Консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике на тему

Сорокина Людмила Игоревна

Телесно-ориентированная терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telesno-orientirovannaya_terapiya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это одно из основных направлений современной психотерапии, в основе которого лежит принцип исцеления ребенка через работу с телом.

Задача ТОП – создать условия для активизации процессов, способных оздоравливать и восстанавливать организм. Особенность телесно-ориентированной психотерапии в том, что ребенок может не говорить о своей проблеме, если не хочет или пока не готов.

Телесная психотерапия включает различные развернутые теории телесно-психического функционирования, принимающие во внимание сложность пересечения и соединения связей между телом и психикой.  Внутри направления телесной психотерапии имеется большое разнообразие конкретных техник, в частности использующих при работе с телом -  контакт, движение и дыхание.

ТОП работает с широким кругом проблем:

  • трудности в развития;
  • неврозы, страхи;
  • физическое и психическое напряжение, нарушения сна;
  •  неуверенность в себе.

 Направления телесно-ориентированной психотерапии

Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть различны. Танец – особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отображающее жизнь в двигательных образах.

Танцетерапия. 

     Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Танцевальные упражнения снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.

     Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В.А. Гиляровский, В. А. Гринер, А. М.Бернштейн, В. М. Бехтерев).

     Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию коммуникативной сферы.Танец - это огромная сила, пробуждающая творческую энергию!

Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Основателем метода ритмической гимнастики является швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз.

Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психогимнастика. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

 Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального восприятия, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.

     Таким образом, психогимнастика примыкает к психокоррекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

     В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим. Во время занятий вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), устраняются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

     Подрастающему человеку психогимнастика не менее полезна, чем обычная и привычная физкультура. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.
В процессе психогимнастики происходит развитие познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это  происходит сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.


     Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам. Специалистами отмечено, что это полезно  для интеллектуального развития ребенка. Жесты тоже важны, поскольку, кроме обогащения эмоциальной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но и все активнее применяется в детских учреждениях. Родителям тоже необходимо знать ее основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно - развивающего средства. Психогимнастику можно использовать в игре с ребенком. Утреннее пробуждение можно превратить в приятный ритуал с поглаживанием и приговорами: «Просыпайтесь, ножки...» и т.д. Текст произвольный, желательно ритмичный, включающий все участки тела. Можно предложить ребенку (а чаще он реагирует сам), чтобы показывал, как тело просыпается и радуется новому дню.

     Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т.п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных. Когда ребенка просят показать, каков Буратино, часто он тут же растягивает рот в улыбке, поглядывая весело и лукаво, а порой и расставляет в стороны руки. Если не получается, напомнить, что этот шалунишка сделан из полена, шея и спина у него деревянные, ноги и руки твердые, как дерево. А потом перейти к образу тряпичного Пьеро. Вообще очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с расслаблением.
Неплохо смастерить шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а когда они будут освоены, разрезать на фрагменты (начав с двух) и составлять мозаику, затем рисовать отображение разных настроений, а еще на картонном овале лепить глаза - нос - губы, «меняя настроение портрета» по ходу занятия. Дети, как правило, очень любят конкурсы и викторины, можно попробовать: «Кто лучше изобразит?», «Кто это, угадайте!».
Подобные занятия укрепят и взаимопонимание в семье.

При эмоциональной расторможенности лучше использовать динамические этюды и игры («Полил дождик», «Передай горячую картофелину»), а потом поиграть в «Кляксы». Очень интересной забавой может стать участие в ней пары «родитель - ребенок», только нужно подготовиться: заранее взять несколько листов бумаги, вылить на середину каждого немного чернил или туши, потом сложить пополам и развернуть. Но можно поступить и иначе: на лист с кляксой аккуратно наложить другой, чистый (мне так больше нравится). Когда кляксы подсохнут, игроки дорисовывают с их использованием любой пришедший в голову образ. Иногда они совпадают, но чаще - отличаются. Это  очень полезно для развития воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...