"Хотим, чтобы рос умным"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Главным  достижением  развития  мышления  в  раннем  детстве  являются

представления.  Теперь ребенок может думать о том,  что выходит за  пределы конкретной  ситуации.  За  дошкольный  период у ребенка  возникают 3  формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.

Как происходит смена форм мышления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hotim_chtoby_ros_umnymdocx.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

"Хотим, чтобы рос умным"

Развитие мышления

Главным  достижением  развития  мышления  в  раннем  детстве  являются

представления.  Теперь ребенок может думать о том,  что выходит за  пределы конкретной  ситуации.  За  дошкольный  период у ребенка  возникают 3  формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.

Как происходит смена форм мышления?

Наглядно-действенная

Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи,  например,  бросает предметы в воду,  чтобы проверить будут ли они плавать.  В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия.  Дети начинают  проводить  простейшие  опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так

в опытах с водой ребенок понимает,  что утонет не только эта крышка,  машинка,  мишка,  и т.  д.,  а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.

Наглядно-образная

Накопленный в процессе множества попыток опыт,  позволяет дошкольнику

заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя,

обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом

оригинальны.

Это связано со следующими причинами:

• недостаток  опыта,  а,  значит,  нечеткость  и ограниченность знаний;

• несформированность  способов  умственной деятельности;

• недостаточная критичность мышления.

Особенность детских рассуждений не только  недостаток,  но и достоинство

мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.

Понятийная

К6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным.  Обобщение на основании существенных родо-видовых  признаков  позволяет  освоить

классификацию,  в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального  содержания.  Обобщенные представления и возникающие вслед за  ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание

по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению. К концу  дошкольного  возраста  ребенок  способен согласовывать  и  обосновывать  свои  суждения  и самостоятельно делать выводы.

Как развивать самостоятельность и пытливость ума?

  • Внимание! Детский вопрос

• Возникновение  вопросов -  показатель  простейшей  теоретической

деятельности.  Равнодушное отношение  взрослого  к  детским  вопросам

снижает познавательную активность ребенка.

• Отвечая на вопрос,  не спешите дать готового ответа,  предоставьте

возможность самостоятельно найти решение.

• Ваши  ответы  должны  быть  достоверными,  исчерпывающими  и

немногословными,  тогда они будут поощрять,  а не подавлять детскую

любознательность.

  • Развитие связной речи

• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления,  выделяя

существенные признаки.

• Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.

• Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и

события.

  • Системность знаний

• Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.

• Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть

связаны с полученными ранее.

• Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться

к этому еще раз.

"Не обрушивайте на ребенка лавину знаний….- под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги".

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хотим, чтобы рос умным" или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3...

Хотим чтобы рос умным

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок  может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возни...

Консультация для родителей «Хотите ли вы умного ребёнка?»

Консультация для родителей «Хотите ли вы умного ребёнка?»...

Консультация для родителей: "Хотите ли Вы умного ребенка"

Консултация для родителей в старшей группе....

Консультация для родителей "Хотите ли вы умного ребенка".

Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, ледтает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.С...