Дополнительная общеобразовательная программа "Развитие речи и коррекция речевых нарушений"
рабочая программа по логопедии
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания рабочей программы, учтены современные коррекционно-развивающие программы, утвержденные Министерством Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии.
В частности:
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т. Б.Филичева, Т. В.Туманова;
Занятия проводятся мини группами по 2-3 человека и на индивидуальных занятиях.
При составлении коррекционной программы мы выделили две
возрастные категории детей - это дети от 3 до 5 (младший возраст) лет и 5-7 лет (старший возраст).
Программа составлена с учетом основных форм организации коррекционных занятий.
Логопедические занятия проводятся не менее 3 раз в неделю индивидуально или в мини группах.
Продолжительность занятий определяется по нормам Сан Пина соответственно возрасту детей:
- групповые (2-3 чел.)
младший возраст- 15-20 минут;
старший – 25-30 минут;
- индивидуальные занятия
не более 30 минут.
СПб ГБУ СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный Дом» - один из первых социально реабилитационных центров в России, начавший свою работу в 1992 году. «Воспитательный Дом» дал временный приют детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Детям:
- оставшимся без попечения родителей;
-из неблагополучных, неполных, многодетных семей;
-длительное время, находившимся на социальной койке.
Практически все малыши имеют социальную и педагогическую запущенность, многие не посещали дошкольные учреждения. На развитие этих детей оказали негативное влияние:
- окружающая их социальная среда;
- дефицит общения со взрослыми;
- отсутствие квалифицированных педагогических условий;
- состояние здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_2021.docx | 78.3 КБ |
Предварительный просмотр:
2Пояснительная записка.
Введение.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания рабочей программы, учтены современные коррекционно-развивающие программы, утвержденные Министерством Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии.
В частности:
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т. Б.Филичева, Т. В.Туманова;
Занятия проводятся мини группами по 2-3 человека и на индивидуальных занятиях.
При составлении коррекционной программы мы выделили две
возрастные категории детей - это дети от 3 до 5 (младший возраст) лет и 5-7 лет (старший возраст).
Программа составлена с учетом основных форм организации коррекционных занятий.
Логопедические занятия проводятся не менее 3 раз в неделю индивидуально или в мини группах.
Продолжительность занятий определяется по нормам Сан Пина соответственно возрасту детей:
- групповые (2-3 чел.)
младший возраст- 15-20 минут;
старший – 25-30 минут;
- индивидуальные занятия
не более 30 минут.
СПб ГБУ СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный Дом» - один из первых социально реабилитационных центров в России, начавший свою работу в 1992 году. «Воспитательный Дом» дал временный приют детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Детям:
- оставшимся без попечения родителей;
-из неблагополучных, неполных, многодетных семей;
-длительное время, находившимся на социальной койке.
Практически все малыши имеют социальную и педагогическую запущенность, многие не посещали дошкольные учреждения. На развитие этих детей оказали негативное влияние:
- окружающая их социальная среда;
- дефицит общения со взрослыми;
- отсутствие квалифицированных педагогических условий;
- состояние здоровья.
У многих детей имеются дефекты звукопроизношения, они испытывают трудности в воспроизведении логических и грамматических конструкций, в собственной речи употребляют в основном простые, часто односложные предложения, что связано с бедностью их смысловых связей.
Словарный запас отличается ограниченностью и недифференцированностью. Скудность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. Для наших воспитанников характерны неустойчивость внимания, повышенная истощаемость, несобранность, отвлекаемость, недоразвитие мелкой и общей моторики.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Сроки пребывания ребёнка в центре колеблются от 6 месяцев до1 года, это обусловлено ИПСУ. Учителю-логопеду необходимо в сжатые сроки постараться максимально восполнить пробелы в знаниях, сформировать необходимые для дальнейшего продолжения развития и обучения навыки.
Особой категорией являются дети шести-семи лет, т.к. через год им предстоит пойти в школу. Детей, с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. В связи с этим подготовка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей этого возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие дошкольника.
У ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению, а также наличие интереса к школьной деятельности. Нужно научить ребенка взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога, уметь контролировать свое поведение.
Опыт работы с детьми в центре позволяет говорить о необходимости формирования гибкой образовательной системы, дающей возможность организовать коррекционную работу соответственно уровню, особенностям развития и подготовки детей.
Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)
Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.
Характеристика детей с I уровнем развития речи.
А) отсутствие общеупотребительной речи.
Б) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.
В) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов.
Г) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается звуко-слоговая структура.
Д) многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации.
Е) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность.
Ж) употребление, как правило, двусложных слов, только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно.
Характеристика детей со II уровнем развития речи.
А) начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.
Б) нарушение способов согласования и управления слов во фразе.
В) появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов.
Г) недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Д) существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
Е) сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении.
Ж) ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
З) Связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов.
И) звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.
К) высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости
Характеристика детей с III уровнем развития речи.
А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
В) недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов… Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых.
Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля.
Е) специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств.
Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове…
Актуальность
В основе создания дополнительной общеразвивающей программы использован опыт работы в «Воспитательном Доме», подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.
Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Новизна данной рабочей программы состоит в том, что в процессе обучения дошкольников фрагментарно используются Информационные Компьютерные Технологии: мультимедийное сопровождение образовательной деятельности, интерактивные тренажеры, речевые игры, презентации, фото и аудио файлы.
Цель программы:
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка:
- развитие фонематического восприятия,
- развитие связной речи,
- развитие речи ребенка дошкольного возраста с речевой
- подготовка к школьному обучению.
Задачи:
- Для детей с ОНР I уровня речевого развития:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления детей.
- Для детей с ОНР II уровня речевого развития:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
- Для детей с ОНР III уровня речевого развития:
- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Обучающие задачи
- Формировать навыки учебной деятельности;
- Подготовить к обучению грамоте, овладению элементами грамоты уточнить, расширить и обогатить лексический запас (практическое усвоение лексических средств языка)
Развивающие задачи
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты.
- Развивать речевого дыхание;
- Развивать навыков связной речи;
- Развивать коммуникативность, достигать успешности в общении;
- Развивать познавательные навыки;
- Развивать социально-личностные и индивидуальные особенности детей.
Воспитательные задачи
- Воспитывать артикуляционные навыки звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- Воспитывать грамматически правильную связную речь;
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
Возраст и численный состав обучающихся:
В структуре центра имеется дошкольная квартира, среднегодовая наполняемость ее составляет 12-14 человек, возраст, детей, проживающих в квартире с 3до 7-8 лет.
При составлении коррекционной программы мы выделили две
возрастные категории детей - это дети от 3 до 5 (младший возраст) лет и 5-7 лет (старший возраст).
Сроки реализации
6 месяцев ; 1 год.
Формы и режим занятий
основной формой являются занятия мини группами по 2-3 человека;
индивидуальные занятия.
Количество занятий в неделю - 3
Продолжительность занятий
для детей младшей возрастной группы 15-20 минут;
для детей старшей возрастной группы 25-30 минут.
Содержание программы.
Занятия в мини группе
Основная цель
- Воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, речи. Состав детей в минигруппе в течение года периодически меняется в зависимости от динамики достижений в развитии и в коррекции произношения, сроков пребывания.
Задачи и содержание занятий в минигруппе:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуальные занятия
Основная цель
- подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звукопроизношения при различных диагнозах. При этом у логопеда, есть возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его к контролю за качеством звучащей речи (своей и ребенка), подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.п.).
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционного праксиса;
- Фонационные упражнения;
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных сочетаниях;
- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- Автоматизация их изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, в предложениях, в самостоятельной речи.
Планируемы результаты:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы
уметь фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно оформлять звуковую структуру слов, используемых в самостоятельной речи
- пользоваться в самостоятельной речи распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно)
- использовать в спонтанном общении, слова, различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.)
владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования, элементами грамоты, в пределах программы
Планирование индивидуальной логопедической работы.
1. Формирование правильного звукопроизношения:
• логопедический массаж;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• постановка и коррекция звуков:
губно-губных - П, Б, М + мягк.
губно-зубных - Т, Д, Н + мягк.
группы свистящих - С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц
группы шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ
группы сонорных - Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычных - К, Г, X + мягк.
автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
• определение звуков (гласных, согласных, твердых-мягких, глухих-звонких);
• определение наличия (отсутствия) звука, места звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи: словообразование, словоизменение, согласование.
6. Развитие лексической стороны речи:
• расширение предметного словаря;
• расширение словаря признаков;
• расширение глагольного словаря.
7. Формирование связной речи:
• формирование умения составлять рассказ по картинке;
• формирование умения составлять рассказ по серии картин;
• формирование умения составлять пересказ;
• формирование умения составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развитие зрительного внимания, памяти, восприятия, мышления;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
- развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
- развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета;
- развитие элементарных математических представлений.
Коррекционно-развивающая область
Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром.
Развивать соотносящие практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям предмета, осуществлять зрительный контроль за выполнением соотносящих действий путем выделения педагогом свойств предмета и их называния, включение мануальных обследовательских действий ребенка, выделение контура предмета, его основных частей.
Содержание учебного плана.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь | Развитие понимания речи Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: • 3 красных кубика и 1 синий; • кукла, клоун, Буратино — шапка; • шуба, пальто, плащ — шкаф; • красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина. Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары») |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, начало июня | Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.). Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.). Развитие самостоятельной фразовой речи Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?). Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом. Развитие произносительной стороны речи Учить детей различать речевые и неречевые звуки. Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто). Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др. |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
• воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
• общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты». |
II Декабрь, январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна». Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’]. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
III Апрель, май, июнь | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. |
| Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к употреблению с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»). |
Планируемые результаты
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа: Дополнительная образовательная программа «По развитию речи и коррекции речевых нарушений»
Технологии
1.Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи:
• Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т.Дмитриева, 2012
• Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.:издательство ГНОМ, 2012
• Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009
• Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996
• Дьякова Е.А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003• Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П. 2000. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998
Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.
Жихарева-Норкина Ю.Б.Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
2.Технологии формирования слоговой структуры слова.
Маркова А.К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 –.(Логопедические технологии)
Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера ,2007
3.Технологии обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи:
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома), - М. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008г.
Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир» , 2011
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.
Агранович З.Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. –СПб : Детство-пресс , 2001г.
Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М.2000.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.
Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М.2003
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.
Технологии формирования связной речи:
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Арбекова, Н.Е.Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР. В 3 альбомах/ Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.
Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) -М.2001
Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М.2003
Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе.-М.1998 г.Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.-М.2001.
Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М. 1981
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999
Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
- Логопедические технологии обучения грамоте:
Руканова СП., БетцЛ.Л. Я учусь говорить и читать. ( В 3 альбомах для индивидуальной работы) / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Кислова Т.Р. По дороге к азбуке (пособие в 4 частях), М.: Баласс, 2003г.
Кузнецова Е.В., Тихонова Н.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.
Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013
Ткаченко Т.А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013
Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметноразвивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
• Настенное зеркало для логопедических занятий;
• Зеркала для индивидуальной работы;
• Дополнительное освещение у зеркала;
• Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
• Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
• Шкафы для пособий;
• Письменный стол для работы учителя-логопеда;
Компьютер
• Столы для занятий с детьми;
• Стулья детские.
- Психолого-педагогические условия
Учебно-методические средства обучения
• Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды:
Схемы:
• Анализа артикуляции звуков;
• Характеристик звуков;
• Сравнительного анализа артикуляции звуков;
• Для определения места звуков в слове
и другие.
Предметные и сюжетные картинки:
• По группам звуков;
• По местонахождению звука в слове;
• Для усвоения слоговой структуры слова;
• Для формирования лексико-грамматических категорий;
• По лексическим темам;
• Для составления словосочетаний и предложений
• Серии сюжетных картинок.
Игры и пособия:
«Звуковые человечки»; «Домики звуков»; «Театр настроения»; «Звуковые дорожки»; «Умные шнурочки»; «Сдуй снежинку, бабочку» «Логопедические улитки» и др.
«Логопедическое лото»; «Логопедическое домино»; «Собери картинку»; «Логопедические пазлы»; «Кручу-верчу»; «Парочки»; «Логотвистер»; «Найди картинку»; «Логопедический поезд» и др.
Полный перечень игрового, иллюстрационного, музыкального материала, логопедических пособий, методической литературы указан в Паспорте логопедического кабинета.
Учебный (тематический) план | |||||
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Осень. Сезонные изменения в природе. | 1 | 1 | ||
2. | Труд людей осенью. | 1 | 1 | ||
3. | Овощи. Огород. | 1 | 1 | ||
4. | Фрукты. Сад. | 1 | 1 | ||
5. | Ягоды. Сад, лес. Заготовки. | 1 | 1 | ||
6. | Осень. Грибы. Деревья. Листья.. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Поздняя осень. | 1 | 1 | ||
8. | Перелетные птицы. | 2 | 1 | 2 | |
9. | Дикие животные. | 3 | 2 | 1 | |
10. | Подготовка к зиме. | 2 | 1 | 1 | |
11. | Одежда. Обувь. | 2 | 1 | 1 | |
12. | Зима. Признаки зимы. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Домашние животные, птицы. | 3 | 1 | 1 | |
14. | Детеныши домашних животных, птиц. | 2 | 1 | 1 | |
15. | Зимующие птицы. | 1 | 1 | ||
16. | Забота о птицах | 1 | 1 | ||
17. | Зимние забавы. Новый год. Ёлка. | 2 | 2 | ||
18. | Дикие животные зимой. | 1 | 1 | ||
19. | Транспорт. | 2 | 1 | 1 | |
20. | Правила дорожного движения. | 1 | 1 | ||
21. | Профессии на транспорте. | 1 | 1 | ||
22. | Профессии. Трудовые действия. | 2 | 1 | 1 | |
23. | Наша Армия. | 1 | 1 | ||
24. | Защитники отечества. | 1 | 1 | ||
25. | Времена года. | 1 | 1 | ||
26. | Календарь. Дни недели. | 3 | 1 | 2 | |
27. | Весна. | 1 | 1 | ||
28. | Мамин день. | 1 | 1 | ||
29. | Мамины профессии. | 1 | 1 | ||
30. | Строительство. | 1 | 1 | ||
31. | Семья. | 2 | 1 | 1 | |
32. | Электроприборы. | 1 | 1 | ||
33. | Ранние признаки весны. | 1 | 1 | ||
34. | Первые цветы. | 1 | 1 | ||
35. | Мебель Комнатные растения. | 2 | 1 | 1 | |
36. | Космос. | 1 | 1 | ||
37. | Прилет птиц. | 1 | 1 | ||
38. | Речные рыбы. Аквариумные рыбы. | 2 | 1 | 1 | |
39. | День Победы. | 1 | 1 | ||
40. | Наш город. | 2 | 1 | 1 | |
41. | Насекомые | 1 | 1 | ||
42. | Лето. | 1 | 1 | ||
43. | Цветы. Отдых. | 1 | 1 | ||
. | Итого | 62 | 34 | 28 |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Воспитательный дом»
Рассмотрена на заседании
Педагогического Совета
СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних
«Воспитательный дом»
Протокол № от «__» __________2021г.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Развитие речи и коррекция речевых нарушений»
Образовательное направление:
Социально-педагогическое
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель – логопед
Мавричева С. В.
Санкт-Петербург
2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ
В связи с активизацией миграционных процессов, одной из актуальных проблем современной практики логопедии стала проблема обучения и воспитания дошкольников с русским неродным языком. В психолингвистик...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»
Актуальность программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех ил...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет...