пространственный анализ и синтез;
- Развивать произвольное внимание, зрительную и тактильную память;
- Формировать навыки самоконтроля;
- Развивать сенсомоторную координацию;
- Развивать мелкую моторику.
Общеобразовательные:
- Формировать представления о пирамиде как объемном геометрическом теле;
- Развивать воображение;
- Обогащать представления об окружающем мире.
Воспитательные:
- Развивать групповую сплоченность, повышать самооценку;
- Воспитывать усидчивость, умение действовать по инструкции, умение планировать действий последовательность при выполнении заданий.
Содержание коррекционной работы:
Средства коррекции: Очки, окклюзии, профилактика зрительного утомления путем смены статических поз и зрительных горизонтов, соответствующий подбор методик и нагрузок.
Оборудование: герои игрушки-Скрепка, Карандаш, Ластик; набор пирамидок, ширма театральная, макет - заготовка города Пирамид, палочки для конструирования; Пирамида кольцевая, тоннель для лазания, мешочки, маркеры.
Словарная работа: пирамида, вершина, ребро основание, поверхность,
Руководство учебно-познавательной деятельностью:
Формирование сенсорного опыта:
- Задается игровая ситуация для пополнения зрительно-тактильного опыта и мотивации действий при конструирование.
Формирование приемов и способов умственной деятельности:
Формирование ориентировочно-обследовательских, познавательных действий, чувственного восприятия объекта на уровне образного мышления. Управление системой перцептивных действий. Формирование умения мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, конструктивные и продуктивные способы работы; формирование навыков пространственной ориентировки, пространственного синтеза и анализа.
Коррекционная направленность методов обучения и воспитания:
Поэтапное изложение материала; постоянное проговаривание, сочетание зрительного и тактильно – двигательного восприятия; прорабатывание на практике полученного теоретического материала; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий, отсутствие постоянного зрительного контроля и т.д.).
Ожидаемый результат занятия:
Получение элементарных представлений о пирамиде, как объемном геометрическом теле; уточнение представлений о форме предметов реального мира; повышение познавательного интереса у дошкольников.
Ход занятия
1.Организационный момент. Дети рассаживаются, приветствуют гостей.
2. Обобщение пройденного материала:
Посмотрите на карту. Здесь можно увидеть в каких городах страны Геометрия мы побывали с нашими друзьями госпожой Скрепкой, сэром Карандашом и мистером Ластиком - город шаров и сфер, кубов, дошли до ледяного города пингвинят - конусят и цилиндрят. А теперь нам предстоит попасть в самый загадочный город этой страны. Что бы туда попасть необходимо, быть дружными, ласковыми и иметь хорошее настроение…
3. Игра - «ПИРАМИДКАЛАСКОВЫХ ИМЕН». Давайте поиграем в такую игру. У меня есть пирамидка, я дам вам по 1 части. И вы, надевая ее на стержень будете называть себя ласково. Вот такая пирамидка у нас получилась.
Посмотрите ка вот наши старые знакомые, что это у них происходит..
4. Разыгрывается Мини сценка-
Идут мистер Ластик и госпожа Скрепка через поле, через лес, переправились через речку и оказались в пустынном месте. Куда не посмотришь всюду песок. Это была Великая пустыня страны Геометрия. Вот вдалеке показались башни города. Но они хотели пить и очень устали, что совсем не могли идти дальше. Что делать? Смотрят, идет по пустыне верблюжонок, будто корабль по песку плывет.
- Куда вы идете? спросил Верблюжонок.
- Мы держим путь в город Пирамид, ответили Скрепка и Ластик.
- Вы почти у цели, садитесь, я вас довезу. Я как раз везу туда новые домики. Наши друзья обрадовались неожиданной помощи…
Как называется город, в который держат путь Ластик и Скрепка?... Да правильно! Хотите и мы отравимся в город пирамид.
Пока наши друзья продолжают свой путь, давайте побольше, узнаем о пирамидах!
5. Рассказ педагога.
- Вы слышали раньше слово «пирамида»?
- Слово пирамида давным-давно придумали древние греки. Так они называли гробницы фараонов-правителей Египта.
Посмотрите, у меня в руках, а у вас на столе, есть предметы, которые называют пирамидами. Это объемные геометрические фигуры - их называют телами, так же как кубы конусы и шары. У пирамиды - сверху есть вершина, как у конуса (трогаем), основание как у куба, цилиндра, или конуса (трогаем). Какая фигура стала основанием для конуса, куба цилиндра? А пирамиды? … Называем форму оснований. У пирамиды есть вершины и у основания, так как это многоугольники. Пирамиды получают названия по основаниям, например: если в основании треугольник то пирамида – треугольная, если квадрат- то… если пятиугольник-то….
Посмотрите на пирамиду и конус. Чем они отличаются….
У пирамиды есть – Ребра. Вот они (находим-трогаем). Сколько ребер у треугольной пирамиды…
Посмотрите на доску – на ней я изобразила пирамиды, конус и куб на плоскости, как на листе бумаги.
Практические задания. Давайте отметим на рисунке одному ребра, основание, вершину.
6. Д/и « Чудесный мешочек», у вас в руках мешочки, в которых спрятаны несколько фигур. Ваша задача на ощупь определить, где пирамида.
Молодцы!
А теперь пришло время отправиться в город Пирамид.
7. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ С ПРЕВРАЩЕНИЕМ. Закрой глаза, вокруг себя повернись, по тоннелю переместись, в городе Пирамид очутись. Скрепка и Ластик приветствуют детей в городе пирамид. На макете город пирамид. Но не все домики достроены… Архитектор Сэр Карандаш, просит помочь ему достроить домики….
8. Практическое задание – конструирование пирамид. Детям выдаются комплекты палочек разного цвета и размера, так же их разное количество.
Предлагается подумать – домик, с каким многоугольником в основание им необходимо найти, так что бы количество палочек совпало с количеством углов.… Когда дети нашли правильные основания, предлагается взять палочки и воткнуть их по углам основания. Затем соединить их в одну вершину, закрепить пластилином. Домики готовы..
Как бы вы назвали улицы вашего города. Например: эта может называться высокая…(на ней все пирамиды высокие), эта улица красных пирамид….
9. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Путешествие копейки"
Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованиями что-то купить, дать денег и т.п. Родители возмущаются необоснованными, на их взгляд, требованиями своих чад, а те, в свою очере...
Долгосрочный проект "Путешествие капельки Капы"
Долгосрочный проект на тему "Путешествие капельки Капы" (о воде и музыке) охватывающий все времена года....
Экологический долгосрочный проект "Путешествие в мир природы"
Долгосрочный проект (1 уч.год) является самостоятельной разработкой воспитателя и выстроен с учётом дат Международного экологического календаря. Нацелен на совместную работу воспитателей, ...
Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник каждый день недели! ...
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоциональн...
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Проект "Малые зимние Олимпийские игры"призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально...