Развитие связной речи у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В статье раскрывается содержание двух видов занятий (подготовительный и основной) по обучению детей составлению рассказов по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_ovz.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Учитель-логопед,  ГБДОУ № 14 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Развитие связной речи у детей с ОВЗ

При обучении детей составлению рассказов по картине можно определить два вида занятий: подготовительный и основной.

Задачей подготовительного занятия является ознакомление детей с содержанием картины, уточнение и расширение словаря. Необходимо научить детей понимать последовательность происходящих на картине событий, устанавливать связь между предметами и явлениями.

На подготовительном занятии логопед вместе с детьми рассматривает картину и называет нарисованные на ней предметы, Потом дети, отвечают на вопросы логопеда и называют эти предметы. На подготовительном занятии проводится связь между предметами и явлениями, нарисованными на картине, обговариваются внешние признаки и свойства предметов. Логопед объясняет детям темы, события, явления, действия отображённые на картине, устанавливает их последовательность.

В завершении занятия дети прослушивают образец рассказа логопеда по данной картине. По одной картине можно проводить одно или два подготовительных занятия.

Задача основного занятия – научить детей составлять рассказ. Содержание основного занятия зависит от его задач. После того как дети познакомились с картиной, с основными объектами, определили взаимосвязь между ними (на предыдущем занятии), логопед обращает внимание детей на последовательность событий путём наводящих вопросов. В самом начале разрешаются краткие ответы детей на вопросы логопеда, и только когда последовательность событий на картине понятна детям, они учатся строить развёрнутые предложения.

Состояние речи детей влияет на то, какие будут их рассказы: простые или сложные. Степень сложности рассказа зависит от самостоятельности ребёнка в построении ответов на вопросы взрослого, способности строить разные варианты ответов, в умении составлять развёрнутый рассказ (насколько полно отражается содержание картины).

Самостоятельность в построении ответов на вопросы взрослого зависит не только от возможностей ребёнка, но и от требований логопеда к оформлению высказываний. Дети могут отвечать на вопросы очень кратко, т.е. одним словом или словосочетанием, но их ответы будут самостоятельными потому, что эти слова (ответ) не содержались в вопросах  логопеда и ребёнок ответил сам, рассматривая картину. Вопросы задаются в определенной последовательности, которая отражает содержание картины, последовательность событий. Такая структура ответов присуща для начального этапа обучения рассказывания.

Далее необходимо одновременно с краткими ответами учить детей составлению развёрнутых самостоятельных ответов. Вопросы по картине также задаются в заданной логической последовательности.

Можно считать, что ребёнок достиг полной самостоятельности, если он может давать ответы в разных вариантах на один и тот же вопрос. Такой результат возможен только при специальном обучении.

Развёрнутость рассказа (так, как позволяет содержание картины) зависит тоже от этапа обучения. В начале обучения ребята называют только основные предметы, нарисованные крупно на картине. По мере того, как отрабатывается лексический материал, дети начинают ещё называть признаки предметов, их действия. Далее ребята постепенно учатся внимательно рассматривать картину и видеть в ней наибольшее число предметов, признаков и т.д. Таким образом, дети овладевают всё более развёрнутым рассказом, что в свою очередь, зависит от овладения ими речевыми способностями и умением всматриваться в картину. Вопросы по картине взрослый обязательно задаёт в логической последовательности. Очень важно обратить внимание ребёнка на последовательность событий, а не концентрировать его внимание на вычленении признаков объектов.

Самостоятельным можно считать рассказ тогда, когда после последовательных занятий (по изучению картины) дети составляют рассказ по картине, не ориентируясь на вопросы логопеда и не прослушивая  образец логопеда. Но необходимо учесть, что этот вид самостоятельного рассказа доступен лишь детям с общим недоразвитием речи на третьем году обучения.

Из всех видов рассказов детям с общим недоразвитием речи на втором году обучения наиболее доступным является пересказ (частично отражённая, частично самостоятельная речь). Важно, после того как дети научатся развёрнуто давать ответы на вопросы, логопеду необходимо давать образец рассказа и предлагать детям пересказать его. Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети передавали в рассказе последовательность событий. Помните, что дети быстро запоминают рассказ, нет необходимости стремиться к тому, чтобы один рассказ пересказали все дети. Развитие у детей разговорной речи включает в себя овладение не только самостоятельной, но и отражённой речью. Важно помнить о том, что репродуктивные формы речи ограничивают мыслительную деятельность детей. В таком случае ребёнку не нужно думать, подбирать слова или припоминать его, необходимо только повторить сказанное. Использование репродуктивных приёмов обучения делает речевой материал «зависимым» от предмета, вопроса. В речи ребёнка появляются определенные речевые стериотипы: на определённый вопрос нужно отвечать так-то. У ребёнка в процессе использования речи не развивается самостоятельность, затормаживается перевод приобретённых речевых навыков из одной темы в другую, задерживается и развитие «языкового чутья». Всё это вместе взятое ведёт к ограничению коммуникативных возможностей ребёнка.

Более полным видом развития самостоятельной речи является диалог. Дети самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, при этом реализуют познавательные задачи, что в свою очередь при тонком руководстве со стороны логопеда приводит их к языковым и логическим обобщениям. Необходимое условие для развития самостоятельной речи детей – сохранение естественного характера диалогической речи. Для диалога свойственна краткость ответа на вопрос, поэтому надо поощрять краткие ответы детей.

Для успешного развития самостоятельной речи у детей надо проводить систематическое обучение,  используя специальные формы словарной работы, работы над фразой и рассказом.

Словарная работа должна заключаться не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и в обучении использовать его в разных ситуациях общения. Нужно научить детей подбирать разные слова в ответ на один и тот же вопрос. Вариативность ответов позволяет детям самостоятельно строить высказывания, приучает их к свободному использованию слов.

Особенность работы над фразой состоит в постепенном формировании логичности и точности построения ответа, соблюдении правильного порядка слов в предложении, вариативности его построения.

Методика обучения рассказыванию состоит в развитии умений  последовательно и логично отвечать на вопросы, пересказывать короткие рассказы и сказки, выразительно рассказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...