Коррекционно-развивающая программа "Учимся общаться"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Программа содержит материал по социализации и формированию общей культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Учимся общаться»

                                                                            Составитель:

                                                                         воспитатель Бурковская Г. В.

Сургут, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа содержит материал по социализации и формированию общей культуры личности, включающей в себя коррекцию психического развития, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции, развитию общей и мелкой моторики.

Цель программы – социализация и повышение адаптационных возможностей детей, имеющих недоразвитие эмоционально-личностной сферы, через организацию социально активной среды моделируемой педагогом.

Основные задачи:

  • Развитие способностей к взаимодействию с окружающими
  • Формирование положительного эмоционального фона, трансформация страхов, агрессий и самоагрессий.
  • Развитие навыков планирования и контроля.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Стимулирование познавательной и творческой активности.
  • Развитие игровых навыков.
  • Развитие когнитивных функций.

        Детей с нарушениями эмоционально волевой сферы отличает отклонения в социальном взаимодействии, недостаточные способности создавать дружеские связи, вносить в совместную деятельность интересы, активность и эмоциональную наполненность, нарушения в речевой коммуникации, часто встречается моторная неловкость. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации общего позитивного фона в процессе коррекции, создания вокруг ребёнка социально активной, развивающей среды.

Положительным результатом для детей с нарушениями эмоционально волевой сферы, как правило, является активизация и нормализация взаимодействия со своим окружением за счет снижения чувства тревоги и страха при построении коммуникации и, как итог, социализация и повышение личностного потенциала в целом. 

        Программа включает в себя следующие разделы:

  • Комплексное обследование.
  • Развитие способности к взаимодействию и повышению качества контакта, эмоциональное развитие.
  • Оценка уровня развития, подведение итогов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, всего 27 занятий.

            Скорость освоения программы зависит от наличия нарушений и уровня психофизического развития ребенка.

            Переход от одного этапа работы к другому является недирективным и зависит от возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ.

            Упражнения и игры не привязаны к какому-либо этапу, и их использование зависит от задач, поставленных специалистом в процессе психокоррекционной работы.

 Для реализации данной программы имеются необходимые условия:

  • игровой материал для сюжетно-ролевых, подвижных игр,
  • дидактический материал,
  • материал для изобразительной деятельности,
  • куклы-марионетки, петрушечные куклы,
  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, спортивный инвентарь, мягкие модули, предметные картинки и другое).

 Основной формой  обучения  являются индивидуальные и групповые занятия, принцип коррекционной направленности   является ведущим.

При реализации данной программы используются элементы следующих образовательных технологий: игровые  технологии,  арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»); словесные методы (беседа, рассказ), наглядные методы (работа с наглядным материалом), практические методы (игры, упражнения).

Домашние задания не предусматриваются. Знания, умения и навыки   не оцениваются.

Литература:

  1. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде, под редакцией Л.Б. Баряевой. С.-П: «КАРО», 2006.
  2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001.
  3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.  Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  4. Белоусова Л.Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика.– 2002.
  5. Основы    коррекционной педагогики. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифанцев, М: АСАDЕМIА, 2000.
  6. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников»: М.: Т.Ц. «Сфера», 2001.
  7. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» - М.: Генезис, 2003

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во занятий

1

Комплексное обследование

  Исследование эмоционально-волевой  

  сферы.

  Исследование мелкой и крупной

  моторики.

  Исследование  сенсорных процессов,  

  восприятия  (форма, цвет, размер,  

  материал, пространство и время).

3

2

Развитие способности к взаимодействию и повышение качества контакта, эмоциональное развитие

 1.Упражнения с элементами основных  

 движений

 Игры с мячом.

 Игра «Пройди по линии».

 2.Упражнения на сенсорной дорожке

 Игра «Тир».

 Игра «Кольцеброс».

 3.Упражнения на развитие статической

   координации движений

 Игра «День, ночь».

 4. Упражнения на развитие  

 динамической координации движений    

 Игра «Футбол».

 Игра «Волейбол».

 5. Упражнения на ритмическую  

 организацию движений,  

 переключаемость

 Игра «Танцуем вальс».

 6. Игра «Парикмахерская».

 

7. Изготавливаем украшения  

 (нанизывание бусин, пуговиц на нитку)

 

8. Игра «Собираемся на прогулку».  

 (застегивание и расстегивание пуговиц,

 молний, кнопок, крючков).

 9. Игра «Чаепитие». (Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков,  

 баночек, доставание бусин ложкой из

 стакана)

 10. Рисуем портрет.

 11. Аппликация из бумаги, ткани,

 шерсти.

 

 12.Формообразующие движения (работа  

 с пластилином).

 13. Игра «Прятки».

 14. Игра прятки (нахождение спрятанных

 предметов).

 

 15. Сюжетная игра «Теремок».

 16. Сюжетная игра «Репка».

 

 17. Сюжетная игра «У медведя во бору».

 18. Кукольный театр.

 

 19. Имитационные движения для кистей  

 рук.

 

 20. Дидактические игры.

 

 21. Чтение книг.

 22. Игра «Телефон».

 

23. Свободная деятельность в рамках знакомых упражнений

23

3.

Обследование

Оценка уровня развития, подведение итогов

1

Всего часов:

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...