«Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Кудлай Ольга Владимировна

Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_dlya_gmo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад

компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной

коррекции отклонений в физическом и психическом развитии

воспитанников № 9   «Колокольчик»

Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии

Кудлай Ольги Владимировны

воспитатель I квалификационной категории

                                                             

         В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности между явлениями окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

В основе освоения ребенком окружающего мира и развития всей его деятельности лежит восприятие предмета как целого. У ребёнка с нарушением интеллектуального развития формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным. Целостный образ предмета  вначале бывает нечётким, расплывчатым, недифференцированным, например, ребёнок узнаёт знакомый предмет, но затрудняется выделить его силуэтное, наложенное, зашумленное  изображение, а также  не может изобразить его в продуктивных видах деятельности.

Поэтому работу по формированию у дошкольников целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности считаю актуальной и значимой.

          Для данного направления коррекционно-педагогической деятельности в своей работе использую технологию сенсорного развития и воспитания А.А.Катаевой, направленную на формирование у дошкольников с интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов).         

                Средствами реализации цели являются:

 -организация предметно-развивающей среды, что способствует расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности;

 -использование коррекционно-развивающих занятий интегрированного вида для расширения представлений о предметном, природном и социальном мире при формировании познавательного интереса;

 -систематизация и использование коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на актуализацию представлений об окружающей действительности и формирование практических умений, позволяющих каждому ребенку проявить свою индивидуальность и возможность.

         В связи с особенностями развития моих воспитанников, а именно: отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня познавательных возможностей, отставание в развитии речи, неумение переносить усвоенные знания, умения и навыки в практическую жизнь, проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении.

          Эффективным средством для организации обучения и воспитания детей является – дидактическая игра, направленная на формирование целостного представления и активизацию их познавательной деятельности.

          Использование дидактической игры делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку действовать самостоятельно, обеспечивает нужное количество повторений на одном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения к заданию.

          Это особенно важно для моих воспитанников, у которых опыт действительно обеднён и не обобщён.  Интерес к действиям с предметами и игрушками создает положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Использование на занятиях и в свободной деятельности различных приёмов (решение проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, приход на занятие героев) привлекает внимание, заинтересовывает каждого ребёнка.

            При построении коррекционно-развивающих занятий интегрированного вида, направленных на познавательное развитие ребёнка, приоритетное место отдаю сочетанию дидактических игр с другими  наглядными и практическими методами и приёмами: игра, беседа, упражнение, рассматривание, наблюдение. Например,

  • Игры, направленные на обучение детей узнавать предмет в новой ситуации, выделять его на общем фоне («Найди свою игрушку», «Найди своё место», «Что на картинке»);
  • упражнения, способствующие формированию целостного образа предмета («Найди свою половинку», «Лото-вкладки», «Собери картинку»);
  • игры, формирующие представления детей о функциональном назначении предметов («Кому что нужно?», «Чем погладить бельё?», «Чем почистить ковёр?»);
  •  игры, направленные на формирование сенсорных представлений: цвет, форма, величина («Разложи фигуры», «Назови форму и цвет», «Подбери чашки к блюдцам»);
  • упражнения на соотнесение предмет предметов окружающей действительности с их изображением на картинках («Найди на картинке такую же игрушку», «Разложи животных к своим картинкам»);
  • Игры на обобщение и классификацию («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и т.д.).

        В процессе ознакомления дошкольников с окружающей действительностью формирую их представления о явлениях природы. Формирую представления о том, что каждое время года имеет свой характерный цвет. Внимание ребенка обращаю на причинно-следственные связи между миром природы и жизнью людей. Например: «Ветер дует – деревья качаются, листья летят; дождик идет – мокрые дорожки, лужи, люди идут с зонтиками. Стало холодно – люди тепло оделись; снег выпал – дети катаются на санках, лепят снеговика».

         Для оптимизации педагогической деятельности систематизировала дидактический материал, направленный на актуализацию представлений об окружающей действительности  (разработки занятий, папка наблюдений, картотека  игр  и упражнений).

        Обучение игре в нашем саду осуществляется с первого года обучения по четвёртый. Начинается она с развития  предметно-игровых действий по подражанию взрослого, в последующем действия с игрушкой усложняются. Дети учатся воспроизводить цепочку игровых действий, вводятся элементы сюжетной игры. На третьем году, дети учатся играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи. На четвертом году дети приобретают навык играть в коллективе сверстников.

         Нет ни одной такой игры, которая выдвигала бы столько поводов для развития познавательной деятельности и коммуникативных навыков детей, как игра в куклы. Играя в куклы, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, которые закрепляются в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества. Если на первом году обучения дети совершают простые предметно-игровые действия с куклой  («Покачаем  куклу», «Покормим Катю»), то на втором году, в игре «Уложим куклу спать» закрепляют приёмы одевания и раздевания куклы. В этой игре я добиваюсь не только знаний детьми последовательности действий, но и практических умений аккуратно складывать одежду на стул, укладывать спать, разбирать и заправлять детскую кроватку. Для закрепления стараюсь проводить несколько таких игр, но задачи и поставленные цели усложняю. В игре «Оденем куклу на прогулку» идёт закрепление видов и частей одежды, материала, из которого изготовлена одежда, изменение её по сезонам; в инсценировке «Купание малыша» - воспитываю   культурно-гигиенические навыки, знание важных принадлежностей гигиены.

          Для закрепления представлений о временах года мною сшиты комплекты  одежды  для куклы, помогающие расширять и уточнять представления детей не только о сезонных изменениях в природе, а также о предметах одежды и их функциональном назначении: дети закрепляют виды и детали одежды, цвет, материал.

       Мною организована предметно-развивающая среда, стимулирующая самостоятельную предметно-практическую деятельность детей, что способствует расширению и обогащению их практического опыта, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению познавательной активности, развитие мелкой ручной моторики.

  • разработанное мною настенное панно сюжетного содержания позволяет моим воспитанникам, как в организованной, так и в свободной деятельности моделировать сезонные изменения в природе, расселять домашних и диких животных по месту их обитания, собирать урожай, закреплять цвет, форму, величину предметов, пространственные и временные представления.
  • зона  изобразительной деятельности (образцы дымковской игрушки, набор картинок «Дорисуй и раскрась», раскраски, трафареты, картинки с зашумлёнными предметами различной тематики и т. д.);
  • конструктивная зона (лото-вкладыши, разрезные картинки, пазлы, различные виды настольного и напольного конструкторов);
  • сенсомоторная зона;
  • центр сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности.

         Свою педагогическую деятельность осуществлять на основе тесного взаимодействия со специалистами ДОУ: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, так как это помогает обеспечивать непрерывность коррекционного процесса, единство предъявляемых к детям требований. Совместно с учителем-дефектологом осуществляю планирование и проведение диагностики развития дошкольников для составления индивидуального коррекционного маршрута, осуществляем выбор наиболее оптимальных средств и методов, обеспечивающих единство и последовательность воспитательных воздействий. Коррекционно-развивающие занятия планирую с учетом рекомендаций специалистов.

Взаимодействие с родителями осуществляю по следующим направлениям:

  •  педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, круглые столы, «День открытых дверей»; наглядно-информационные материалы);
  • вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс для согласования совместных воспитательных воздействий через научение их эффективным способам взаимодействия с детьми, позволяющими закрепить полученные представления в домашних условиях;

      В результате систематической работы целостное восприятие стало более целенаправленным и обобщённым. Формируются важные сенсорные способности: дети могут учитывать разные параметры величины предмета,

подмечать и анализировать целостность предмета, его форму и цвет, устанавливать пространственные отношения, обозначать указанные признаки соответствующими словами.

  • расширились представления о предметном, природном и социальном мире;
  • повысился уровень познавательной активности;
  • повысился уровень переноса знаний, умений и навыков в практическую жизнь.

      Поэтому  проводимую мною работу считаю актуальной и значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы консультация для педагогов «Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»

laquo;Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»(из опыта работы)...

Перспективное планирование по теме: «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в процессе разных видах деятельности»

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при формирований элементарных математических представлений в процессе разных видов деятельности....

Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...