Логопедическое занятие "Я и моя семья"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Я и моя семья»
Коррекционно - образовательные цели:
- Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
- Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
- Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
- Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
- Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).
Коррекционно - развивающие цели:
- Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели:
- Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.
Оборудование:
- Сюжетные картинки "Семья", семейные фотографии, мяч, магнитная доска.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов по теме "Семья", составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения "Папу с мамой берегу" Олег Бундур, беседа о семье.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.
Дети: Здравствуй, Буратино!
Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?
Дети: Папа Карло!
Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.
2. Дидактическая игра «Предлоги»
Логопед: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)
Логопед: Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)
Логопед: Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)
Логопед: Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)
Логопед: Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)
Логопед: Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)
3. Игра на развитие мелкой моторики "Семья"
Логопед: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!
Кто - то делает вот так -
Рубит дерево вот так: Тук - тики, тук - тики, так.
Кто делает вот так - молотком стучит вот так!
Дзинь -тики, дзинь - тики, так!
Кто делает вот так - тесто шлепает вот так:
Шлеп - тики, шлеп - тики, так!
Кто делает вот так - топ - тики, топ - тики.
Лбом о столик - туки - так.
4. Мимические упражнения "Настроение"
Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?
Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!
(Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)
Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.
5. Подвижная игра "Домик".
В новом домике моем | Дети складывают руки на головой (крыша дома) | |
Разных три окошка Вот внизу сидит наш пес А на крыше кошка | Показывают три пальца, наклоняются и гладят пса. Встают на носочки и тянут одной рукой вверх. | |
Я же в домике сижу И на улицу гляжу | Присаживаются, ладонь одной руки прижимают к щеке, вторая рука перпендикулярно правой и поддерживаю ее. | |
Дверь в квартиру открывается... | Встают на ноги, одной рукой "открывают дверь". | |
Это мама возвращается! | Подпрыгивают, поднимая руки вверх. |
6. Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики, обогащение словаря.
Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого, перечисляя членов семьи.
Хоть в саду я не скучаю,
Но о доме вспоминаю,
Потому что вся семья -
Мама с папой.
Сестры, братья - очень любят, ждут меня.
7. Рассматривание сюжетной картины "Семья"
Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!
Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.
Логопед: Что делает бабушка?
Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.
Логопед: Что делает дедушка?
Ребенок: Дедушка читает газету.
Логопед: Чем занимается мама и папа?
Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.
Логопед: Чем занимаются брат и сестра?
Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.
Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?
Дети: Семья!
8. Игра с мячом "Мой, моя, мои"
Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.
Логопед: Семья.
Ребенок: Моя семья.
Логопед: Братья.
Ребенок: Мои братья.
Логопед: Брат.
Ребенок: Мой брат.
Логопед: Сестра.
Ребенок: Моя сестра.
Логопед: Сестры.
Ребенок: Мои сестры.
Логопед: Бабушка.
Ребенок: Моя бабушка.
Логопед: Дедушка.
Ребенок: /Мой дедушка
Логопед: Родственники.
Ребенок: Мои родственники.
Логопед: Мама, папа.
Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.
9. Игра " Я и моя семья"
Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова
Логопед: Как ты называешь маму папы?
Ребенок: Бабушка, бабуля!
Логопед: Как ты называешь папу мамы?
Ребенок: Дедушка, дедуля!
Логопед: Как называешь сестру папы?
Ребенок: Тетя, тетушка!
Логопед: Как ты называешь брата мамы?
Ребенок: Дядя, дядюшка!
Логопед: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?
Ребенок: Внуком, внучком.
Ребенок: Внучка, внученька
Логопед: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.
Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.
Логопед: Кем ты являешься своей тете, дяде?
Ребенок: Племянница, племянник!
Логопед: Чья это сумка?
Ребенок: Мамина сумка!
Логопед: Чьи это тапочки?
Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!
Логопед: Традиции в семье!
Ребенок: Семейные традиции!
Логопед: Отношения с братьями!
Ребенок: Братские!
Логопед: Когда в семье хорошо, тепло!
Ребенок: Отношения хорошие, теплые!
10. Окончание занятия
Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!
Дети: Мы говорили сегодня о семье!
Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!
Дети читают стихи о семье.
Логопед: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая газета "Шпаргалки для семьи"
Тема номера газеты "Артикуляционная гимнастика". В выпуске даны рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы гимнастики для основных групп звуков....
Выполнение логопедических домашних заданий в семье
Консультация поможет Вам узнать:-Как правильно нужно выполнять домашние задания;-Каково значение домашних заданий;-Рекомендации для помощи при выполнении домашних заданий с детьми;-О часто задаваемых ...
НОД занятия по лепке в логопедической группе "Яблонька моей семьи"
РАзвивать воображение и творчество детей при создании поделки. Воспитывать любовь и заботу детей о родных людях....
Выполнение коррекционно-логопедических домашних заданий в семье"
В Данном материале даются рекомендации родителям дошкольников с нарушениями речи эффективно и с пользой для ребенка выполнять домашние логопедические задания...
«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»
Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...
Выполнение коррекционно – логопедических домашних заданий в семье.
Рекомендации по выполнению логопедических заданий дома....
Выполнение коррекционно – логопедических домашних заданий в семье.
Выполнение коррекционно – логопедическихдомашних заданий в семье....