Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк, Бойкова С. В.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Содержание
1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:
· Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты;
· Использование мнемотаблиц;
· Наглядное моделирование.
2. Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР.
3. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".
4. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.
· Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.
· Формирование лексико-грамматических категорий.
· Формирование связной речи.
· Пересказ текста.
· Составление описательных рассказов.
· Составление описательных рассказов по сюжетной картине.
· Составлении рассказов по замыслу.
5. Внедрение методики.
6. Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.
7. Список используемой литературы.
8. Приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_opisat_rasskazov.docx | 140.41 КБ |
graficheskie_plany_rasskaza-opisaniya.doc | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Солнечногорский муниципальный район Московской области Комитет по народному образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №77
Тел: 633668 141591, М.о. Солнечногорский р-н, Новая____
Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов
Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк,
Бойкова С. В.
Внедрила:
Проплетина Татьяна Юрьевна
Содержание
1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:
- Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты;
- Использование мнемотаблиц;
Наглядное моделирование.
2. Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР.
3. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".
4. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.
- Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.
- Формирование лексико-грамматических категорий.
- Формирование связной речи.
- Пересказ текста.
- Составление описательных рассказов.
- Составление описательных рассказов по сюжетной картине.
- Составлении рассказов по замыслу.
5. Внедрение методики.
6. Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.
7. Список используемой литературы.
8. Приложение.
Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи
Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка.
По определению, А.А. Леонтьева, речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка .
Рассмотрим основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.
Во-первых, стоит остановиться на условиях, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.)
1. Потребность в высказывании - условия возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы.
2. Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал.
3. Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.
Речевые действия:
- Сориентироваться в условиях общения - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная / письменная), виде (монолог / диалог), стиле высказывания.
- Вторая фаза речевого действия - планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи - тема и основная мысль высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.
- Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.
- Четвертая фаза речевого действия - фаза контроля - состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого, обычно мысленно, прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль).
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, статьи, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет заявления и объявления, заполняет анкеты и т. п.
Понятие «связную речь» относиться как к диалогической, так и монологической формам речи.
Диалогическая речь - это обмен высказываниями, репликами между двумя или несколькими лицами.
В диалогической речи одно высказывание порождается другим. Для диалогической речи типичны нераспространенные и неполные предложения, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Монологическую речь принято определять как форму речи, образуемую в результате речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.
Сложность монологической речи, отмеченную исследователями, автор объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное».
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение. Кратко охарактеризуем их.
В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
Особо хочется остановиться на описании, в котором нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлении, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому.
В свою очередь, Нечаева О.А. указывает, что для описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании. Само перечисление признаков - это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в описании. Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.
По определению этого автора, описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Нечаева О.А. в своих трудах дает следующие определение этому типу речи: «Описание-функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Использование мнемотаблиц.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и Т.В Пятница, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники
Наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки вывешиваются на доске. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".
Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Ткаченко Т.А. предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- по серии сюжетных картинок;
- по одной сюжетной картине;
- на основе сравнения предметов;
- составление описательного рассказа о предметах.
Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, " пусковыми", наиболее значимыми.
У детей с ОНР 5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:
- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;
- установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
В книге Л.Н. Ефименковой " Формирование речи у дошкольников". представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв ее за основу, Ткаченко Т.А. несколько изменила символику, увеличила количество пунктов плана рассказа до 6-8, а затем разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных .
Принципы составления и использования схем:
Лист картона размером 45*30 см разделен на 6 квадратов ( по количеству характерных признаков предметов или объектов , либо времен года, о которых нужно рассказать).
1.ЦВЕТ .В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.
2. ФОРМА. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная(кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. ВЕЛИЧИНА. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, "большой-маленький", надо использовать понятия "высокий-низкий", " длинный-короткий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий".
4. МАТЕРИАЛ. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки "под дерево". Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.
5. ЧАСТИ ИГРУШКИ. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6. ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др.приемы расширения глагольного словаря детей.
Логопеду не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых, будут использованы все пункты схемы(пирамидка, коляска для кукол). Позже, когда дети хорошо составят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты( мяч, кукла, мишка).
Рассказы по схемам отличаются у детей с ОНР и детей массовых групп. Рассказы детей с ОНР на первых порах обучения проще, короче, без ярких элементов и сравнений.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, желтое, синее ,зеленое.
2. МАТЕРИАЛ. На картон наклеивается 3 кусочка ткани: шерсть, ситец, шелк. Одинаковой формы и размера. Для составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятие по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы дети рассмотрели их, потрогали и запоминали название тканей.
3. ЧАСТИ ОДЕЖДЫ. Изображен сарафан или костюм, все части которого(воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.
4.СЕЗОННОСТЬ ОДЕЖДЫ. В квадрате нарисовано солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют лето, весну, осень, зиму.
5. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ОДЕЖДА. Символические изображения мужчина, женщина, мальчик и девочка.
6. ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна.
2. ФОРМА. Начерчены квадрат, круг, прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами - на листе изображение цилиндра, шара, и т. п. , дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
3. ВЕЛИЧИНА. Нарисованы большая и маленькая миски.
4. МАТЕРИАЛ. На картон приклеены кусочки одного размера из фольги , пластмассы и пленки"под дерево". Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора- материалов, которые трудно отобразить на схеме.
5. ЧАСТИ ПОСУДЫ. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают название деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик.
6. ДЕЙСТВИЯ С ПОСУДОЙ. Изображена кисть руки.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными.
Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.
Формирование представлений о структурных единицах языковой системы
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы мною используется различные пособия.
Формирование лексико-грамматических категорий
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.
Формирование связной речи
Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Проблемой формирования связной речи у дошкольников с речевой патологией я заинтересовалась, будучи студенткой Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Свои авторские методики нам читали Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, но особенно меня заинтересовала авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой.
Для логопедов особый интерес представляет выделение двух пластов в содержательной стороне рассказа – системы предметных обозначений, т.е. осознание того, что будет сообщаться об отношениях реальных предметов и непосредственно речевое, образное оформление высказывания. Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения, как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.
Пересказ текста
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.
С детьми старшей логопедической группы на занятиях я предлагаю картинно-графический план рассказа, а в подготовительной школе группе я учу детей делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста.
Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин
Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.
Составление описательных рассказов
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Работа с опорными схемами делится на несколько этапов:
1.Введение элементов схем, символов: обозначения
цвета
формы
величины
действия
2. Использование элементов опорных схем, символов в различных видах деятельности. У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3.Введение отрицаний.
Например, обозначения.
Не большой
Не круглый
Не съедобный
4.Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
Например, в левом верхнем углу большой круг.
Л
5.Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6.Творческое создание детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок. Чтобы преодолеть некоторую неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:
Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)
Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).
Особенности использования опорных схем:
- научить видеть и понимать закономерности явлений, событий, добиваться упрощения «словесной оболочки» - при полном понимании материала;
- необходима эмоциональная окраска, упор на то, что сильнее запоминается: яркое, необычное, веселое;
- опорные схемы должны быть достаточно подробны;
- опорные схемы помогают существенно экономить время.
Пример использования наглядного моделирования при обучении дошкольников.
Составление описательных рассказов по графическому плану на тему «Овощи»
Цвет. (Какого цвета овощ?)
Форма. (Какой он формы?)
Два помидора. (Какого они размера?)
Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)
Грядка. (Где овощ вырос?)
Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)
Составление описательных рассказов по сюжетной картине
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние виды спорта».
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
Составлении рассказов по замыслу.
Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.
Внедрение методики.
Реализация методики происходит на протяжении всего периода обучения на всех этапах коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Внедрение методики проходит в ходе образовательной деятельности на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. На основе перспективного планирования мною был подобран цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Занятие проводится один раз в неделю. Вся работа делится на три этапа:
Первый этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц, сенсорно графических схем. В этом периоде решаются задачи:
- Обучение детей умению задавать вопросы, и отвечать на них;
- Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам;
- Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия.
- Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов.
Второй этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, опорных схем.
Задачи этого этапа:
- Учить составлять простые предложения, распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом.
- Учить составлять простые рассказы по непосредственному восприятию.
- Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и по серии картин.
Третий этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц.
Задачи этого этапа:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии картин, из опыта.
- Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
В качестве моделей использовались:
- геометрические фигура;
- символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения используемые в них;
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
- опорные схемы;
- карточки – символы.
Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:
- рассказы детей по готовому образцу;
- рассказы по восприятию;
- рассказы по памяти;
- рассказы по воображению.
Виды работы по формированию умения составления описательных рассказов:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
- описание предметов по основным признакам;
- обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);
- закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;
- усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Используя в своей работе наглядное моделирование, учу детей:
- проводить исследование, анализировать, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Применение данной методики способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.
Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Для внедрения методики в работу детского сада, мною были подобраны и проведены консультации для воспитателей (приложение №1) на следующие темы:
1. «Совершенствование связной речи»;
2. «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3- го уровня»;
3. «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем»;
4. «Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Создание речевой среды в старшей группе».
В рамках проекта «Недели логопедии», были подобраны игры с наглядным моделированием.
Подобраны конспекты занятий по развитию связной речи детей. Обучение описательным рассказам.
Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.
В результате использования методики у детей:
- Появилось желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории.
- Появился интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок.
- Обогатился словарный запас.
- Развивается связная речь.
- Сформировалась самостоятельность, усидчивость.
- Появилась полнота и точность отражения в описательных рассказах основных свойств предмета.
- Сформировалось умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.
- Совершенствовались такие психические процессы как память, внимание, мышление.
- Появилось умение составлять план предстоящего связного текста.
- Выработалось умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.
- Улучшилось словесно-логическое мышление.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Из всего выше сказанного можно сказать: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Как показал опыт моей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты эксперимента показали следующее:
- Чем раньше выявляются недостатки речевого развития, тем лучше заметен результат.
- Занятия должны, быть организованы в игровой форме с использование инновационных технологий, различных форм и приёмов обучения.
- Соблюдение принципа последовательности и поэтапности.
- Должна быть, оборудована предметно-развивающая среда.
- Использование эстетической наглядности.
- Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.
- Составление рассказов по моделированному плану рассказа.
- Заучивание стихотворений по опорным схемам.
- Проведение систематической работы с родителями.
Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в школе.
Результаты показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.
Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы:
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие М., Издательский центр «Академия», 1998г. – 400с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. 1994. № 2.
- Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
- Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. - М. Баласс, 2006. – 304с.
- Давыдова, Т.Г., Возная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя 2008г. № 1. с.36
- Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром. Практико-ориентированная монография - М.: 2007. – 128с.
- Коноваленко В.В. Развитие связной речи. М.: 2000.
- Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.М.: Творческий центр, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64с.
- Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: 1998.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
- Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
Актуальность: Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)
Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду, с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.
Цель: Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Объект: развитие описательной речи детей
Субъект: Ребенок с общим недоразвитием речи, имеющий недостатки описательной речи.
Задачи:
1. Развитие связной речи детей;
2. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображение, образного мышления;
3. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
5. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
6. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
8. Обогащение словарного запаса детей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Статья предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...
Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк, Бойкова С. В.
Содержание1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:· Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвист...
Модели для составления описательных рассказов
Эти модели помогут детям составить описательные рассказы....