картотека дидактических упражнений на развитие мышления
картотека по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Дидактическое упражнение "Кто без чего не обойдётся"
Цель : Помочь ребёнку научиться выделять существенные признаки предметов, развивать логическое мышление. Ход. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
Дидактическая игра"Кто кем (чем) будет?"
Цель : Развитие мышления, использование ранее полученных знаний, развитие умения грамотно склонять имена существительные.
Ход : Воспитатель задаёт вопросы, типа :
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком ;
- бумага – книгой;
- снег - водой ;
- вода – льдом;
- семечко – цветком;
- мука – блинчиками;
и т. д.
Вариант 2 : "Кто кем был?" (наоборот)
- лошадь - жеребенком ;
- цветок – семенем, и т.д.
Дидактическая игра "Жили-были..."
Цель : развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или группой, задавая вопросы по очереди.
Ход : Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии
Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....
Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет.
Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет....
Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет
Средний дошкольный возраст - пограничный между младшим и старшим дошкольным, поэтому психические процессы в этом возрасте носят непроизвольный характер: низкая концентрация внимания, недостаточно разв...
Картотека "Дидактические игры по развитию мышления в средней группе"
laquo;Что тяжелее?»Цель: учить раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.Оборудование: набор карточек с изображением следующ...
Картотека дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников
Картотека дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников...
Картотека дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольнико.
Картотека дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников...