"Хотим, чтобы рос умным"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются
представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.
Как происходит смена форм мышления?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hotim_chtoby_ros_umnymdocx.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
"Хотим, чтобы рос умным"
Развитие мышления
Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются
представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.
Как происходит смена форм мышления?
Наглядно-действенная
Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так
в опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.
Наглядно-образная
Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику
заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя,
обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом
оригинальны.
Это связано со следующими причинами:
• недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний;
• несформированность способов умственной деятельности;
• недостаточная критичность мышления.
Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство
мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Понятийная
К6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить
классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание
по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению. К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.
Как развивать самостоятельность и пытливость ума?
- Внимание! Детский вопрос
• Возникновение вопросов - показатель простейшей теоретической
деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам
снижает познавательную активность ребенка.
• Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте
возможность самостоятельно найти решение.
• Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и
немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую
любознательность.
- Развитие связной речи
• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя
существенные признаки.
• Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.
• Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и
события.
- Системность знаний
• Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.
• Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть
связаны с полученными ранее.
• Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться
к этому еще раз.
"Не обрушивайте на ребенка лавину знаний….- под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги".
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хотим, чтобы рос умным" или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)
Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3...
Хотим чтобы рос умным
Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возни...
Консультация для родителей «Хотите ли вы умного ребёнка?»
Консультация для родителей «Хотите ли вы умного ребёнка?»...
Консультация для родителей: "Хотите ли Вы умного ребенка"
Консултация для родителей в старшей группе....
Консультация для родителей: Хотите ли вы умного ребёнка?
Разработала Лавицкая Г.И....
Консультация для родителей "Хотите ли вы умного ребенка".
Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, ледтает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.С...
Консультация для родителей «Хотите ли вы умного ребёнка?»
Консультация для родителей...