Диагностико – коррекционная работа в ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений психическом развитии ребенка.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostiko.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностико – коррекционная работа в ДОУ.
В концепции модернизации российского образования были определены основные задачи:
- обеспечение доступного образования;
- повышение качества образования;
- повышение престижа профессии педагога
Конкретные меры по ступеням системы образования:
- в старших классах ЕГ, создание профильных классов;
- в среднем звене: фундаментализация;
- изучение иностранных языков в общеобразовательной школе.
В системе дошкольного воспитания введение ранней диагностики всех возрастов ребенка, для выявления отклонений в здоровье, в поведении и управлении им. Вывод: модернизация сделана с целью для полноценного развития ребенка.
Развитие – это движение, изменение во времени (физическом и психическом). Развитие может быть регрессивным и прогрессивным ( переход от низших форм к высшим).
Свойства развития:
- имманентность ( внутренне присущая способность развития заложенных в самом ребенке);
- биогенность (процесс развития обусловленных механизмом наследственности);
- социогенность( большую роль играет влияние среды);
- индивидуальность ( свой подбор качеств у каждого ребенка и собственная траектория развития);
- неравномерность ( указывает на то, что в процессе развития могут возникать спонтанные явления, наличие возрастных кризисов);
- стадийность ( развитие человека подчиняется всеобщему закону цикличности).
Психологические новообразования дошкольного возраста:
- возникновение первого схематического очертания – абриса цельного детского мировоззрения (установление закономерностей, связей). Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир
- возникновение первичных этических представлений. Ребенок оценивает происходящее знаком + или – (хорошо – плохо). Убеждается в том, что красиво не может быть плохо.
- возникновение соподчинению мотивов ( я должен) в преодолении своих желаний. Развивать моральные чувства удовлетворенности от того, что он кому то нужен. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Как показывает практика, для формирования самостоятельности в поведении(а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
- возникновение элементов произвольного поведения ( удержание целей деятельности: довести начатое дело до конца). Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
- возникновение личного сознания или самосознания ( сознание – форма психического развития. В него входят: познавать процессы, которые дают представления об окружающем;
- целеполагающие деятельность, связаны с ней воля, мотивы;
- рефлексия – умения видеть себя со стороны. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.
Виды коррекционной работы в детском саду:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- коррекция нарушений речи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Коррекционную работа осуществляется по двум направлениям:коррекционно-педагогическая деятельность, лечебно-восстановительная деятельность.
Таким образом, психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений психическом развитии ребенка.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики
План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи, с детьми набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса...
Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики
План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики учебно-воспитательного процесса за I полугоди 2011- 2012 учебного года...
Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.
Материал-презентация по диагностико-коррекционным подходам работы с аутичными дошкольниками....
Презентация. Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.
Ранний детский аутизм - одно из самых загадочных нарушений развития. Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психиче...
Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полно...
Вывод и коррекционная работа по диагностике
Коррекционная работа в старшем дошкольном возрасте....
Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в помощь педагогам - психологам ДОУ....