Народная развивающая игра "Бирюльки"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) по теме
Методические рекомендации к использованию народной игры для развития логики, мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_razvivayushchaya_igra_biryulki.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная развивающая игра «Бирюльки»
Дидактическая многофункциональная игра предназначена для развития детей «3+».
Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Её использование способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Игру можно использовать в совместной деятельности детей и взрослых, в непосредственно организованной деятельности как раздаточный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Игра позволяет решать задачи из разных образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-творческое развитие», «Физическое развитие».
Давая различные задания и организовывая образовательные ситуации у детей развиваются умение слушать словесную инструкцию, друг друга, рассуждать, совместно решать поставленные задачи.
В состав набора входят:
- 32 бирюльки – объемные и плоские мелкие фигурки из неокрашенной хорошо обработанной древесины липы, приятной на ощупь, разного размера и формы (круг, воронки, волчки, купола, кольца, диски, миски, кружечки, чугунки, ступы, песты, башенки, бочонки, вазы),
- Два металлических крючка с деревянными ручками,
- Холщовый мешочек со шнурком.
Назначение
Работа с набором способствует:
- формированию зрительных представлений (форма и размер предметов);
- формированию элементарных математических представлений (пересчет предметов, прямой и обратный счет, ориентировка в пространстве);
- формированию конструкторских умений
- развитию стереогностического чувства (определение формы предметов на ощупь);
- развитию крупной и мелкой моторики рук детей и тактильных ощущений;
- установлению межанализаторных связей и выработке у детей точной и четкой координации в системах «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука»;
- развитию обонятельных рецепторов;
- стимуляции органов дыхания.
Благодаря разнообразию игровых заданий различной трудности игру можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных физических и психологических возможностей ребенка.
Количество играющих от двух до шести участников.
Предварительная работа:
Первоначально рекомендуется ознакомить детей со всеми элементами набора.
Важно чтобы дети научились называть каждую фигуру.
Вариант 1.
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по величине на большие и маленькие.
Инструкция: дети раскладывают фигурки на большие и маленькие.
Вариант 2.
Цель: закреплять умение классифицировать предметы на полые и выпуклые, обследуя их зрительным путем, развивать память, внимание.
Инструкция: дети раскладывают фигурки на полые и выпуклые.
Усложнение: обследуя предметы в мешочке на ощупь, развивать мышечную память, внимание, воображение.
Вариант 3.
Цель: развивать речь, внимание, зрительную память.
Инструкция: ребенок должен посмотреть на предметы, запомнить их и после того, как уберут один из них, определить пропавший предмет и описать его.
Вариант 4.
Цель: продолжать учить разнообразным действиям с предметами, закреплять пространственные ориентиры (над, под, вверху, внизу, впереди, сзади,слева, справа, внутри, около)
Инструкция: ребенок должен найти предмет, про который говорит собеседник, или поставить его на нужное место.
Вариант 5.
Цель: продолжать учить разнообразным действиям с предметами, закреплять пространственные ориентиры (над, под, вверху, внизу, впереди, сзади,слева, справа, внутри, около)
Инструкция: ребенок должен найти предмет, про который говорит собеседник, или поставить его на нужное место.
Вариант 6.
Цель: стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки ладоней при ощупывании мелких и острых частей фигурок-бирюлек.
Инструкция: ребенок ощупывает и перебирает предметы в мешочке, описывает их внешний вид.
Вариант 7.
Цель: стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки ладоней при ощупывании мелких и острых частей фигурок-бирюлек.
Инструкция: ребенок ощупывает и перебирает предметы в мешочке.
Вариант 8.
Цель: развивать мелкую моторику рук; вариативность мышления, внимание, память, пространственное воображение, самостоятельную творческую или конструктивно-модельную деятельность детей.
Инструкция: конструирование постройки
- по замыслу,
- по теме,
- по образцу,
- по словесной инструкции.
Вариант 9.
Цель: развитие внимания, координации и пространственной ориентации, установление межанализаторных связей и выработка у детей точной и четкой координации в системах «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука»
Инструкция: играющие руками поочередно берут бирюльку из кучи, высыпанной на стол, так, чтобы не задеть и не пошевелить соседнюю бирюльку.
Игра продолжается до тех пор, пока не разберется вся куча.
Выигрывает тот, у кого накопилось большее число правильно снятых бирюлек.
Усложнение: бирюльки снимаются при помощи металлического крючка.
Вариант 10. Для детей с ограниченными возможностями - слабовидящие
На фигурки нанесены разные эфирные масла.
Цель: развитие речи, обоняния, тактильного восприятия.
Инструкция: ребенок должен с помощью обонятельных рецепторов разделить фигурки с разными ароматами.
Усложнение: количество ароматов от двух до четырех.
Приведенные здесь примеры не исчерпывают множества игр и заданий, которые могут быть организованы на основе этого игрового набора. Его игровой развивающий потенциал позволяет придумать еще много интересных игр и заданий на развитие основных интеллектуальных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности народной игрушки в коррекционно - развивающем процессе
детям о народной игрушке...
Проект: «Технология развивающего обучения и воспитания на основе народного творчества».
«Приобщайте детей к истокам русской народной культуры. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В...
Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды "Приобщение детей к истокам народной культуры"
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ( НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ).
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ....
Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...
Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».
Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...
Народная развивающая дидактическая игра "Бирюльки"
Дидактическая многофункциональная игра предназначена для развития детей «3+».Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.Её использ...