Консультация для участников образовательного процесса в ДОУ Как работать со скороговорками
консультация по развитию речи

Ермолина Людмила Леонидовна

Краткое, но ёмкое изложение приёмов работы при развитии речи дошкольников с использованием скороговорок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kak_rabotat_so_skorogovorkami.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 «Сосенка»

Разработала: воспитатель Ермолина Людмила Леонидовна

Консультация для участников образовательного процесса в ДОУ                                              «Правила работы со скороговорками»

      Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша,  как утверждают логопеды. Вот некоторые основные правила для родителей, решивших заниматься с ребенком с помощью скороговорок.

      Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в барабаны»).  Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.

      Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе.

      Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.

      Искренне хвалите ребенка за успехи.

      Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или  красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.

      Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику).

Как работать с детьми?

 Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

  1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
  2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны.
  3. Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
  4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
  5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.
  6. Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.
  7. Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, пока обернешься вокруг своей оси и т.п.
  8. Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку, кто знает больше разных скороговорок для детей.

Для разучивания скороговорок с успехом можно использовать интерактивные игрушки типа читающей ручки "Сотто". Скороговорки можно записать на стикеры и наклеить их на разные предметы, находящиеся в детской комнате. Прикасаясь к ним ручкой, малыш сможет разучивать скороговорки, когда у вас нет времени заниматься с ним. Можно также записывать на стикеры голос ребенка, произносящего скороговорку. Записывая одну и ту же скороговорку каждый день и наклеивая стикеры в календарь, можно проследить прогресс в произношении. Это послужит хорошим стимулом для малыша.

Попробуйте заниматься с ребенком скороговорками хотя бы по 10-15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесет пользу для ребенка. Ведь четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы. Ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль, не боится устно отвечать у доски, не запинается от волнения. А как поднимется самооценка ребенка, если на школьном вечере он сможет блеснуть знанием множества скороговорок  и необычной скоростью их произношения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Взаимодействие участников образовательного процесса по теме проектировочной площадки»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенкаОбразовательн...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".

Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....

Консультация. Взаимодействие участников образовательного процесса

О взаимодействии  участников образовательного процесса...

Консультация для педагогов на тему: «Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов на тему:«Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»....

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

Консультация для воспитателей "Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО"

Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО. ...