«Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_dlya_gmo.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом развитии
воспитанников № 9 «Колокольчик»
Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии
Кудлай Ольги Владимировны
воспитатель I квалификационной категории
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности между явлениями окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
В основе освоения ребенком окружающего мира и развития всей его деятельности лежит восприятие предмета как целого. У ребёнка с нарушением интеллектуального развития формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным. Целостный образ предмета вначале бывает нечётким, расплывчатым, недифференцированным, например, ребёнок узнаёт знакомый предмет, но затрудняется выделить его силуэтное, наложенное, зашумленное изображение, а также не может изобразить его в продуктивных видах деятельности.
Поэтому работу по формированию у дошкольников целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности считаю актуальной и значимой.
Для данного направления коррекционно-педагогической деятельности в своей работе использую технологию сенсорного развития и воспитания А.А.Катаевой, направленную на формирование у дошкольников с интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов).
Средствами реализации цели являются:
-организация предметно-развивающей среды, что способствует расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности;
-использование коррекционно-развивающих занятий интегрированного вида для расширения представлений о предметном, природном и социальном мире при формировании познавательного интереса;
-систематизация и использование коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на актуализацию представлений об окружающей действительности и формирование практических умений, позволяющих каждому ребенку проявить свою индивидуальность и возможность.
В связи с особенностями развития моих воспитанников, а именно: отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня познавательных возможностей, отставание в развитии речи, неумение переносить усвоенные знания, умения и навыки в практическую жизнь, проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении.
Эффективным средством для организации обучения и воспитания детей является – дидактическая игра, направленная на формирование целостного представления и активизацию их познавательной деятельности.
Использование дидактической игры делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку действовать самостоятельно, обеспечивает нужное количество повторений на одном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения к заданию.
Это особенно важно для моих воспитанников, у которых опыт действительно обеднён и не обобщён. Интерес к действиям с предметами и игрушками создает положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Использование на занятиях и в свободной деятельности различных приёмов (решение проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, приход на занятие героев) привлекает внимание, заинтересовывает каждого ребёнка.
При построении коррекционно-развивающих занятий интегрированного вида, направленных на познавательное развитие ребёнка, приоритетное место отдаю сочетанию дидактических игр с другими наглядными и практическими методами и приёмами: игра, беседа, упражнение, рассматривание, наблюдение. Например,
- Игры, направленные на обучение детей узнавать предмет в новой ситуации, выделять его на общем фоне («Найди свою игрушку», «Найди своё место», «Что на картинке»);
- упражнения, способствующие формированию целостного образа предмета («Найди свою половинку», «Лото-вкладки», «Собери картинку»);
- игры, формирующие представления детей о функциональном назначении предметов («Кому что нужно?», «Чем погладить бельё?», «Чем почистить ковёр?»);
- игры, направленные на формирование сенсорных представлений: цвет, форма, величина («Разложи фигуры», «Назови форму и цвет», «Подбери чашки к блюдцам»);
- упражнения на соотнесение предмет предметов окружающей действительности с их изображением на картинках («Найди на картинке такую же игрушку», «Разложи животных к своим картинкам»);
- Игры на обобщение и классификацию («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и т.д.).
В процессе ознакомления дошкольников с окружающей действительностью формирую их представления о явлениях природы. Формирую представления о том, что каждое время года имеет свой характерный цвет. Внимание ребенка обращаю на причинно-следственные связи между миром природы и жизнью людей. Например: «Ветер дует – деревья качаются, листья летят; дождик идет – мокрые дорожки, лужи, люди идут с зонтиками. Стало холодно – люди тепло оделись; снег выпал – дети катаются на санках, лепят снеговика».
Для оптимизации педагогической деятельности систематизировала дидактический материал, направленный на актуализацию представлений об окружающей действительности (разработки занятий, папка наблюдений, картотека игр и упражнений).
Обучение игре в нашем саду осуществляется с первого года обучения по четвёртый. Начинается она с развития предметно-игровых действий по подражанию взрослого, в последующем действия с игрушкой усложняются. Дети учатся воспроизводить цепочку игровых действий, вводятся элементы сюжетной игры. На третьем году, дети учатся играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи. На четвертом году дети приобретают навык играть в коллективе сверстников.
Нет ни одной такой игры, которая выдвигала бы столько поводов для развития познавательной деятельности и коммуникативных навыков детей, как игра в куклы. Играя в куклы, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, которые закрепляются в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества. Если на первом году обучения дети совершают простые предметно-игровые действия с куклой («Покачаем куклу», «Покормим Катю»), то на втором году, в игре «Уложим куклу спать» закрепляют приёмы одевания и раздевания куклы. В этой игре я добиваюсь не только знаний детьми последовательности действий, но и практических умений аккуратно складывать одежду на стул, укладывать спать, разбирать и заправлять детскую кроватку. Для закрепления стараюсь проводить несколько таких игр, но задачи и поставленные цели усложняю. В игре «Оденем куклу на прогулку» идёт закрепление видов и частей одежды, материала, из которого изготовлена одежда, изменение её по сезонам; в инсценировке «Купание малыша» - воспитываю культурно-гигиенические навыки, знание важных принадлежностей гигиены.
Для закрепления представлений о временах года мною сшиты комплекты одежды для куклы, помогающие расширять и уточнять представления детей не только о сезонных изменениях в природе, а также о предметах одежды и их функциональном назначении: дети закрепляют виды и детали одежды, цвет, материал.
Мною организована предметно-развивающая среда, стимулирующая самостоятельную предметно-практическую деятельность детей, что способствует расширению и обогащению их практического опыта, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению познавательной активности, развитие мелкой ручной моторики.
- разработанное мною настенное панно сюжетного содержания позволяет моим воспитанникам, как в организованной, так и в свободной деятельности моделировать сезонные изменения в природе, расселять домашних и диких животных по месту их обитания, собирать урожай, закреплять цвет, форму, величину предметов, пространственные и временные представления.
- зона изобразительной деятельности (образцы дымковской игрушки, набор картинок «Дорисуй и раскрась», раскраски, трафареты, картинки с зашумлёнными предметами различной тематики и т. д.);
- конструктивная зона (лото-вкладыши, разрезные картинки, пазлы, различные виды настольного и напольного конструкторов);
- сенсомоторная зона;
- центр сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности.
Свою педагогическую деятельность осуществлять на основе тесного взаимодействия со специалистами ДОУ: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, так как это помогает обеспечивать непрерывность коррекционного процесса, единство предъявляемых к детям требований. Совместно с учителем-дефектологом осуществляю планирование и проведение диагностики развития дошкольников для составления индивидуального коррекционного маршрута, осуществляем выбор наиболее оптимальных средств и методов, обеспечивающих единство и последовательность воспитательных воздействий. Коррекционно-развивающие занятия планирую с учетом рекомендаций специалистов.
Взаимодействие с родителями осуществляю по следующим направлениям:
- педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, круглые столы, «День открытых дверей»; наглядно-информационные материалы);
- вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс для согласования совместных воспитательных воздействий через научение их эффективным способам взаимодействия с детьми, позволяющими закрепить полученные представления в домашних условиях;
В результате систематической работы целостное восприятие стало более целенаправленным и обобщённым. Формируются важные сенсорные способности: дети могут учитывать разные параметры величины предмета,
подмечать и анализировать целостность предмета, его форму и цвет, устанавливать пространственные отношения, обозначать указанные признаки соответствующими словами.
- расширились представления о предметном, природном и социальном мире;
- повысился уровень познавательной активности;
- повысился уровень переноса знаний, умений и навыков в практическую жизнь.
Поэтому проводимую мною работу считаю актуальной и значимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у ребенка в разных видах деятельности.
Консультация для воспитателей и родителей....
«Расширение представления дошкольников о природе родного края через разные виды деятельности».
Материал о привитии любви к природе родного края....
Материал из опыта работы консультация для педагогов «Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»
laquo;Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»(из опыта работы)...
Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников....
Перспективное планирование по теме: «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в процессе разных видах деятельности»
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при формирований элементарных математических представлений в процессе разных видов деятельности....
Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»
Родительское собрание способствует укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...