Буклет "Правила работы со скороговоркой"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша. Вот некоторые основные правила:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша. Вот некоторые основные правила:
- Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в барабаны»). Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.
- Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе.
- Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.
- Искренне хвалите ребенка за успехи.
- Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.
- Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику).
Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:
- Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
- Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны.
- Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
- Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
- Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.
- Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.
- Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, пока обернешься вокруг своей оси и т.п.
- Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку, кто знает больше разных скороговорок для детей.
Попробуйте заниматься с ребенком скороговорками хотя бы по 10-15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесет пользу для ребенка. Ведь четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы. Ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль, не боится устно отвечать у доски, не запинается от волнения. А как поднимется самооценка ребенка, если на празднике он сможет блеснуть знанием скороговорок и необычной скоростью их произношения!
Не игнорируйте этот вид устного народного творчества, прошедший проверку своей эффективности многими веками! Скороговорки для детей – настоящая находка не только для педагогов и логопедов, но и для любящих родителей!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования
Белореченский район
ПРАВИЛА РАБОТЫ СО
СКОРОГОВОРКОЙ
Учитель-логопед : Карасева В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/21/picture-96972.jpg)
Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речевых навыков
Рекомендации по работе над скороговорками. Правила ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-705681-1447083479.jpg)
Памятка по работе со скороговоркой
Советы родителям, которые помогут правильно отрабатывать со своим ребёнком скороговорки...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-257270-1369057789.jpg)
Правила работы над скороговоркой
Советы и рекомендации по автоматизации звуков при работе со скороговоркой над четкостью речи...
Памятка "Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками"
В памятке отражены правила при работе со скороговорками....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1179958-1572012173.jpg)
Консультация для участников образовательного процесса в ДОУ Как работать со скороговорками
Краткое, но ёмкое изложение приёмов работы при развитии речи дошкольников с использованием скороговорок...