Развитие речи детей в онтогенезе от рождения до 5 лет в норме.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Сыскова Светлана Анатольевна

В проекте представлен материал как теоритический по становлению речи ребенка от рождения до 5 лет,  так и практический по формированию активного словаря и грамматического строя речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей Младший возраст Подготовила проект учитель-логопед Сыскова С.А.

Слайд 2

Наша речь Речь - это одна из важнейших психических функций человека. Посредством речи происходит общение людей друг с другом. Но речь формируется не сразу, а проходит несколько этапов своего развития. И нарушение одного из них, ведет за собой целую цепочку последствий, как речевых так и интеллектуальных.

Слайд 3

Этапы развития речи Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить 4 ведущие периоды речевого развития 1-й — подготовительный (с момента рождения — до года); 2-й — преддошкольный (от года до 3 лет); 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Слайд 4

Подготовительный этап от 0 до 1 года Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Период « гуления » отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а- бм - бм , бль , у- гу , бу и т.д При нормальном развитии ребенка « гуление » постепенно переходит в лепет . Лепет в 6—8,5 месяцев дети многократно произносят слоги типа ма-ма-ма , ба-ба-ба, де-де и т.д., и далее появляются лепетные слова (папа, мама,баба,бах,ам , дай).

Слайд 5

Преддошкольный от 1 до 2 лет Словарь-до 40 слов Усваиваются дательный и творительные падежи существительных, падежные окончания единственного числа -у,-е,-а,-ом, реже-ой, мн. ч.-ы (фонетически «и»). глаголы изменяют по лицам (кроме 2-лица, мн. числа).Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. Появляются прилагательные , но нарушено согласование с существительными.. Личные местоимения усвоены. Наречия- больше, меньше, короче, скорее . Появляются предлоги в, на, у, с. Союзы : и, то, а, потому, тогда, когда. В грамматическом строе происходит дальнейшее морфологическое членение, употребление одних окончаний на месте других «лоском»(ложкой), « сипут » (спят), появляются суффиксы – ок , -чик и др.

Слайд 6

Преддошкольный с 2 до 3 лет Словарь от 50-1000 слов Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч . существительных: - ов ,- ами ,-ах. Начинается влияния окончаний на слова других склонений « лампов ». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а (рога), -я (стулья ). Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усваиваются все формы возвратных глаголов (- сь ,- ся ) и большинство приставок, на месте одних иногда употребляются другие «искрасил»-(выкрасил ). Прилагательные с существительными не согласуются . Отмечается смешение рода у местоимений «мая папа» он(о яблоке). Правильное употребление простых предлогов и союзов. В речи появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.

Слайд 7

Дошкольный этап от 3 до7 лет 3-4 года Словарь - около 2000 слов Увеличение количества существительных , глаголов и других частей речи Существительные в Д.п ., Тв.п . и в Р.п . Уменьш.- ласкат . суффиксы (носочки, перчатки, тапочки, котята) Глаголы наст. времени. з лица ед. и мн.ч . ( сидит, сидеть, сидят); изъявит. наклонения мн.ч . (поют); настоящ . времени (стою, стоим, стоит); прошедшего времени (упал, упала, упали);возвратный глаголы (одеваться, умываться, обуваться) Согласование прилаг . с сущ. в роде, в ед.ч (все зеленое: лист зеленый, платье зеленое, елка, зеленая.) Относительные прилагательные (деревянный, стеклянный, шерстяной) наречий( там, тут, вот, здесь, много, мало, тепло, холодно, вкусно, больше, меньше, далеко , рано, поздно, сзади, скоро. ) Появляются порядковые числительные Притяжательные местоимения (мой , моя, твой ) Предлоги (на, в, под, из, около, от, за, с) Слова-обобщения : одежда , посуда, овощи, фрукты, игрушки. Появляются слова названия частей предметов. Словотворчество .

Слайд 8

Дошкольный этап с 4 до 5 лет Словарь- около 3000 слов Существительные И.п . мн.ч . (ухо-уши), Р.п.мн.ч . (много рыбок, деревьев, карандашей), Детеныши (лисят, утят, щенят) Согласование прилаг . с сущ. в роде, числе(все синее: небо.., синяя птица, синий карандаш, синиецветы ) Согласование числит. c сущ. 1,2,5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо) Глаголы повелительного наклонения: хотеть, хочу, он хочет , они хотят Приставочные глаголы: прибежала, убежала, перебежала Относительные прилагательные: кожаная, шерстяная, деревянный, вишневое Притяжательные местоимения мой, мое, моя, мои Предлоги: на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед Уменьш.- ласкат . суффиксы Слова –обобщения: одежда , обувь, мебель, посуда , овощи, фрукты, игрушки.

Слайд 9

Основными задачами развития речи в детском саду являются: - воспитание звуковой культуры речи, - обогащение и активизация словаря, - формирование грамматического строя речи, - развитие связной речи.

Слайд 10

Обогащение и активизация словаря Существительные Другие части речи Обобщения Глаголы Антонимы Прилагатель ные Части предметов

Слайд 11

Давайте поиграем Какое яблоко? Что делает?

Слайд 12

Загадки Лохматый, косолапый, бурый Голодный , серый, злой Колючий, маленький, серый Маленькая ,быстрая, рыжая Трусливый, прыткий, белый Хитрая, ловкая, рыжая Крупная, рогатая, добрая Пушистая, ласковая, серая Сторожевая, сильная, верная Опасный, мощный, гривастый Смешная, озорная, быстрая Полосатый, хищный, злой

Слайд 13

Чудо -дерево

Слайд 14

Игры Назови части

Слайд 18

Формирование грамматического строя речи Это зеркало интеллектуального развития ребенка Словоизменение падеж, предлоги, род, число Словообразование приставка, суффикс Синтаксис порядок слов в предложении

Слайд 19

Игра «Стирка или разложи одежду»

Слайд 20

Игра «Один-много»

Слайд 21

Игра «Прятки»

Слайд 22

Игра «Сосчитай»

Слайд 23

Игра «Жадина»

Слайд 25

Игра «Телефон» - У меня зазвонил телефон, - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда . - Что Вам надо? - Шоколада. - А много ль прислать? - Да пудов эдак 5 или 6 - Больше ему не съесть. - Он у меня еще маленький.

Слайд 26

Исправление грамматических ошибок. * Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно. * Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. * Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно, дать образец правильной речи и предложить повторить его. * Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. допустимо исправление, отсроченное во времени. * С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: « Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков », - « Правильно, вы поставили много чашек », - подтверждает воспитатель. * Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. * В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником. Например, - ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; - ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки. В такие моменты не следует поправлять ребенка. важно отметить ошибку, чтобы позднее исправить ее в подходящий момент.

Слайд 27

Формирование грамматически правильной речи осуществляется на занятиях и в повседневном общении При планировании занятий важно правильно определить программное содержание, подобрать словесный материал, продумать методы и приемы обучения правильным грамматическим формам (дидактическая игра, специальное упражнение, образец, объяснение, сравнение и др.). Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Во время сборов на прогулку, организации дежурства по столовой, во время умывания и др., воспитатель незаметно для детей упражняет их в употреблении глаголов, существительных в разных формах, в согласовании существительных с прилагательными и числительными и т.п.

Слайд 28

Рекомендуемая литература Козырев Л.М . «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-х - 4-х лет» Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» младшая группа, средняя группа

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до трех лет

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствова...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие речи детей в онтогенезе

Этот материал поможет родителям и педагогам узнать о правильном развитии речи в норме. И своевременно обратить внимание на нарушения в речевом развитии своего малыша....

Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до 3-х лет.

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствова...

Развитие речи ребенка в онтогенезе от рождения до трех лет

Под причиной речевых расстройств принято понимать единичные или совокупно воздействующие факторы внешнего и внутреннего характера, влияние которых приводит к возникновению и развитию речевого нарушени...

Развитие речи ребенка в онтогенезе от рождения до трех лет

При своевременной оказанной медицинской и психологической помощи, детям раннего возраста, 30% всех отклонений преодолеваются без последствий....