"Не похожий на тебя, не похожий на меня".
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Когда я готовилась к этому проекту, я натолкнулась на следующее высказывание Антуан де Сент-Экзюпери
: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Я неслучайно выбрала именно эту тему. Сегодня все говорят о гуманности, толерантности, и одной из популярных тем в этом ряду является инклюзивное образование, относительно новое для Росси и достаточно распространенное в Европе. Но не для кого не секрет в России ситуация несколько иная. Общество, в котором красота и здоровье возведены в культ, привыкло «прятать глаза» при виде инвалидности. Но есть и другой выход. Научиться уважать личность во всех людях, с их ограниченными возможностями, и общаться на равных со всеми, без исключения. Принимать их такими, какие есть. Найти важные слова любви для особых деток трудно, но жизненно необходимо. И я работаю в данный момент по этому направлению. На сегодняшний день в моей группе два инклюзивных ребенка. И мне удаётся создать тёплую дружескую атмосферу в группе, дети внимательны друг к другу. Я считаю, что я как педагог должна донести и объяснить, как детям, так и их родителям, что все мы разные и с разными возможностями, но мы люди и мы нуждаемся друг в друге. Приятно, что моя работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными детьми. И свое выступление мне хотелось бы закончить словами, которые я всегда говорю своим родителям на собраниях, за круглым столом :
"Живите в радости 100 лет,
По жизни весело порхайте,
Но если вы не знали бед,
Тех, кто познал - не призирайте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_komissii_2.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад
комбинированного вида № 80"
г.Воронеж
Смирнова Елена Александровна
Тема: "Не похожий на тебя, не похожий на меня"
Воронеж
2015
Содержание
Введение ...............................................................................................
Актуальность............................................................................................
Преимущества интеграционной системы..............................................
Цели и задачи проекта.............................................................................
Участники проекта...................................................................................
Методическое обеспечение.....................................................................
Ход мероприятия........................................................................................
Заключение.......................................................................................................
Список литературы...........................................................................................
Введение
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность выбранной темы
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем600 тысяч из них – инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом коллективе. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:
преимущества социального характера:
- развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
- обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
- развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
преимущества психологического характера
- исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
преимущества медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
- исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
преимущества педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
- активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Целью моего проекта является создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания . Появление у здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), терпимости, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Цель требует решения следующих задач.
Задачи:
- воспитание и развитие у детей духовности и культуры;
- воспитание инициативности и самостоятельности;
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
- понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий (дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
- разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников;
- повысить свой квалификационный уровень по данному направлению;
- создать адаптационную рабочую программу;
- организовать коррекционную работу в группе;
- Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность. Хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Методическое обеспечение:
- Картинки из книги, собранные в блокнот (цветик - семицветик).
- Материалы для игр (кукла, магнитно-маркерная доска, маска для сна, бандаж для фиксации руки, прихватки - рукавички).
- Заготовки для творческой работы .
Ход мероприятия
Здравствуйте ребята!
Вы наверно заметили, что я что - то принесла? Это необычная книга, но история в ней давно вам знакома.
(1 лист) Что это? А какой это цветок? Дайте название? Я вам могу подсказать, посчитаем лепестки. Давайте сейчас вспомним вместе эту волшебную историю.
(2 лист) Жила была девочка Женя. А вот какая она, ребята, помните? Давайте ее попробуем описать с помощью картинки .Пока Женя считала ворон, собака съела все её баранки.
(3 лист) Женя рассердилась и побежала за собакой. Она бежала так долго и так далеко, что как вы думаете что с ней произошло? Она оказалась в незнакомом ей саду и заплакала.
(4 лист) И кого же она встретила в саду? Старушка оказалась волшебницей, она помогла девочке и подарила ей волшебный цветок,
(5 лист) который исполнял любые желания. Нужно было всего лишь произнести заклинание и оторвать лепесток. Давайте встанем вместе его произнесем. Повторяйте за мной.
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)
Возвращайся, сделав круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
Что же пожелала Женя оторвав первый желтый лепесток? А вы что бы захотели , если бы оказались в незнакомом месте? Сейчас мы проверим, отрывай желтый лепесток. Действительно она захотела оказаться дома с баранками.
Оказавшись дома Женя решила, что это удивительный цветок нужно поставить в самую красивую вазу? Помните, что произошло дальше? Сейчас посмотрим (правильно чтобы ваза была снова целая)
Выйдя во двор, Женя увидела как мальчики играли в игру . А вы помните в какую игру они играли? (я вам напомню)(Северный полюс), но с ней они играть не хотели. И следующий синий лепесток Женя потратила на что? (Чтоб оказаться на настоящем северном полюсе)
Тепло ли ребята на Северном полюсе? А Женя была в одном платьице, да к тому же увидела страшных белых медведей, она затряслась от холода и страха. Мне кажется вы знаете каким было Женино желание, когда она отрывала зеленый лепесток. Отрывай зеленый лепесток.(да, она пожелала вернуться во двор)
С мальчиками играть не получилось, пошла Женя в другой двор, поиграть с девочками. Но когда она увидела у них игрушки, тут же оторвала оранжевый лепесток, загадав какое желание?
Да непросто много игрушек, а все на свете. Их оказалось слишком много, Женя не смогла с ними играть и пришлось снова просить волшебный цветок об исполнении желания. И фиолетовый лепесток на потратила на что? (чтоб игрушки обратно ушли в магазины) .
(6 лист) И тут Женя задумалась, ведь у нее сколько осталось лепестков? А ей так много всего хотелось и конфеты, и туфли, и велосипед, но лепесток был один . А как вы думаете полезные, нужные желания были у Жени? Вот и Жене они не принесли никакого удовольствия, поэтому она решила подумать как следует и не торопиться.
(7 лист) В парке она встретила мальчика, который ей понравился. У него были большие голубые , но грустные глаза. Ей хотелось с ним поиграть в догонялки. А как вы думаете мог он поиграть с Женей? Нет. У него были больные ноги. Наверно не трудно догадаться чего она захотела? (она загадала, чтобы мальчик выздровил)
А давайте вспомним еще раз волшебные слова для последнего желания.
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)
Возвращайся, сделав круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
Произнесли заклинание, теперь отрываем лепесток и желание исполнилось, мальчик выздровил.
(8 лист)
Это всего лишь одна история про мальчика, у которого болели ноги. А ведь таких историй много.
(9 лист)
И в нашем городе есть дети, у которых болят не только ноги, но и руки, которые плохо видят, плохо слышат, плохо говорят . Этим детям трудно, и им нужна наша поддержка и помощь. Как им трудно бывает, мы с вами сможем сейчас представить и попробывать. А для этого я подобрала для вас задания.
Задания для детей.
Сложные задания я для вас подобрала. Но мы всего лишь с вами представили , а тем детям , у которых болят руки, ноги, глазки, ушки, им трудно всегда.
И когда у них что - то не получается, можно ли смеяться над ними? Почему? Не нужно смеяться над ними, но и не нужно жалеть, они такие какие они есть. Им нужна очень наша поддержка, помощь и доброта.
У нас с вами нет волшебного цветка, как у Жени из сказки. Но у нас есть с вами сердце .Что - то не так ребята? А мне кажется что - то не так. Такое у нас сердце? Что в нем не так?
Да оно белое, как будто бы ледяное ,холодное, он ребят безразличное. А каким цветом должно быть доброе любящее сердце? Из этого простого холодного сердца мы сделаем доброе любящее. Давайте пройдем к столу.
Изменилось наше сердце? Оно стало похожим на настоящее, потому что вы его наполнили теплотой и любовью своих маленьких сердец. Это сердце не остынет, пока мы будем помнить, как трудно тем детям, которые не похожи на нас, но такие же как мы. Пусть это сердце останется в вашем детском саду , чтобы вы не забывали о нашей встречи. «Мы разные, но мы вместе» Спасибо вам друзья! Вы большие молодцы! Мне было с вами приятно и интересно, а вам со мной??Я с вами прощаюсь, до свидания.
На этом мероприятие закончилось.
Заключение
Но я хотела бы сказать несколько слов.
Когда я готовилась к этому мероприятию, я натолкнулась на следующее высказывание Антуан де Сент-Экзюпери
: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Я неслучайно выбрала именно эту тему. Сегодня все говорят о гуманности, толерантности, и одной из популярных тем в этом ряду является инклюзивное образование, относительно новое для Росси и достаточно распространенное в Европе. Но не для кого не секрет в России ситуация несколько иная. Общество, в котором красота и здоровье возведены в культ, привыкло «прятать глаза» при виде инвалидности. Но есть и другой выход. Научиться уважать личность во всех людях, с их ограниченными возможностями, и общаться на равных со всеми, без исключения. Принимать их такими, какие есть. Найти важные слова любви для особых деток трудно, но жизненно необходимо. И я работаю в данный момент по этому направлению. На сегодняшний день в моей группе два инклюзивных ребенка. И мне удаётся создать тёплую дружескую атмосферу в группе, дети внимательны друг к другу. Я считаю, что я как педагог должна донести и объяснить, как детям, так и их родителям, что все мы разные и с разными возможностями, но мы люди и мы нуждаемся друг в друге. Приятно, что моя работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными детьми. И свое выступление мне хотелось бы закончить словами, которые я всегда говорю своим родителям на собраниях, за круглым столом :
"Живите в радости 100 лет,
По жизни весело порхайте,
Но если вы не знали бед,
Тех, кто познал - не призирайте".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хочу быть похожим на тебя, кадет!"
Проект разработан в рамках реализации программы "Край родной"....
ДОРИС БРЕТТ “ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА, ПОХОЖАЯ НА ТЕБЯ...”
ДОРИС БРЕТТ“ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА,ПОХОЖАЯ НА ТЕБЯ...”...
Консультация для родителей «КОЛОБОК - КОЛОБОК, Я ТЕБЯ СЪЕМ! - НЕ ЕШЬ МЕНЯ, ЛУЧШЕ СЛЕПИ МНЕ ДРУГА!»
В консультации говорится о пользе одного из любимых занятий детей в детском саду и в школе- лепке из соленого теста....
Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!
Воспитание ребенка трудная и ответственная задача, с которой сталкивается человек. Знания каждого человека о том, как воспитывать ребенка, как правило, исходят из его окружения и его собственного восп...
Презентация "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"
Презентация для родителей ко дню матери "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"...
Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет «Как подружиться с тем, кто не похож на тебя»
Мультфильм про Диму: https://www.youtube.com/watch?v=5WBWWNfnw2Y...
Вечер развлечения в младшей группе. Тема: «Хочу быть похожим на тебя, кадет!»»
Формировать в процессе совместной деятельности знания детей о России и кадетах....