Картотека дидактических упражнений
картотека по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_uprazhneniy.docx | 59.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Составитель:
воспитатель Бурковская Г. В.
Сургут, 2016 г.
Размер, форма, цвет. Сортировка с опорой на образец
• Формирование понятия «одинаковый»
Материалы: набор парных карточек с простыми четкими картинками по темам «Игрушки», «Продукты», «Одежда», «Мебель». Лото с картами, на которых представлено 4-6 картинок по этим же темам.
Выложите перед ребенком две-три карточки с простыми картинками и такие же карточки оставьте у себя. Сначала покажите ребенку, как класть карточки с одинаковыми картинками одну на другую. Затем покажите и назовите одну из своих карточек, дайте ее ребенку и спросите, где такая же (можно использовать жест «такой же» – указательные пальцы расположены параллельно). Ребенок должен найти такую же среди двух-трех лежащих перед ним картинок и наложить на нее карточку, которую вы ему дали. Сначала для игры используется набор парных карточек, затем можно использовать лото с картами на четыре-шесть картинок.
Когда ребенок научится накладывать одинаковые картинки друг на друга, можно начинать играть в лото всей семьей. Можно также просить ребенка сложить носочки парами (при условии, что пары достаточно различаются между собой) и т. д.
• Сортировка по виду
Материалы: набор сосновых шишек и каштанов, (всего около двадцати), две коробки.
Для формирования представлений о сортировке ребенку сначала можно предложить предметы, существенно отличающиеся не только по виду, но и на ощупь, например, сосновые шишки и каштаны. Поставьте перед ребенком две коробки и положите в одну из них каштан, в другую – шишку в качестве образца. Затем дайте ребенку один каштан или шишку и попросите положить в нужную коробку, подчеркивая, что одинаковые – «такие же» – предметы должны лежать в одной коробке. Например: «Шишка. Где такие же? Положи туда» с использованием жеста «такой же». В дальнейшем можно предложить ребенку все шишки и каштаны сразу и попросить его разложить их в две коробки.
Для обучения сортировке по виду можно также использовать карандаши, пуговицы, катушки, камешки или другие материалы. Предлагайте ребенку разложить вилки и ложки в отделения ящика для столовых приборов, положить яблоки в одну корзину, а лук – в другую или рассортировать трусики и носочки после стирки и т. д. После того как ребенок освоит понятие сортировки, можно перейти к сортировке по размеру, форме и цвету.
• Сортировка по размеру
Материалы: набор кругов двух размеров (большие и маленькие) разных цветов и две коробки. Такой набор можно сделать из картона.
Сначала используйте круги одного цвета. Поставьте перед ребенком две коробки. В одну из них положите маленький круг, а в другую – большой. Показывайте ребенку круги по одному, называйте размер и просите положить в нужную коробку, подчеркивая, что одинаковые – «такие же» – фигуры должны лежать в одной коробке. Например: «Это – большой. Где большие? Где такие же?». Для лучшего понимания можно использовать жесты «большой» и «маленький», а также жест «такой же».
Когда ребенок научится правильно класть круги к образцу, предложите ему круги разных цветов. Задание дается таким же образом, как и для кругов одного цвета. На следующем этапе можно предложить ребенку десять кругов и попросить его разложить их в две коробки по образцу. Можно также попросить ребенка разложить большие и маленькие ложки в ящике для столовых приборов или рассортировать большие (папины) и маленькие (ребенка) носки в две кучки.
• Сортировка по форме
Материалы: набор геометрических фигур, включающий одинаковые треугольники, круги и квадраты. Нужно сделать их разных цветов, две коробки. Такой набор геометрических фигур можно изготовить из толстого картона (можно использовать упаковочный гофрированный картон) и оклеить его цветной бумагой.
Сначала используйте фигуры одного цвета. Поставьте перед ребенком две коробки и в каждую из коробок положите образец, например, в одну – квадрат, в другую – круг. Покажите ребенку фигуру, назовите ее и попросите положить в нужную коробку, подчеркивая, что одинаковые – «такие же» – фигуры должны лежать в одной коробке.
Когда ребенок научится правильно класть фигуры к образцу, можно предлагать ему фигуры разных цветов. Задание дается таким же образом, как и для фигур одного цвета. На следующем этапе можно предложить ребенку десять фигур и попросить его разложить их в две коробки по образцу. По мере обучения ребенку можно предлагать фигуры трех видов и три коробки для сортировки.
Можно также поиграть, например, что мишка любит только круглое печенье, собачка – только треугольное и т. д.
• Сортировка по цвету
Материалы: набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и две коробки.
На этом этапе обучения используются четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Возьмите мозаику двух разных цветов и положите по одному элементу мозаики («мозаинке») в каждую коробку в качестве образца. Показывайте ребенку мозаинки по одной, называйте цвет и просите положить в соответствующую коробку. Например: «Это – желтый. Где желтые? Где такие же? Положи туда». В дальнейшем можно предложить ребенку 10 мозаинок двух цветов и попросить разложить их в две коробки по образцу. По мере обучения ребенка можно предлагать ему для сортировки три, а затем четыре цвета.
Используйте названия цветов в повседневной жизни: «это синяя майка, возьми такие же синие носочки» и т. д. В игре просите ребенка подобрать для кукол чашки к блюдцам по цвету, разделить солдатиков на две армии, построить для зайки дом из желтых, а для мишки из синих кубиков (показываем образцы кубиков) и т. д.
Конструктивная деятельность
• Конструирование по жесткой схеме. Развитие зрительно-моторной координации
Материалы: доска с 4-6 вкладышами (доска Сегена). Вкладыши должны иметь удобные ручки.
Поставьте перед ребенком доску Сегена и вместе с ним выньте все вкладыши. Затем давайте ребенку вкладыши по одному и просите поставить на место. Поддерживайте использование метода проб: «Туда не подходит. Попробуй вставить вот сюда». Если ребенок испытывает значительные затруднения, можно в первое время закрывать часть отверстий, предоставляя ему выбирать нужное отверстие из двух. Постепенно развивается достаточный навык зрительного соотнесения, и ребенок учится ставить вкладыши на место, практически не перебирая отверстия. В этом случае можно предложить ему все вкладыши и попросить расставить их по местам.
Вместо доски Сегена можно самостоятельно сделать «почтовый ящик» из обувной коробки. Вырежьте в крышке квадратное и круглое отверстия, куда ребенок может опускать шарики и кубики. Другим заданием, которое можно предложить ребенку, является «копилка». Копилку можно сделать, прорезав щель в пластиковой крышке металлической банки. Если постепенно поворачивать копилку в процессе игры, меняя положение прорези, ребенок должен будет поворачивать соответствующим образом монетки, развивая зрительно-моторную координацию и тренируя поворот руки в запястье.
• Конструирование по образцу
Материалы: набор деревянных кирпичиков (10 штук). Начните строить из кирпичиков дорожку, башню, высокий забор – из вертикально стоящих кирпичиков или низкий забор (из кирпичиков, поставленных на длинный торец).
Постройте образец из 3-4 кирпичиков. В вашем образце все кирпичики должны быть ориентированы одинаково. Затем давайте ребенку кирпичики по одному и предлагайте продолжить дорожку или забор. Если у него не получается, можно показать ему, как вы приставляете кирпичики. Если показа недостаточно, можно перейти к совмещенным действиям и помочь ребенку положить несколько кирпичиков, действуя его руками, а затем попросить его самостоятельно продолжить начатый образец.
После завершения работы постройку обязательно нужно обыграть. Можно предложить ребенку походить двумя пальцами по дорожке, покатать по ней маленькую машинку, за забором можно спрятать маленькую игрушку, башню можно разрушить и т. д. Конструирование из кирпичиков можно широко использовать в игровой деятельности, когда ребенок строит дороги и заборы, а взрослый дополняет это более сложными конструкциями, включая все постройки в сюжетную игру. Вместо кирпичиков вы можете использовать кассеты или пакеты с детским питанием.
• Складывание целого из частей
Материалы: набор разрезных картинок, состоящих из двух частей. Картинки должны быть разрезаны в разных направлениях. Такой набор можно сделать самим, наклеив несколько ярких картинок с простым сюжетом на плотный картон и разрезав макетным ножом каждую из них на две части кривыми линиями таким образом, чтобы возникала необходимость сопоставлять значимые части рисунка. Можно использовать картинки из журналов мод, на которых изображены фигуры людей.
Покажите ребенку сложенную картинку и обсудите с ним, что на ней нарисовано, просите его показать различные детали. Например: «Это мишка. Где у мишки голова? Где живот? Где лапы? Давай по гладим мишку. Мишка целый». Затем раздвиньте части картинки и предложите ребенку снова сложить ее. Когда он этому научится, усложните задание. Теперь, когда вы ломаете картинку, положите детали так, чтобы ребенок, собирая ее, должен был их поворачивать. Можно помочь ребенку, обратив его внимание на сюжет и сопоставление значимых частей картинки. Например: «Смотри. Здесь мячик (часть) и там мячик (часть). Сложи мячик». После того как картинка сложена, подтвердите, что теперь картинка целая и похвалите ребенка.
Обучение счету
• Формирование понятия «один»
Материалы: набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты», кукла и тарелка. Ребенок должен научиться брать по просьбе взрослого один предмет из нескольких предложенных, говорить «один» или использовать соответствующий жест «один» (показывать один палец).
Поставьте тарелку перед куклой и выложите перед ребенком три-четыре «помидора» из счетного набора. Попросите от имени куклы: «Дай мне один помидор», одновременно показывая жест «один». Ребенок кладет один помидор в тарелку. Укажите ему на помидор в тарелке и спросите: «Сколько всего (помидоров)?». Ребенок отвечает «один» или использует жест «один». Можно просить ребенка показывать жест «один», указывая пальцем на помидор, что дополнительно поможет ему соотнести жест и количество предметов. После этого предложите ребенку покормить куклу помидором. Пусть она скажет ему, например: «Спасибо, очень вкусно!». Теперь уберите помидоры и выложите тричетыре «яблока». Игра повторяется.
Введите в повседневную речь понятие «один», говорите: «Возьми одну ложку, одну конфету, дай мне одно печенье», сопровождая свою речь жестом «один». Использование слова «один» в большинстве случаев искусственно, но, тем не менее, его полезно ввести в речь.
Игровая деятельность
• Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой Материалы: игрушки «с эффектом», «Развивающий центр».
Маленький ребенок постепенно учится осуществлять функциональные действия с игрушками, то есть катать мяч, возить машину, играть в игрушки «с эффектом». Такие игрушки как «развивающий центр», где в ответ на простое действие ребенка возникает достаточно яркий эффект, очень полезны, так как помогают ребенку понять, что его действие приводит к результату и что для того, чтобы получить результат, надо совершить действие. Таким образом ребенок осознает существование причинно-следственных связей между действием и результатом и значимость собственных действий. Привлекайте ребенка к игре с функциональными игрушками, показывая ему, как их можно использовать. Например, очень полезна игра с «развивающим центром», выполненным в виде панели, где нажатие кнопок или поворот ручек вызывают открывание дверок, движение фигурок или звуковые эффекты.
• Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого
Материалы: кукла, кукольная мебель, посуда, грузовик, кубики (куклы и машинки нужны и мальчикам, и девочкам).
Играйте с ребенком в сюжетные игры. Покажите ему, как кормить куклу и укладывать ее спать. Если этого недостаточно, покормите куклу вместе. Начинать обучение нужно с коротких, понятных сюжетов. Ребенок поел – поиграйте в кормление куклы, ложится спать – перед этим уложите и куклу тоже. Старайтесь воспроизводить в игре то, что ваш ребенок делает в повседневной жизни. Особенно нравится детям сажать кукол на горшок. Иногда детям не нравятся куклы. Вместо кукол можно использовать плюшевые игрушки.
Внимание и память
• Запоминание 3-4 предъявленных объектов
Материалы: четыре небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать. Набор карточек с картинками по знакомым ребенку темам («Игрушки», «Продукты», «Животные», «Одежда», «Мебель» и т. д.).
Прячьте на глазах у ребенка под стаканчиками три, а затем четыре маленьких игрушки, и спрашивайте: «Где машинка?». Ребенок должен открыть нужный стаканчик, рассмотреть и покатать машинку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где киса?» и т. д. Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек с картинками. Рассмотрите вместе с ребенком и назовите три, а затем четыре картинки на карточках, сопровождая свои слова соответствующими жестами, а затем переверните карточки на глазах у ребенка и спросите: «Где стул?» или «Где чашка?» и т. д. Ребенок должен открывать нужную карточку. Подтверждайте правильность выполнения задания: «Да, молодец, это – чашка!».
Можно рассмотреть и перевернуть две карточки, и спросить ребенка, показывая на закрытую карточку: «Что здесь?». Ребенок отвечает словом или используя соответствующий жест, а затем открывает карточку и проверяет правильность своего ответа. Подтвердите правильность выбора ребенка: «Да, это ложка! Молодец!» или укажите ему на ошибку: «Нет, это не ложка, попробуй еще раз!».
Просите ребенка принести какой-либо предмет, находящийся вне его поля зрения, например, в соседней комнате. Хорошо разнообразить такие просьбы, каждый раз предлагая принести что-нибудь новенькое. Ребенок должен понять и запомнить, что его просят сделать, пойти в другую комнату, найти нужную вещь и принести ее, то есть выполнить цепочку действий, следуя заданной цели.
Размер, форма, цвет. Выбор по названию
• Размер
Материалы: пирамида из восьмидесяти колец разных размеров.
Разберите вместе с ребенком пирамиду и заберите себе все кольца. Затем покажите ребенку два кольца и попросите его: «Возьми большое!» или «Возьми маленькое!». Чередуйте просьбы взять большое или маленькое кольцо, пока вся пирамида не будет собрана. (Пирамида оказывается собранной не по порядку.) Если ребенок ошибается в выборе, повторите просьбу, подкрепляя свои слова жестом, а затем можно помочь ребенку взять нужное кольцо. Сначала используйте кольца, существенно различающиеся по величине, затем, по мере обучения, можно предъявлять для выбора кольца более близкого размера. В дальнейшем можно предлагать ребенку выбирать самое большое или самое маленькое кольцо сначала из трех, а затем из большего количества колец. Если ребенок научился выбирать нужное из нескольких колец, можно научить его собирать пирамиду по порядку, каждый раз напоминая ему, что он должен взять самое большое кольцо.
• Форма
Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги и квадраты одинакового размера разных цветов.
Возьмите две коробки и набор кругов и квадратов (или любые другие пары геометрических фигур). В каждую из коробок положите образец. Предлагайте ребенку две фигуры на выбор и просите: «Возьми квадрат» или «Возьми круг». Если ребенок правильно выбирает фигуру, подтвердите это: «Да, это квадрат» и попросите положить в коробку с квадратами. Если ребенок выбирает неправильно, можно показать ему образец («квадрат – такой») и еще раз повторить просьбу. Всего ребенку предлагается выбрать и разложить десять-двенадцать фигур. Когда ребенок научится уверенно выбирать названную фигуру, можно предлагать ему выбирать нужную фигуру из трех предъявленных (при этом образец уже не нужен), а затем искать ее среди большего количества фигур, когда, например, он складывает на место фигуры после конструирования.
• Цвет
Материалы: набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и две коробочки. Также для этого задания можно использовать карандаши, кусочки пластилина, кубики от конструктора и т. д.
Возьмите две коробки и положите в каждую из них по мозаинке в качестве образца, например, красную и желтую. Затем предлагайте ребенку две мозаинки на выбор (например, одну – красную, как в коробке, а другую – синюю) и просите: «Возьми красную». Если ребенок ошибается, покажите ему красный образец. Если ребенок выбирает правильно, подтвердите это: «Да, это – красная» и попросите положить мозаинку в коробку, где находятся другие красные мозаинки. Всего нужно выбрать и разложить 10-15 мозаинок.
Когда этот навык будет освоен, можно предлагать ребенку выбирать названный цвет из двух мозаинок тех же цветов, что и образцы. А затем – выбор из трех и большего количества мозаинок разных цветов (образец при этом уже не нужен). Играя в мозаику, вы можете сами выкладывать из нее какую-нибудь картинку, предлагая ребенку находить в коробке и давать вам мозаинки нужного цвета.
Отработка таких понятий, как цвет, форма и размер, требует большого количества повторений и активного включения этих понятий в повседневную жизнь.
Старайтесь активно использовать в обиходной речи названия цветов и понятия «большой» и «маленький». Вы можете просить ребенка выбрать синие носочки, красную чашку, маленькую ложку и т. д. В продаже имеется печенье в форме геометрических фигур, и во время еды можно предлагать ребенку найти печенье названной формы. Рисуя с ребенком, предлагайте ему выбирать карандаш или фломастер нужного цвета. Цвета и размеры легко можно использовать и в игре, например: «Где большая кукла? Она очень голодная. Дай ей красную тарелку. А где большая ложка? Покорми куклу» и т. д.
Конструктивная деятельность
• Конструирование по схеме методом наложения
Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы разных цветов одного размера и схемы из 2-3 деталей, изображенных в натуральную величину, на которые можно накладывать эти геометрические фигуры. Такие схемы вы можете нарисовать сами: положите ваши геометрические фигуры на лист бумаги и обведите их толстым фломастером.
Положите перед ребенком схему из двух деталей и наложите одну из фигур на схему, показывая ребенку, как это делается. Затем дайте ребенку вторую фигуру и предложите положить ее на оставшееся место. Если ребенок положил фигуру не совсем точно, спросите: «Так нарисовано?» и предложите ее подвинуть или повернуть, чтобы она точно совпала с нарисованной на схеме. Затем дайте ребенку следующую схему из двух деталей и те фигуры, которые на ней нарисованы, и предложите наложить их на схему. Если у ребенка возникают затруднения, можно помочь ему, обведя его указательным пальцем контур детали на схеме.
Когда ребенок научится легко накладывать две фигуры на схему, можно перейти к схемам из трех деталей. На следующем этапе можно давать ему те же схемы, но просить его выбирать нужные для данной схемы фигуры из пяти-семи предложенных.
Можно также рисовать фломастером схемы на магнитной доске и накладывать на них магнитные геометрические фигуры.
• Конструирование по образцу
Материалы: набор деревянных кирпичиков (десять штук).
Постройте образец из двух кирпичиков, в котором кирпичики расположены в разных плоскостях. Например, диванчик, стул и т.д. Затем предложите ребенку, глядя на образец, построить такой же, например, диванчик. Если у него не получается сделать это самостоятельно, покажите ему, как вы приставляли кирпичики. Если этого окажется недостаточно, можно помочь ребенку воспроизвести образец, двигая его руками, а затем разрушить постройку, и попросить ребенка ее «починить».
Конструирование из кирпичиков хорошо использовать в сюжетной игре. Например, ребенок строит из кирпичиков стулья для трех маленьких игрушек, копируя сделанный вами образец, а взрослый – стол, за которым их можно покормить обедом. Часто дети любят разрушать постройки и, ради возможности их разрушить, готовы строить снова и снова. Например, кукла прыгала на стуле, и стул сломался, «буква Т» из двух кирпичиков не очень устойчива, на нее можно подуть, чтобы она упала (взрослый может ее чуть подтолкнуть) и т. д.
• Складывание целого из частей
Материалы: набор разрезных картинок, состоящих из трех частей. Картинки должны быть разрезаны в разных направлениях. Это можно сделать самим, наклеив несколько ярких картинок с простым сюжетом на плотный картон и разрезав их на три части кривыми линиями таким образом, чтобы возникала необходимость сопоставлять значимые части картинки. Ребенку легче складывать знакомую картинку, поэтому вы можете добавить разрез на картинке из двух частей, которую он научился собирать раньше, а затем сделать ему новые картинки из трех частей.
Покажите ребенку сложенную картинку и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Просите его показывать на картинке различные детали, например: «Это кукла. Где у куклы голова? Где руки? Где платье? Давай погладим куклу. Кукла целая». Затем перемешайте части картинки и предложите ребенку сложить картинку снова. Можно помочь ребенку, обращая его внимание на сюжет и правильное сопоставление значимых частей картинки. Например: «Смотри. Здесь зайка (часть) и там зайка (часть). Сложи зайку».
Обучение счету
• Понятия «один», «два»
Материалы: набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты», три маленькие игрушки и подходящие тарелки для каждой из них.
Попросите ребенка дать всем игрушкам тарелки. Затем выложите перед ним три-четыре «яблока» из счетного набора и попросите от имени первой игрушки: «Дай мне два яблока!», сопровождая свои слова жестом «два». Хотя многие дети берут два предмета без пересчета, нужно предложить им «проверить» результат, пересчитав предметы, чтобы они освоили принципы счета. При пересчете ребенок должен брать каждый предмет в руку и, перекладывая его, называть соответствующее число: «Один, два». После того как ребенок положил два яблока в тарелку, покажите ему яблоки в тарелке и переспросите: «Сколько всего (яблок)?». Ребенок должен ответить «два» или показать жест «два». Можно просить ребенка делать жест «два», показывая каждым из двух пальцев на одно из двух яблок, что дополнительно поможет ему соотнести жест и количество предметов. Затем таким же образом предложите дать один или два «фрукта» другим игрушкам. Когда еда разложена, можно всех покормить.
Просите ребенка брать один или два предмета из группы таких же предметов, пересчитывая их как в повседневной жизни, так и в игровых ситуациях: «Возьми одну конфету», «Дай мне два печенья», «Принеси кукле две вилки», каждый раз сопровождая свою речь соответствующим жестом. После того как ребенок взял нужное количество предметов, обязательно переспрашивайте, сколько всего у него предметов, несмотря на то что он правильно их пересчитал, так как ребенку не очевидно, что последнее число при пересчете является общим количеством.
• Заучивание чисел «1», «2»
Материалы: набор карточек с числами «1», «2» или числа из магнитного набора.
Выложите перед ребенком две карточки с числами «1» и «2», назовите их, а затем попросите ребенка выбрать нужное число по названию: «Дай «1», «Дай «2» с использованием соответствующего жеста.
Игровая деятельность
• Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий. Сюжетная игра, проходящая под руководством взрослого, включающая в себя цепочку игровых действий
Материалы: кукла (или медведь, обезьяна и т. д.), кукольная мебель, посуда, грузовик, кубики. (Куклы и машинки нужны и мальчикам, и девочкам!)
Играйте с ребенком в сюжетные игры, включающие последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить ее спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого. Взрослые могут помочь ребенку разнообразить сюжеты, вводя в игру те ситуации, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни: пребывание в детском саду, посещение поликлиники, парикмахерской, обычный поход в магазин. Такая игра может быть похожа на маленький спектакль, в котором часть действий выполняет взрослый, а часть – ребенок. Взрослый помогает ребенку выстроить цепочку действий, подсказывая или показывая следующий шаг. Например, игра «утро куклы»: ребенок достает куклу из кровати, взрослый говорит, что кукле надо одеться и помогает ребенку натянуть на нее одежду. Потом взрослый предлагает ребенку умыть, а затем причесать куклу, приготовить завтрак и покормить ее, каждый раз подсказывая, что делать дальше. Таким образом, ребенок осваивает все новые и новые игровые действия и постепенно учится связывать их в цепочки. В сюжетные игры можно также включать те навыки, которые ребенок осваивает в процессе дидактических занятий.
Полезно также разыгрывать с ребенком маленькие кукольные спектакли по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д. Родители многократно рассказывают и показывают ребенку сказку сначала как кукольный спектакль, постепенно превращая ее в совместную с ребенком игру. Для постановки хорошо использовать обычные плюшевые игрушки, оставляя их ребенку после сказки, чтобы он мог самостоятельно с ними поиграть.
Внимание и память
• Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов
Материалы: большая и маленькая матрешка, большая и маленькая тарелка, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».
Обучение ребенка выполнению инструкции, которая содержит несколько значимых слов или шагов, связано с пониманием речи и когнитивным развитием. Чтобы ребенок мог выполнить инструкцию целиком, он должен хорошо понимать каждое слово в отдельности. Поставьте перед ребенком матрешек, дайте им тарелки соответствующего размера и выложите на стол, например, два огурца, два помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке огурец и помидор», «Дай большой матрешке помидор», «Положи огурец в маленькую тарелку» и т. д. Произносите всю инструкцию целиком и, если ребенок испытывает трудности, повторяйте ее снова всю целиком, не разбивая на шаги.
Инструкции такого типа используются при выполнении заданий из разных разделов, приведенных в этом блоке.
Длинные инструкции должны стать обычной частью повседневной жизни.
Вы можете обращаться к ребенку с «длинными» просьбами, включающими в себя два последовательных шага, просьбу принести два предмета одновременно или обозначая признаки нужного предмета. Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно запоминает инструкцию и ее выполняет, а не поступает привычным образом или действует по ситуации, вы можете предлагать ему парадоксальные («хулиганские») инструкции. Предупредите ребенка, что это будет веселая игра, где все наоборот. Например: «Принеси кубики, положи в кастрюлю», «Принеси чашку и носки». Если ребенок затрудняется, повторите всю инструкцию целиком, не разбивая на шаги, а если это не помогает, необходимо убедиться, что ребенок действительно понимает значения отдельных слов. Если речевые навыки позволяют, можно просить ребенка повторить инструкцию перед ее выполнением, что способствует развитию внутренней речи.
• Увеличение времени сохранения внимания
Когда ребенок просит что-нибудь у вас, можно иногда выполнять его просьбу не сразу, например: «Налить тебе сок? Подожди немного, сейчас я вытру со стола и налью». Такое ожидание учит ребенка сохранять внимание в течение некоторого времени. Время ожидания для маленького ребенка должно быть достаточно коротким, не более нескольких минут. Постепенно время значительно увеличивается, и подросший ребенок не забудет, что он хотел посмотреть мультфильм, даже если отложить просмотр на час.
• Комментированное рисование
Вы можете сами рисовать серии очень простых (символических) картинок, отражающих какое-то известное вашему ребенку дело. Например, можно сделать «книжку» «Мой день» или «Мы гуляем». Просите ребенка рассказать, что он делает на каждой из этих картинок, задавайте ему наводящие вопросы, чтобы увеличить количество подробностей.
• Спектакли-сказки
Продолжайте разыгрывать с ребенком спектакли-сказки, требующие запоминания и повторения цепочек персонажей или их реплик: «Колобок», «Репка», «Теремок». Для инсценировки можно использовать плюшевые игрушки или персонажи, вырезанные из картона. Старайтесь, чтобы постепенно ребенок сам начал показывать спектакль (с небольшой помощью), например, бабушке, гостям или другим детям.
Логическое мышление
• Подбор ассоциативных пар
Материалы: карточки с изображениями парных предметов, связанных ассоциативно, по следующим темам: «Кто что ест?» (собака – косточка, белка – орехи, медведь – мед, заяц – морковка); «Кто где живет?» (собака – конура, птица – гнездо (скворечник), мышка – нора, попугай – клетка, рыбка – аквариум); «Что где лежит?» (ваза – цветы, корзина – грибы); «Что чем делают?» (бревно – пила, гвоздь – молоток, шарф – спицы и клубок, вышивка – иголка с ниткой); «Кто что надевает?» (девочка – платье, мальчик – шорты, король – корона). В продаже имеются различные наборы картинок для подбора ассоциативных пар, некоторые из них выполнены в виде паззлов.
Задайте тему, например: «Кто что ест?». Выложите перед ребенком карточки с собакой, зайцем, белкой и медведем и попросите ребенка называть их по мере выкладывания или назовите их сами. Затем покажите карточку с морковкой и спросите: «Кто ест морковку?». Ребенок должен найти зайца и дать ему морковку. Подтвердите правильность выполнения задания: «Правильно. Заяц ест морковку». Затем покажите остальные карточки по одной, чтобы ребенок подобрал к ним пары.
Размер, форма, цвет. Классификация
• Формирование понятия «средний». Самостоятельное называние размера Материалы: три матрешки и три миски разных размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».
Поставьте перед ребенком три матрешки, выстроив их по росту, и попросите его показать сначала большую, а потом маленькую матрешку. Покажите оставшуюся матрешку и объясните, что это – средняя матрешка. Повторите то же самое с мисками. Затем попросите ребенка дать большой матрешке большую миску, а также дать миски соответствующего размера остальным матрешкам. После этого предложите ему покормить матрешек овощами и фруктами. Это задание может быть объединено с заданием на счет или заданием на выполнение «длинной» инструкции. После того как ребенок покормил матрешек, можно попросить его при уборке посуды выбирать миску нужного размера по вашей просьбе или называть размер миски самостоятельно. Затем ребенок говорит каждой матрешке: «Пока» и сам или с вашей помощью называет ее размер, например: «Пока, большая матрешка!».
Для отработки понятия «средний» удобно использовать сказку «Три медведя». Приготовьте трех медведей, тарелки, чашки, ложки и кровати (можно использовать обувные коробки) трех размеров. По ходу инсценировки можно просить ребенка давать медведям предметы соответствующего размера, а также называть размер медведей и предметов самостоятельно.
• Самостоятельное называние геометрических форм
Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги, квадраты разных цветов.
Чтобы ребенку легче было запомнить названия фигур, сначала показывайте ему две фигуры на выбор и просите: «Возьми квадрат». После того как он правильно выбрал, переспросите его: «Что это?», чтобы он сам повторил название. Когда ребенок научится это делать, спрашивайте его, как называются геометрические фигуры, которые он убирает в коробку после занятия конструированием. Можно также использовать «геометрическое» печенье, предлагая ребенку назвать фигуру и выдавая ему соответствующее печенье в качестве приза.
• Самостоятельное называние цветов
Материалы: набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и доска, в которую ребенок может вставлять мозаику без усилия. Также для этого задания можно использовать карандаши, кусочки пластилина, кубики от конструктора и т. д. Самостоятельное называние цветов часто вызывает затруднения и требует большого количества повторений. Если ребенок правильно выбирает цвет по названию, но сам называет цвета с ошибками, можно играть с ним в мозаику. Вы можете сами складывать картинку, прося ребенка находить в коробке мозаинку нужного цвета, например: «Дай красную». Если он выбирает мозаинку правильно, переспрашивайте: «Это какой цвет?», чтобы он называл цвет сам. Если ребенок ошибся, еще раз назовите цвет, чтобы он мог повторить за вами. Просите ребенка называть цвета всего, что попадется ему на глаза: платья, чашки, листьев, фруктов, машин и т. д.
Когда ребенок научится называть цвета практически без ошибок, учите его использовать их активно, например, при раскрашивании раскрасок просите его правильно подбирать цвета. Возьмите раскраски с крупными четкими картинками, для раскрашивания которых нужен только один цвет. Попросите ребенка подобрать правильный цвет. Например: «Это – банан, какой карандаш нужно взять?» или «Листья – какой карандаш возьмешь?». Если ребенок не может ответить, можно предложить ему два карандаша на выбор и задать наводящий вопрос, например, спросить, синий или зеленый карандаш ему нужен. Само закрашивание в рамках контура пока может не получаться. Чтобы облегчить ребенку задачу, предложите ему подкладывать к контуру палец другой руки так, чтобы во время раскрашивания карандаш упирался в этот палец и границы рисунка стали бы более наглядными и ощутимыми.
• Выбор предмета по двум признакам
Материалы: набор «логические блоки Дьенеша», включающий треугольники, круги, квадраты и прямоугольники трех цветов (красный, синий, желтый) и двух размеров (большие и маленькие), а также отличающиеся по толщине («толстые» и «тонкие»). Для выполнения задания используются большие и маленькие треугольники, круги и квадраты трех цветов одинаковой толщины. Такие фигуры вы можете сделать сами из картона и оклеить их цветной бумагой.
Достаньте пять-шесть фигур и попросите ребенка, например, построить из них башню, посчитать до трех и сломать ее или наложить фигуры на схему. Теперь можно убирать фигуры. Для этого называйте, какая фигура вам нужна (два признака). Например: «Дай красный квадрат, теперь дай маленький треугольник» и т. д. Если ребенок испытывает затруднения при поиске нужной фигуры, можно прикрыть рукой часть фигур, чтобы уменьшить для него зону поиска, немного облегчив задание.
• Классификация по видам
Материалы: карточки с изображениями знакомых животных, продуктов, одежды, мебели или другими предметами. Всего четыре-пять карточек каждого вида.
Приготовьте два вида карточек, например, одежду и продукты. Покажите ребенку одну карточку, например: «Это майка – это одежда. Одежду будем класть в шкаф. Вот сюда» и положите карточку на стол. Затем покажите следующую карточку: «Это сыр – это продукты. Продукты отнесем в кухню. Вот сюда». Положите карточку в другое место. Обучая ребенка классификации, можно взять кукольную мебель и просить класть карточки с предметами одежды в кукольный шкаф, а карточки с продуктами – на кукольный столик. Поочередно предъявляя ребенку карточки, просите его называть то, что на них изображено, и класть в нужное место. Когда ребенок кладет карточку, используйте обобщающее слово: «Правильно. Платье – это одежда».
В повседневной жизни можно активно употреблять обобщающие названия, например: «Неси посуду в раковину», «Положи одежду в тазик» или «Убери свою обувь» и т. д., а также просить ребенка раскладывать по видам, например посуду и мебель, при уборке игрушек.
Называние разных признаков предметов. Спрашивайте ребенка о признаках всех предметов, с которыми он сталкивается, например: «Это какая чашка?». Ребенок при этом может называть любой признак. Чашка может быть большая или красная, или папина. Обращайте внимание ребенка на различные признаки предметов (например, тяжелый, холодный, гладкий и т. д.), расширяя его представления о мире и его словарь.
Конструктивная деятельность
• Конструирование по схеме
Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы разных цветов одного размера и схемы из четырех-пяти деталей, изображенных в натуральную величину, на которые можно накладывать эти геометрические фигуры. Такие схемы вы можете нарисовать сами: положите ваши геометрические фигуры на лист бумаги и обведите их толстым фломастером.
Положите перед ребенком схему, состоящую из четырех-пяти деталей и дайте ему десять фигур. Затем предложите ребенку построить фигуру, изображенную на схеме, выбирая и накладывая на схему нужные детали. Если ребенок испытывает затруднения, можно показать ему одну из деталей на схеме и попросить найти такую же, а затем положить ее на место. После того как ребенок наложил на схему все детали, попросите его проверить, правильно ли получилось. Затем дайте следующую схему и добавьте нужные фигуры. Убирая геометрические фигуры в коробку, можно просить ребенка выбирать их по двум признакам, например, «Дай красный квадрат», как это было описано выше, или самому называть геометрические фигуры.
Можно также рисовать фломастером схемы на магнитной доске и накладывать на них магнитные геометрические фигуры.
• Конструирование по образцу из кирпичиков
Материалы: набор деревянных кирпичиков (десять штук).
Постройте образец из трех-пяти кирпичиков, например, кресло, стол, кроватку и т. д. и предложите ребенку «построить такой же». В том случае, когда ребенку это не удается сделать сразу, покажите ему на своем образце, как приставлять отдельные кирпичики. Если этого недостаточно, можно помочь ребенку воспроизвести образец, действуя его руками, а затем разрушить постройку и попросить ребенка ее «починить».
Конструирование из кирпичиков можно широко использовать в игре, когда ребенок, копируя ваш образец, строит из кирпичиков столы, стулья, кровати и другие предметы, необходимые по ходу игры. Взрослый может дополнить это более сложными конструкциями и использовать все постройки в сюжетной игре. Можно взять маленьких матрешек или куколок и уложить их в кроватки, покормить за столом, посадить в машину и т. д.
• Конструирование по образцу из счетных палочек
Материалы: набор счетных палочек (двадцать штук) и пять кружочков диаметром около двух сантиметров.
Постройте из счетных палочек образец, например, треугольник, квадрат, домик и т. д. или человечка, собаку, используя кружочек вместо головы. Затем предложите ребенку построить такую же фигурку. Если у ребенка не получается самостоятельно воспроизвести образец, покажите ему на одну из палочек в образце и предложите положить палочку так же. Если этого окажется недостаточно, можно показать ребенку то место на столе, куда он должен положить эту палочку.
При выкладывании фигуры человека можно предложить ребенку: «Давай сделаем из палочек маму. Вот это будет – голова, это – туловище, это – руки, это – ноги», раскладывая палочки на соответствующие места. «А теперь давай тебя сделаем». Сначала дайте ребенку кружочек, поясняя, что это будет голова, и попросите его показать, где у него голова, а также спросите, сколько у него голов и сколько ему нужно кружочков. Затем выдайте ему одну палочку для туловища и по две палочки для рук и ног. Попросите ребенка показать эти части тела и спросите, сколько их. Можно не пересчитывать руки и ноги каждый раз, а постараться заучить ответ. Ребенок должен по мере получения деталей раскладывать их на правильные места. Если он испытывает затруднения, можно обратить его внимание на то, где, например, находятся руки на построенном вами образце и у него самого. После того как конструирование закончено, это необходимо обыграть. Например, сдвинуть фигурки и сказать, что мама с ребенком идут гулять, взявшись за руки. Если ребенок хочет взять с собой на прогулку еще кого-нибудь, например, папу, можно предложить ему построить еще одну фигурку.
Из пластилина и спичек можно делать людей и животных: скатать из пластилина цилиндрическое «тело» и шарик для головы и воткнуть спички в качестве рук, ног, лап и хвостов. Взрослый при этом лепит образец, а ребенок его повторяет. Все слепленные фигурки также можно включить в сюжетную игру.
Часто дети складывают из палочек или лепят из пластилина «головоногов», прикрепляя к голове и руки, и ноги несмотря на предлагаемый им образец. Это соответствует их представлениям о схеме тела. Собственные плечи и таз не видны ребенку и плохо им ощущаются. Чтобы помочь ребенку осознать схему своего тела, можно покрепче сжимать его за плечевые и тазобедренные суставы как во время этого занятия, так и в других играх, тогда он сможет их лучше почувствовать. Кроме того, предложите ребенку раскрашивать себя пальчиковыми красками, гуашью или пеной для бритья, стоя перед зеркалом, а затем дайте ему губку и попросите все смыть.
• Складывание целого из частей
Материалы: набор разрезных картинок, состоящих из 4-5 частей. Картинки должны быть разрезаны в разных направлениях. Можно сделать разрезные картинки самим, наклеив несколько ярких картинок с простым сюжетом на плотный картон и разрезав их на 4-5 частей кривыми линиями таким образом, чтобы возникала необходимость сопоставлять значимые части картинки.
Покажите ребенку сложенную картинку и обсудите с ним, что на ней нарисовано, предложив показать различные детали. Например: «Это кошка едет на грузовике. Где у кошки голова? Где у машины колеса? Где кошка сидит?». Затем перемешайте части картинки и предложите ребенку сложить ее снова. Если ребенок испытывает затруднения, обратите его внимание на сюжет и сопоставление значимых частей картинки. Например: «Смотри. Здесь колеса (часть) и там колеса (часть). Сложи колеса».
Можно использовать картинки с иллюстрациями к любимым сказкам или другие сюжетные картинки, обсуждая при этом с ребенком не только, кто нарисован на картинке, но и что он делает.
Обучение счету
В процессе обучения счету ребенок проходит несколько последовательных этапов. Сначала он должен выучить числовую последовательность. Затем научиться пересчитывать лежащие перед ним (или нарисованные) предметы и подводить итог (ребенку не очевидно, что последнее число при пересчете является общим количеством, т. е. итогом). После того как ребенок научился подводить итог, он может освоить соотнесение числа и количества, т. е. научиться подкладывать соответствующие числа к определенному количеству предметов. Затем можно учиться брать заданное количество предметов из «кучи». Это сложнее, чем простой пересчет, так как ребенок должен, пересчитывая предметы, помнить, когда ему надо остановиться. Использование опоры на число помогает ребенку, если числа маркированные (на каждое число наклеено соответствующее количество кружочков), и он накладывает пересчитываемые предметы на маркировочные кружочки. Подбор определенного количества счетного материала к немаркированному числу является следующей задачей.
• Пересчет предметов в пределах трех с подведением итога
Материалы: Любые предметы, подходящие для пересчета.
Просите ребенка пересчитывать предметы в пределах трех. Подсказывайте ему следующее число, если он его забыл, и просите повторить за вами. При пересчете предметов ребенок должен либо перекладывать их, либо крепко нажимать на них пальцем, чтобы ни одного не пропустить и не посчитать один и тот же предмет несколько раз. После того как ребенок пересчитал все предметы, обязательно спрашивайте его, сколько всего получилось. Если он не может ответить, дайте ему схему правильного ответа: «Один, два, три – всего три», и попросите повторить за вами.
• Пересчет предметов, нарисованных на картинке, в пределах трех с подведением итога Материалы: набор картинок с изображением одного, двух или трех одинаковых предметов.
Дайте ребенку картинку и попросите его пересчитать нарисованные на ней предметы. Пересчитывая, ребенок должен сильно нажимать пальцем на изображение каждого предмета. Покажите ребенку, как это делать, водя его рукой. После того как пересчет закончен, обязательно спросите: «Сколько всего?».
• Соотнесение количества и числа в пределах от одного до трех
Материалы: набор карточек с числами «1», «2», «3», набор картинок с изображением одного, двух и трех предметов.
Выложите перед ребенком карточки с числами «1», «2», затем дайте ему картинку и попросите пересчитать изображенные на ней предметы. После того как ребенок пересчитал все предметы, спросите его, сколько всего получилось, и попросите выбрать соответствующее число и положить его над картинкой. Таким же образом предлагайте ребенку следующие картинки. После того как ребенок научится соотносить количество и число в пределах двух, можно добавить число «3» и, соответственно, картинки с тремя предметами и предлагать ему соотносить количество и число в пределах трех. Вместо карточек с числами можно использовать числа из магнитного набора. Также можно просить ребенка подбирать числа к предложенному количеству реальных предметов.
• Выбор заданного количества предметов с пересчетом
Материалы: набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты», 3-4 маленьких игрушки и тарелки для каждой из них.
Поставьте перед ребенком игрушки и попросите раздать им тарелки. Выложите перед ребенком 4-5 «яблок» из счетного набора и попросите от имени первой игрушки: «Дай мне три яблока», используя жест «три». Пересчитывая, ребенок должен брать каждый предмет в руку и, перекладывая его, называть соответствующее число. При этом он должен помнить, когда нужно остановиться. Чтобы помочь ему это запомнить, можно перед началом пересчета переспросить ребенка: «Сколько яблок просит зайка?». После того как ребенок положил три яблока в тарелку, покажите ему яблоки в тарелке и спросите: «Сколько всего (яблок)?». Если он затрудняется с ответом, пересчитайте вместе с ним лежащие в тарелке яблоки и дайте схему правильного ответа: один, два, три – всего три.
Таким же образом предложите ему дать один, два или три «фрукта» другим игрушкам. В конце игры покормите всех зверей. Во время кормления можно обсудить, что груши – сладкие, лимон – кислый, а огурец вкуснее с солью и т. д.
В повседневной жизни можно широко использовать счет, например, предлагая ребенку принести три вилки к столу или дать папе два печенья. Во время совместной игры также можно просить его давать куклам один, два или три предмета или приготовить нужное количество кубиков для конструирования.
• Соотнесение числа и количества в пределах от 1 до 3. Игра в магазин Материалы: набор карточек с числами «1», «2», «3» – это ценники (по три-четыре карточки каждого вида). Половина чисел должна быть маркирована, то есть на каждое число надо наклеить соответствующее количество кружочков. Деньги – реальные рублевые монеты или одинаковые кружочки (около пятнадцати штук). Игрушки, фрукты, конфеты или другие «товары» для магазина.
Расставьте «товары» и приложите к каждому из них «ценники» с числами от 1 до 3. Выдайте ребенку «деньги» и предложите что-нибудь «купить». Когда ребенок выбрал будущую покупку, покажите ему ценник и спросите, сколько на нем написано. Ребенок называет число, например, три и затем дает вам три «рубля». На начальном этапе все ценники должны быть маркированными, чтобы ребенок, пересчитывая «рубли», мог накладывать их на кружочки, наклеенные на числа. Когда ребенок закончит пересчет, спросите его еще раз: «Сколько всего (рублей)?» для отработки умения называть общее количество. Дайте ребенку возможность использовать «покупку»: поиграть в нее, отнести к себе в домик, съесть и т. д. После того как ребенок научится подбирать нужное количество «рублей» к маркированным ценникам, можно переходить к использованию чисел без маркировки. Разумеется, кроме игры в магазин, можно предлагать ребенку подкладывать любой счетный материал к предложенному числу.
Игровая деятельность
• Самостоятельная сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий
Побуждайте ребенка играть в сюжетные игры, включающие последовательность игровых действий (одеть куклу, пойти с ней в магазин, купить продукты, приготовить обед и т. д.). Взрослые могут принять участие в детской игре и помочь ребенку разнообразить сюжеты, использовать в игре все большее количество сюжетных подробностей. В сюжетные игры можно включать и те навыки, которые ребенок осваивает в процессе дидактических занятий.
• Сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого с принятием ребенком одной из ролей
В сюжетно-ролевых играх можно моделировать все ситуации, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни: посещение детского сада, поход в магазин, визит врача или визит к врачу в поликлинику и т. д. Взрослый предлагает ребенку различные роли: доктора, больного, воспитателя, продавца, покупателя и т. д. и разыгрывает с ним выбранный сюжет, помогая ему воспроизводить известные ему ситуации и действия людей. По мере освоения роли взрослый помогает ребенку вводить в сюжет все большее количество подробностей.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивают память и ассоциативное мышление и дают ему те элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные ролевые игры.
Организуя такую игру, можно использовать различные материалы: кубики, кукол, наборы мебели и посуды, а также подручные средства, превращая их по ходу игры в необходимые предметы. Например, диванная подушка может быть поездом, кроватью для больного, прилавком в магазине и т. д. Это готовит ребенка к использованию в игре так называемых предметов-заместителей.
Внимание и память
• Выполнение инструкции из трех шагов или трех значимых слов Материалы: большая, маленькая и средняя матрешки, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».
Поставьте перед ребенком матрешек, выстроив их по росту, затем дайте ему тарелки и попросите: «Дай большой матрешке маленькую тарелку». Затем выложите на стол, например, четыре огурца, два помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке лимон и помидор», «Положи огурец, помидор и лимон в эту тарелку» и т. д. Произносите всю инструкцию целиком и, если ребенок не выполняет ее сразу, повторяйте ее снова всю целиком, не разбивая на шаги. Можно попросить ребенка повторить инструкцию перед выполнением или помочь ему наводящими и уточняющими вопросами. Например, ребенок выполнил только часть инструкции «Дай этой матрешке два огурца и помидор» и дал матрешке только два огурца. В этом случае можно спросить его: «Что еще хотела матрешка?», а затем «Помидор или лимон?».
Для выполнения такого рода заданий также удобно использовать игру в трех медведей из сказки «Три медведя», только теперь надо просить ребенка давать медведям тарелки, ложки, чашки и т. д. не соответствующего размера, а следуя инструкции, например: «Дай большому медведю среднюю вилку».
Инструкции такого типа используются при выполнении заданий из разных разделов, приведенных в этом блоке.
Обучение ребенка выполнению инструкций или просьб, содержащих несколько значимых слов или шагов, безусловно, естественнее отрабатывать не сидя за столом, а в бытовых ситуациях. Можно обращаться к ребенку с «длинными» просьбами, включающими в себя три последовательных шага, просьбу принести два предмета, обозначая признак одного из них или место, где он находится. Например: «Принеси две вилки и хлеб. Дай красное полотенце и луковицу. Положи вилку в тарелку и отнеси бабушке». Длинные инструкции должны стать обычной частью повседневной жизни. Если ребенок не справляется с поручением, повторите всю инструкцию целиком, не разбивая на шаги, а если это не помогает, попросите ребенка повторить, что он должен сделать, или задайте ему наводящие вопросы.
Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно, запоминает инструкцию и ей следует, а не поступает привычным образом, ориентируясь по ситуации, можно предлагать ему парадоксальные инструкции. Предупредите его, что сейчас будет веселая игра с необычными заданиями. Например: «Возьми вилку и кубик, положи в шапку», «Принеси чашку и красные носки», «Возьми ложку под столом, положи в кровать», «Возьми чайную ложку и залезь под стол». Ребенок в ответ тоже может давать вам всякие поручения.
Спрашивайте ребенка, что он делал вчера, что собирается делать дальше: «Мы идем гулять. Что ты наденешь? Еще что?». Если он дает формальные или неверные ответы, задавайте ему наводящие вопросы и уточняйте подробности. Можно, например, спрашивать: «Ты на завтрак ел кашу или суп?», «Суп был на обед или на завтрак?» и т. д.
Просите ребенка самого выполнять какие-либо хозяйственные дела, включающие цепочку действий и требующие достаточно продолжительного времени, например, помыть посуду, разложить игрушки по местам, протереть и разложить приборы в ящике или полить цветы во всех комнатах и т. д.
Логическое мышление
• Подбор ассоциативных пар
На этом уровне развития ребенка можно играть с ним в вопросы и ответы, развивая его ассоциативное мышление и одновременно расширяя кругозор. Это занятие не требует специальных материалов и может проводиться в любом месте. Спрашивайте у ребенка, например, что ест заяц. Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему наводящий вопрос, например: «Что ест заяц – морковку или селедку?». Такие вопросы можно задавать по поводу любых событий или явлений. Например, когда бывает снег – зимой или летом, когда едят суп – на обед или на ужин, причесываются чем – вилкой или расческой, кто дает молоко – корова или лягушка и т. д. Конечно, на некоторые вопросы ребенок может не знать ответа, и тогда ему надо объяснить связь между различными предметами или явлениями, проиллюстрировав ее доступными ему примерами.
• Продолжение последовательностей
Материалы: набор крупной мозаики с доской, позволяющей выстраивать мозаику в горизонтальный ряд.
Предлагайте ребенку чередовать предметы, отличающиеся формой или размером, например, выкладывать последовательность из вилок и салфеток или из треугольников и квадратов, а также нанизывать бусы, чередуя большие и маленькие бусины. Задания на продолжение последовательности достаточно сложны, поэтому предлагаемые предметы должны отличаться только одним признаком, чтобы ребенку не приходилось одновременно заниматься выделением ведущего признака.
Когда чередование разных предметов освоено, можно переходить к чередованию цветов. Поставьте перед ребенком коробку с мозаикой и начните ряд, вставив в отверстия на доске последовательно красную, желтую, красную и желтую мозаинки. Затем, поочередно показывая, назовите цвет каждой мозаинки в ряду, попросите ребенка продолжить этот ряд. Подскажите ему, какую именно мозаинку он должен поставить дальше: «А теперь – красная». Предложите ребенку найти ее в коробке и вставить в следующее отверстие. Затем снова перечислите цвета всех мозаинок в ряду и спросите ребенка: «Какая теперь?». Попросите найти ее и вставить на место. Если ребенок ошибается, подскажите ему цвет или обратите его внимание на то, что после красной идет желтая мозаинка. Затем ребенок так же выбирает следующую мозаинку. Часто детям приходится выстраивать вместе с взрослым достаточно длинную последовательность, чтобы они поняли закономерность и смогли ей следовать.
Если ребенку трудно вставлять мозаику в доску, то для продолжения ряда можно выкладывать на столе цветные кружочки.
• Классификация с поиском «лишнего» предмета
Материалы: карточки с изображениями животных, продуктов, одежды, мебели или других предметов по пройденным логопедическим темам. Можно воспользоваться карточками от лото. Всего 4-5 карточек каждого вида.
Для выбора «лишнего» можно использовать серии из различных предметов, особенно на первых этапах освоения этого навыка. Например, три монетки и одна пуговица, три разных ложки и одна вилка, три треугольника разных размеров и один квадрат и т. д. Когда ребенок понял, что значит найти «лишний» предмет, можно переходить к заданиям с использованием карточек.
Выложите перед ребенком серию из трех карточек с изображениями предметов, принадлежащих к одному виду, и попросите его назвать каждую карточку и обобщающее слово. Например: «Штаны, майка, куртка – это что?». Ребенок отвечает, что это – одежда. Затем добавьте еще одну карточку – другого вида, например, тарелку и попросите ребенка показать, что здесь лишнее. После того как ребенок указал на тарелку, подтвердите: «Правильно, штаны, майка и куртка – это одежда, мы их надеваем, а тарелку надеть нельзя, тарелка – лишняя». Когда ребенок будет без труда справляться с заданием, предлагаемым в такой форме, можно одновременно выкладывать все четыре карточки и просить его назвать каждую из них, затем указать какая «лишняя» и назвать обобщающим словом оставшиеся три карточки. Подтвердите правильность ответа и прокомментируйте его. Ребенок может сам давать развернутое объяснение только при очень хорошем развитии речи.
Размер, форма, цвет. Классификация
• Выбор предмета по трем признакам
Материалы: набор «Логические блоки Дьенеша», включающий треугольники, круги, квадраты и прямоугольники трех цветов (красный, синий, желтый) и двух размеров (большие и маленькие), а также отличающиеся по толщине («толстые» и «тонкие»). Для выполнения задания используются большие и маленькие треугольники, круги и квадраты трех цветов одной толщины. Можно использовать изготовленный из картона набор геометрических фигур двух размеров и четырех основных цветов.
Выложите на стол пять-шесть фигур и попросите ребенка выбрать фигуру по трем признакам: «Возьми маленький красный треугольник». Если ребенок испытывает затруднения при поиске нужной фигуры, можно прикрыть рукой часть фигур, чтобы уменьшить для него зону поиска, и повторить инструкцию еще раз.
• Самостоятельное называние двух признаков предмета. Форма и цвет (предлагается ребенку, если его речевые возможности это позволяют) Материалы: Набор деревянной геометрической мозаики, включающий треугольники, круги, квадраты, прямоугольники и ромбы разных цветов.
Выложите на стол пять-шесть фигур и, поочередно показывая их ребенку, попросите его назвать их. Например, покажите ребенку фигуру и спросите: «Это что?». Ребенок отвечает, например: «Треугольник». Задайте дополнительный вопрос: «Какого цвета?». После правильного ответа дайте образец полного высказывания: «Правильно, это – красный треугольник». Если ребенок легко справляется с заданием в такой форме, можно предложить ему называть сразу оба признака. Можно называть фигуры по очереди, чтобы ребенок понимал, какого ответа от него ожидают. Это задание можно предлагать ребенку при уборке материала после конструирования из геометрической мозаики.
• Два цвета
Материалы: дидактический набор, выполненный в форме паззлов из двух частей, где на одной части представлена картинка, раскрашенная двумя или тремя цветами, а на другой нарисованы два или три карандаша соответствующих цветов.
Выложите перед ребенком картинку и попросите назвать цвета, которыми она раскрашена. После того как ребенок их перечислит, выложите перед ним три-четыре детали с изображением карандашей, предложите ему выбрать нужную и прикрепить ее на место. Следующие картинки предлагаются таким же образом. Предлагайте ребенку раскраски с крупными четкими картинками, требующими для раскрашивания два цвета, например, репка – желтая с зелеными листьями (ботвой), и просите его подобрать для раскрашивания два карандаша. Например: «Это – репка, какие карандаши нужно взять?».
• Другие признаки
Можно использовать «геометрическое» печенье, показывая ребенку два печенья одновременно и прося его назвать обе фигуры. Можно спрашивать ребенка о признаках всех предметов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, помогая ему назвать как можно больше признаков, например: «Это какой мишка?» – маленький, пушистый, коричневый и т. д. Взрослые также должны использовать в речи различные признаки предметов, при необходимости объясняя и показывая ребенку значения новых слов, например, шершавый, густой, липкий и т. д.
• Классификация по видам
Материалы: карточки с изображениями животных, птиц, продуктов, посуды, одежды, обуви или других предметов по пройденным логопедическим темам. Всего 4-5 карточек каждого вида. Можно использовать карточки от лото.
Приготовьте карточки, принадлежащие к двум близким видам, например, одежду и обувь, животных и птиц, мебель и бытовые приборы, продукты и посуду и т. д. Самой сложной является классификация овощи – фрукты. Назовите виды и покажите, куда класть карточки, например: «Майка – это одежда. Одежду будем класть вот сюда. Туфли – это обувь. Обувь будем класть сюда». Затем поочередно предъявляйте ребенку карточки, просите его назвать то, что на них изображено, и положить в нужное место. Когда ребенок кладет карточку, просите его назвать обобщающее слово: «Правильно. Платье – это …» Можно в игре называть предмет, а ребенка просить назвать обобщающее слово. Например: «Майка – это что?» – ребенок отвечает: «Одежда». Или, наоборот, вы называете обобщающее слово, например, мебель, а ребенок приводит соответствующий пример.
Конструктивная деятельность
• Конструирование по схеме
Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы разных цветов, одного размера. К этому набору нужно нарисовать уменьшенные схемы из четырех-пяти деталей так, чтобы ребенок конструировал фигуру, глядя на схему, а не накладывая детали на нее.
Конструирование по схеме, расположенной вертикально, является прототипом переписывания текста с доски. Выложите на стол фигуры и держите схему перед ребенком вертикально. Предложите ему построить фигуру, глядя на схему. Если ребенок испытывает затруднения, можно показать ему одну из деталей на схеме, попросить найти такую же и положить ее на место. После того как ребенок закончил, спросите его: «Так нарисовано? Все лежит правильно?», чтобы он проверил свою работу, сверяясь со схемой. Если ребенок положил фигуры не совсем точно, предложите ему их подвинуть. Убирая геометрическую мозаику после занятия, можно попросить ребенка назвать два признака каждой из фигур.
• Конструирование по образцу с учетом цвета
Материалы: набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и доска, в которую ребенок без усилия может вставлять мозаику.
Выложите на доске простой образец, например, цветок из пяти мозаинок и обсудите его с ребенком. Спросите, где у цветка серединка, какого она цвета, где лепестки, какого они цвета, а затем попросите ребенка сделать такой же цветок. Постепенно конструкции можно усложнять. В случае затруднений можно помочь ребенку, поставив вместо него одну мозаинку. Для воспроизведения образца с учетом цвета можно также использовать геометрические фигуры и раскрашенные схемы к ним, глядя на которые ребенок будет собирать свою конструкцию. Так же можно использовать имеющиеся в продаже наборы крупных бусин для нанизывания на шнурок и схемы к ним, на которых в натуральную величину изображена последовательность бусин в цепочке.
• Конструирование с опорой на ранее сформированное представление о предмете
Материалы: набор деревянных кирпичиков (двадцать штук). Набор счетных палочек (двадцать штук) и пять кружочков диаметром около двух сантиметров. Пластилин и спички или зубочистки.
Конструирование с опорой на представление о предмете, сформированное ранее, можно широко использовать в игре, когда взрослый задает сюжет, а ребенок строит из конструктора дома, дворцы, мосты, дороги, столы, стулья, кровати и другие предметы, необходимые по ходу игры. Образец ребенку не предъявляется, и он может строить все эти конструкции в соответствии со своими представлениями, не обязательно воспроизводя те образцы, которые предлагались ему ранее. Однако конструкции должны походить на реальные предметы, и вы можете помочь ребенку, уточняя расположение отдельных деталей, например, спросить, где у самолета крылья и т. д.
Из пластилина и спичек можно делать людей и животных. Предложите ребенку скатать из пластилина цилиндрическое «тело» и шарик для головы, а в качестве рук, ног, лап и хвостов можно вставлять спички или зубочистки. При этом надо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил схему тела. При необходимости обращайте его внимание на количество и расположение рук и ног у него, других членов семьи, а также на количество лап и хвостов у окружающих животных. Все слепленные фигурки могут быть включены в сюжетную игру.
При конструировании из палочек выложите перед ребенком палочки и кружочки и предложите ему сложить из палочек треугольник, квадрат, домик, кораблик, фигуру человека и т. д. В случае затруднений можно показать ребенку образец, нарисованный на бумаге, или соответствующую фигуру из геометрического набора.
• Складывание целого из частей
Материалы: набор разрезных картинок (паззлов), состоящих из пяти-двадцати частей и картинки-образцы к ним. Можно использовать паззлы с крупными деталями, в которых больше двадцати частей. Детали такого паззла можно выдавать ребенку по частям, например, сегодня собираем ВинниПуха, а Пятачка и ослика Иа-Иа в следующий раз.
Покажите ребенку сложенный паззл или картинку к нему и обсудите с ним, что на ней нарисовано, задавая вопросы по сюжету. Затем перемешайте детали и предложите ему сложить паззл, глядя на картинку-образец. Если ребенок испытывает затруднения, можно помочь ему, обращая его внимание на сюжет, на то место на картинке-образце, которое он собирает в данный момент, на сопоставление значимых частей картинки или прикрыть рукой часть деталей, чтобы уменьшить для него зону поиска нужной детали.
Обучение счету
• Пересчет предметов в пределах пяти с подведением итога. Пересчет предметов, нарисованных на картинке, в пределах пяти с подведением итога Материалы: любые предметы, подходящие для пересчета. Набор картинок с изображением от одного до пяти одинаковых предметов.
Предлагайте ребенку пересчитывать реальные предметы или предметы, нарисованные на картинке, в пределах пяти. Если ребенок забывает следующее число, подскажите ему и попросите повторить число за вами, а затем пересчитать все предметы еще раз. При пересчете ребенок должен перекладывать предметы или крепко нажимать на них (или их изображения) пальцем, чтобы ни одного не пропустить и не посчитать один и тот же предмет несколько раз. После того как ребенок пересчитал все предметы, обязательно спрашивайте его, сколько всего получилось. Если он не может ответить, дайте ему схему правильного ответа: «Один, два, три, четыре – всего четыре», и попросите повторить за вами.
• Соотнесение количества и числа в пределах от 1 до 5
Материалы: набор карточек с числами «1», «2», «3», «4», «5», набор картинок с изображениями 1, 2, 3, 4 и 5 предметов. Вместо карточек с числами можно использовать числа из магнитного набора.
Выложите перед ребенком числа «1», «2», «3», «4», «5», затем дайте ему картинку и попросите пересчитать предметы на ней. При пересчете ребенок должен нажимать пальцем на изображение каждого предмета. После того как он пересчитал все предметы, спросите его, сколько всего получилось, и попросите выбрать соответствующее число и положить его над картинкой. Следующая картинка предлагается таким же образом. Для облегчения запоминания чисел можно вырезать их из мелкой наждачной бумаги и просить ребенка при выборе нужного числа проводить по нему пальцем. Можно также лепить числа из пластилина, рисовать пальцем на противне, покрытом тонким слоем манки, писать ручкой на ладошке и т. д.
• Выбор заданного количества предметов с пересчетом
Материалы: набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты», набор из 3-4 маленьких игрушек и тарелки для каждой из них.
Поставьте перед ребенком игрушки и попросите его раздать им тарелки. Затем выложите перед ребенком 6-7 «яблок» из счетного набора и попросите от имени первой игрушки: «Дай мне пять яблок!», сопровождая свою просьбу жестом «пять». При пересчете ребенок должен брать каждый предмет в руку и, перекладывая его, называть номер. При этом он должен помнить, когда нужно остановиться. Чтобы помочь ему это запомнить, можно перед началом пересчета переспросить ребенка: «Сколько яблок просит слоник?». После того как ребенок положил пять яблок в тарелку, обязательно переспросите: «Сколько всего (яблок)?».
Счет можно также включать в бытовую и игровую деятельность, обращаясь к ребенку с просьбами принести три вилки или пять ложек к столу, дать бабушке четыре конфеты, а папе – три перчатки. Можно просить его давать куклам от одного до пяти предметов или приготовить нужное количество кубиков для конструирования и т. д. После окончания пересчета обязательно спрашивайте ребенка, сколько (всего) получилось.
• Соотнесение числа и количества в пределах от 1 до 5. Игра в магазин Материалы: набор карточек с числами «1», «2», «3», «4», «5». «Рубли» – одинаковые кружочки или реальные рубли (около 30 штук). Игрушки, фрукты, конфеты или другие «товары» для магазина.
Расставьте «товары» и приложите к каждому из них «ценник» с числом от 1 до 5. Выдайте ребенку «деньги» и предложите выбрать, что он хочет «купить». После того как ребенок выбрал «товар», покажите ему ценник и попросите сказать, сколько на нем написано. Ребенок называет число, например, четыре и затем дает «продавцу» четыре «рубля». На начальном этапе ценники с числами «4» и «5» должны быть маркированы. Ребенок, пересчитывая «рубли», может накладывать каждый «рубль» на маркировочный кружок на числе. Когда ребенок заканчивает пересчет, переспросите его: «Сколько всего (рублей)?» для отработки умения называть общее количество. После того как ребенок научится подбирать нужное количество «рублей» к маркированным ценникам, можно переходить к использованию чисел без маркировки.
Играя в магазин, вы можете поменяться ролями с ребенком: пусть он будет «продавцом», называет цену «товара» и проверяет, правильно ли ему отсчитали деньги.
Вы также можете предлагать ребенку подкладывать к карточкам с числами любой счетный материал.
• Решение задач на сложение с помощью счетного материала
Материалы: набор карточек с числами «1», «2», «3», «4», «5» в двух-трех экземплярах, карточки «+» и «=», набор пар картинок с изображениями от одного до пяти предметов (например, на одной картинке два мяча, а на другой три мяча или на одной картинке один банан, а на другой два банана).
Выложите перед ребенком карточки с числами «1», «2», «3», «4», «5» и добавляйте необходимые числа по мере использования. Затем дайте ребенку карточку с картинкой и предложите задачу, например: «Жили - были котята, посчитай, сколько их». Ребенок пересчитывает котят на картинке и кладет над ней соответствующее число, как было описано выше. «Однажды к ним в гости приехали их друзья, посчитай, сколько их», – и выкладываете рядом следующую карточку с котятами. Ребенок пересчитывает котят на второй карточке и кладет над ней соответствующее число. Добавьте знаки «+» и «=» к выложенным числам и спросите, сколько теперь котят всего, сопровождая свой вопрос жестом, объединяющим котят на обеих картинках. Ребенок должен пересчитать котят на двух карточках и, подобрав соответствующее число, положить его после знака «=». После этого предложите ему прочесть получившийся пример, помогая, если он испытывает затруднения.
• Решение примеров на сложение с помощью счетного материала
Материалы: Набор карточек с числами «1», «2», «3», «4», «5», в двух-трех экземплярах, карточки «+» и «=», набор счетного мате риала (30 кружочков или счетных палочек).
Выложите перед ребенком пример, скажем, 3+1= …, дайте ему счетный материал и предложите подложить необходимое количество кружочков под каждое из чисел. Затем попросите ребенка перессчитать все кружочки, сопровождая свою просьбу жестом, объединяющим кружочки под обоими числами, и, выбрав соответствующее число, положить его после знака «=». После этого предложите ребенку прочитать получившийся пример.
Игровая деятельность
• Самостоятельная сюжетно-ролевая игра с принятием ребенком одной из ролей
В сюжетно-ролевых играх (в магазин, поликлинику, детский сад, путешествие и т. д.) ребенок может самостоятельно разыгрывать короткие сюжеты, принимая на себя определенную роль. Можно помогать ему воспроизводить в игре различные ситуации, постепенно вводя в сюжет новые и новые подробности, расширяя знания ребенка об окружающем мире. Например, куклы пришли в гости, торт на столе, а чая нет. Как приготовить чай? Также можно помогать ребенку отражать в игре свои чувства и чувства других людей. Например, ребенок укладывает куклу спать, а кукла не хочет ложиться, он сердится. Или кукла просит купить ей мороженое, а ребенок, играя роль родителя, отказывается, кукла обиделась.
В сюжетно-ролевых играх взрослый также может принимать одну из ролей и разыгрывать с ребенком выбранный сюжет, стараясь создавать в игре неожиданные ситуации, требующие от ребенка умения понимать и учитывать мнение и чувства других людей (персонажей игры). Они могут радоваться, сердиться, обижаться, бояться, скучать и т. д. Старайтесь научить ребенка осознавать и называть эти чувства.
При организации таких игр можно использовать различные материалы – кубики, куклы, наборы мебели и посуды, а также подручные средства, превращая их по ходу игры в необходимые предметы. Например, счетная палочка может быть ложкой, градусником, авторучкой, расческой, пипеткой и т. д. На этом этапе предмет-заместитель может быть не очень похож на реальный предмет и должен только его символизировать.
• Игры с заданными правилами
На этом этапе развития ребенок уже может принимать участие в играх с заданными правилами, запоминать их и следовать им в процессе игры с небольшой поддержкой взрослого. Игры с заданными правилами широко распространены в детской среде. К ним относятся «салочки», «прятки», «ручеек» и т. д. Существует также достаточное количество дидактических игр с правилами, таких как «Съедобное-несъедобное», «Домино», «Кто первый?» – игра с кубиком и фишками, «Мемори» – поиск парных карточек и т. д. В этих играх может принимать участие от двух до четырех человек. Пригласите поиграть вместе с вами других членов семьи или знакомых детей. Но когда игроков больше четырех, детям становится скучно дожидаться очередного хода.
Дидактические игры могут быть адаптированы к уровню развития у ребенка требуемых навыков. Сначала можно использовать упрощенные варианты игр для того, чтобы ребенку было легче освоить правила. Например, можно использовать домино с простыми картинками, а не с точками; в игре «Кто первый?» использовать большой кубик с крупными точками от одной до трех; в игре «Мемори» использовать сначала только две пары карточек, чтобы их расположение было легче запоминать, и т. д. и переходить к использованию более сложных вариантов игры, после того как ребенок твердо выучит правила и научится им следовать.
• «Парные карточки»
Материалы: набор «Мемори» – десять пар карточек с одинаковыми картинками.
Выложите на стол набор парных карточек (от двух до десяти пар) и покажите ребенку, что каждая из карточек имеет пару. Затем переверните все карточки картинкой вниз и перемешайте их таким образом, чтобы никто не знал, где какая карточка находится. Играющие по очереди открывают две карточки (одну за другой) и называют их. Если карточки оказываются одинаковыми, игрок забирает их себе. Если карточки не парные, их переворачивают обратно, а все играющие стараются запомнить, куда их положили. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры оказывается больше карточек.
• «Кто первый?» (игра с кубиком и фишками)
Материалы: игровое поле длиной 20-30 клеток, крупные фишки разных цветов по одной на каждого участника игры, крупный кубик с точками от одной до трех, крупный кубик с точками от одной до шести. В продаже есть такие игры, но поле там слишком длинное, а кубики очень маленькие. Вы можете нарисовать поле сами. Вместо фишек использовать, например, фигурки из «киндер-сюрприза», а кубики сделать, нарисовав крупные точки на деревянном или пластмассовом кубике от конструктора. На первом этапе используется кубик с точками от одной до трех. В начале игры все участники выставляют свои фишки на начало поля, а затем по очереди кидают кубик и делают такое количество шагов, которое выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша. Когда правила игры будут освоены, можно усложнить игру и начать использовать кубик с точками от 1 до 6. Ребенок должен пересчитать точки на кубике, назвать их общее количество, сделать нужное количество шагов по «полю», «наступая» своей фишкой на каждую клетку, и вовремя остановиться.
• Домино
Материалы: игра «Домино» – фишки с картинками, игра «Домино» – фишки с точками.
На первом этапе используются фишки с картинками. Все фишки выкладываются на стол картинками вниз, каждый участник игры берет по семь фишек и выкладывает их перед собой (игра «в открытую»). Затем участники поочередно выкладывают свои фишки в цепочку, приставляя одинаковые картинки друг к другу. Просите ребенка называть картинку, которую он приставляет. При отсутствии у игрока нужной фишки он берет дополнительные фишки из оставшихся закрытыми на столе («с базара») до тех пор, пока не найдет нужную. Выигрывает тот, у кого закончились все фишки.
После того как правила игры освоены ребенком, можно переходить к использованию фишек с точками. При выкладывании фишек с точками также просите ребенка назвать количество точек на той фишке, которую он приставляет. Ребенок может как пересчитывать их, так и называть количество без пересчета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических упражнений на развитие мышления
средний дошкольный возраст...
Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии
Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....
Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Картотека дидактических упражнений для детей по лексической теме Зима
данные игры помогут вам, уважаемые родители и коллеги закрепить знания по теме Зима....
Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических упражнений с блоками Дьенеша
Картотека дидактических упражнений с блоками Дьенеша...
Картотека дидактических упражнений по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Используя дидактические игры можно добиться ...