Развитие просодики и коррекция ее нарушений.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
При формировании мелодико-интоннационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по формированию просодической стороны речи и голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.
При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притоптыванием (Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню).
На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с логопедом ребенок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией:
Сказала тетя: - повествовательно
Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости
Сказала мама: - повествовательно
Фу, футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения
Сестра сказала: - повествовательно
Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности
А я ответил: - повествовательно
Во, футбол! - восклицательно, радостно.
Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка:
Ай! – Руки прижать к себе, на лице выражение испуга.
Ай-я-яй! – Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.
Ой! – На лице – радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу.
Ой-е-ей! – Покачать головой с сожалением, руки развести в стороны.
Эй! – Радостный окрик, руку вытянуть вверх.
Эй-е-ей! – Радостно крикнуть и приветливо помахать рукой.
Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.
В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическим особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притоптывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий.
Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем - проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием).
С детьми дошкольного и школьного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях (под музыку, счет и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ
В связи с активизацией миграционных процессов, одной из актуальных проблем современной практики логопедии стала проблема обучения и воспитания дошкольников с русским неродным языком. В психолингвистик...
Семинар - практикум "«Моторное (развитие основных движений, коррекция двигательных нарушений)"
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь...
Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика).
Дыхательная гимнастика способствует правильной и красивой речи....
Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.
Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Развитие речи и коррекция речевых нарушений"
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федераль...
Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»
Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...
Развитие голоса и коррекция его нарушений.
Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного раслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики....
- Мне нравится (1)