Составление описательных рассказов о рыбах
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Занятие по развитию связной речи. Обучение составлению описательных рассказов о пресноводных и морских рыбах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение составлению описательных рассказов о пресноводных и морских рыбах. | 324.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукьянова Екатерина Сергеевна
учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка»
город Ступино Московская область
Тема. Составление описательных рассказов о рыбах
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель. Учить составлять рассказ-описание.
Задачи:
- Расширять словарный запас: познакомить детей с пословицами о рыбах, закрепить ранее изученные; упражнять: в образовании родственных слов, в подборе прилагательных и сравнений к именам существительным.
- Развивать связную монологическую речь.
- Развивать координацию речи с движением, зрительно-пространственную ориентировку на плоскости.
- Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.
Оборудование: план-схема для составления рассказа-описания, картинки с изображением рыб, картинки-лабиринты по количеству детей.
Ход занятия
I. Оргмомент
- На этой недели мы говорим о рыбах. Каких рыб вы знаете?
II. Беседа о рыбах
- Вспомните пословицы о рыбах. Как вы понимаете их?
На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.
Без труда, не выловишь рыбку из пруда.
Как рыба в воде.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
Рыба от головы тухнет.
Как рыба без воды.
И рыба, и птица хвостом правит.
Не до шуток рыбке, коли крючком под жабру хватают.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Как рыба об лед бьется.
Не учи рыбу плавать.
Нем, как рыба.
- Какие приметы знаете?
Рыба не клюет — перед дождем.
- Образование родственных слов
- Закончите стихотворные строчки, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как…(рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …(рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка).
Выплывает, корм ища.
Пребольшая… (рыбища).
«Эх, сорвался мой улов!-
Рассердился …(рыболов).
Рыба не клюет никак,
Видно я плохой…(рыбак)».
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день …(рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась …(рыбалка).
- Вспомните семейку родственных слов к слову РЫБА, можно добавить и свои слова: рыбка, рыбешка, рыбища, рыбина, рыбалка, рыбачит, рыбный (суп), рыбий (жир), рыбак, рыбачка, рыболов.
- Подбор признаков к предмету
- Подберите признак. Рыба (какая?) – морская, речная, аквариумная, пресноводная, озерная, скользкая, холодная, блестящая, хищная, мирная…
- Части тела рыб
- Вспомните и назовите части тела рыб. Чем покрыто туловище рыб? Для чего нужна чещуя рыбам? Для чего нужны плавники, хвост? Как рыбы дышат под водой? Как называются детки рыб? Откуда они появляются?
- Перед вами лежат картинки-лабиринты. Проведите дорожки.
III. Составление плана рассказа
- Давайте составим план рассказа-описания рыб. Как вы думаете, что должно быть в рассказе о рыбах: название рыбы, размер, части тела, цвет, где живет, чем питается, как человек использует ее.
(На доске выставляется получившийся план-схема рассказа)
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, | Сложить ладони вместе и показать, |
Рыбке весело играть. | как плавает рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Погрозить пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сблизить ладони. |
Рыбка спинку изогнула. | Снова показать, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Сделать хватательное движение |
двумя руками. | |
Рыбка хвостиком махнула, | Снова показать, как плывет рыбка. |
Рыбка быстро уплыла. М. Клоков |
IV. Рассказывание описательных рассказов о рыбах
- Выберите себе картинку понравившейся рыбы. Расскажите о ней, используя план-схему.
V. Итог
- Молодцы! Вы интересно описывали рыб.
- А как должны поступать люди, чтобы нас всегда окружало такое большое разнообразное царство рыб? (много не вылавливать, особенно, когда рыба мечет икру; не загрязнять землю и воздух)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект занятия по теме "Составление описательного рассказа по лексической теме "Рыбы"" в логопедической группе
Совместная образовательная деятельность для детей с ОНР...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....