Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
методическая разроботка диагностирования коммуникативной стороны речи у детей со стёртой дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией
1.1. Цель, задачи исследования
Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной деятельности у детей со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучение психолингвистической, психологической, педагогической по проблеме исследования.
2. Определение содержания методики исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией.
3. Выявление особенностей коммуникативной речевой деятельности у детей со стертой дизартрией.
4. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей со стертой дизартрией.
1.2. Организация исследования
Исследование проходило на базе ГДОУ №17, №37 Василеостровского района. Экспериментальную группу составили 20 детей со стёртой дизартрией (общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития) 5-6 лет. Контрольную группу составили 20 детей с нормальным речевым развитием того же возраста.
1.3. Методика констатирующего эксперимента
При определении содержания экспериментального исследования мы руководствовались рекомендациями М.И.Лисиной [13], Е.О.Смирновой [29] к проведению диагностики ведущей формы общения детей со взрослыми и выявлению особенностей речи в общении детей со взрослым и сверстником, а также рекомендациями А.Г.Арушановой [1] к оценке уровня сформированности диалогического общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
1. Исследование вербальных средств общения в условиях ситуативно-делового общения со взрослым.
Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.
Задание 1. Участие в совместной со взрослым сюжетной игре «Один день куклы Ани», что предполагает имитацию реальных бытовых действий с предметами ближайшего окружения.
Материал: кукла, набор кукольной мебели (кроватка, стол, стульчик), кукольная посуда (тарелка, чашка, ложка, чайник, кастрюля).
Игровые действия: «разбудить» куклу, посадить куклу за стол, расставить на столе посуду, положить «пищу» в тарелку, «чай» налить в чашку, накормить и напоить куклу Аню.
Процедура и инструкция: ребенку предлагалось вместе с экспериментатором поиграть с куклой. Экспериментатор последовательно формулировал задания для ребенка, на правах равноправного партнера включался в деятельность: «Настало утро; разбуди Аню. Посадим Аню за стол. Накроем на стол. Чем будем кормить Аню? Покормим Аню…».
В процессе осуществления деятельности ребенку предоставлялась возможность самостоятельно организовать диалог с куклой.
Задание 2. Участие в совместной со взрослым предметно-практической деятельности (игра «Нанижем бусы»).
Материал: длинный плотный синтетический шнур, набор из 10 крупных деревянных шариков красного, синего, желтого, зелёного, белый цветов с отверстиями для продевания шнура.
Игровые действия: последовательное нанизывание шаров на шнурок.
Процедура и инструкция: ребенку предлагается шнурок, набор шаров. «Давай сделаем бусы. Будем делать их вместе. Нам нужно сделать бусы с таким рисунком: красная бусинка, синяя, жёлтая, зелёная, белая. Сначала я продену шарик, потом ты. Снова я, потом снова ты. И так по очереди».
2. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-познавательного общения со взрослым.
Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.
Задание 1. Участие в беседе на тему «Собака в жизни человека».
Материал: фотографии с изображением собак различных пород (овчарка, болонка, пудель, такса), сюжетные картинки (собака сидит в конуре; собака грызет кость; мальчик идет с собакой; мальчик кормит собаку; мальчик играет с собакой в мяч). Материал представлен в приложении.
Процедура исследования: экспериментатор последовательно выкладывал перед ребенком фотографии с изображениями различных собак и предлагал их внимательно рассмотреть. Затем экспериментатор начинал беседу, стимулируя ребенка к диалогу.
План беседы:
- Кто нарисован на картинках?
- Посмотри, какие они? Одинаковые? Чем отличаются?
- Ты когда-нибудь видел (а) собак? Где? Тебе нравятся собаки?
- У тебя есть собака? (у твоих друзей)
- Как собаки разговаривают?
- Что собака умеет делать?
- Где живет собака? Какую пользу она приносит человеку? С кем собака гуляет? Кто кормит собаку? Чем ее надо кормить? Во что мальчик играет с собакой? (совместно с взрослым ребенок рассматривает сюжетные картинки, на которых собака совершает различные действия).
- Как человек ухаживает за собакой (кормит, купает, выгуливает, лечит)?
- Когда собака радуется, что она делает (виляет хвостом, старается лизнуть)? Покажи, как она это делает.
- Когда собака злится, что она делает (рычит, кусается, лает)? Покажи, как собака рычит.
- Что нужно делать, чтобы собака не укусила (не трогать чужих собак, не дразнить собаку, не убегать от нее)?
В ходе беседы экспериментатор сообщал новые сведения, реагировал на инициативные обращения ребенка.
Задание 2. Совместное рассматривание книги познавательного содержания.
Материал: две книги познавательного содержания (о животных; о транспорте) с крупными, яркими, реалистичными иллюстрациями.
Процедура и инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть любую из представленных книг. «Какую книжку ты хочешь посмотреть? Давай вместе ее почитаем». В процессе ознакомления с содержанием книги экспериментатор давал необходимые пояснения, реагировал на все обращения собеседника.
3. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-личностного общения со взрослым.
Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.
Задание 1. Беседа и рисование.
Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Процедура исследования: ребенку предлагалось нарисовать то, что ему хочется. В процессе рисования экспериментатор находился рядом с ребенком.
Фаза ожидания: ребенок получал лист бумаги, цветные карандаши. Ему предлагалось посидеть рядом с взрослым и нарисовать то, что ему хочется. Экспериментатор в течение 3 минут не вмешивался в действия испытуемого, ожидая проявления его инициативы.
Фаза стимуляции: если в течение этого времени ребенок сам начинал общение, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, рассматривал его рисунок, задавал вопросы.
План беседы:
- Что ты нарисовал (-а)?
- Тебе нравится рисовать?
- Кто научил тебя рисовать?
- Что ты любишь рисовать?
- Чем ты любишь рисовать?
- Когда у тебя не получается, то что ты делаешь?
- Обращаешься за помощью? К кому?
- Кто в вашей группе (классе) рисует лучше всех?
- Его (ее) хвалят? Кто хвалит? Как хвалят?
- Кто в вашей группе (классе) рисует хуже всех?
- Какой рисунок тебе нравится больше (предлагается 2 рисунка, выполненные детьми этой же группы)? Почему?
Задание 2. Участие в беседе на тему «Я и мои друзья».
Материал: групповые фотографии членов детского коллектива.
Процедура исследования. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предъявленные фотографии, ответить на ряд вопросов в соответствии с планом беседы.
План беседы:
- Хорошо ли тебе в группе?
- Что вы обычно делаете вместе?
- Дружно ли вы играете?
- Ссоритесь ли вы? Часто или нет? Ты стараешься помирить ребят?
- Кто тебе нравится? Почему?
- Во что ты любишь играть?
- Кто с тобой играет? Почему?
- С кем ты никогда не играешь? Почему?
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимая игра? Чем она тебе нравится?
- Ты любишь слушать сказки?
- Какие сказки вы читали? Кто тебе больше всех понравился? Почему?
4. Исследование вербальных средств общения в ситуациях совместной детской деятельности.
Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.
Задание 1. Участие в совместной продуктивной деятельности (раскрашивании).
Материал: набор цветных карандашей; силуэтное изображение перчатки с крупным геометрическим узором в основании.
Процедура исследования: для участия в раскрашивании силуэтного изображения перчатки привлекалось двое детей. После предварительной беседы о назначении перчаток детям давалась инструкция: «Раскрасьте пальчики у этой перчатки. Раскрашивайте по очереди: сначала А раскрасит один пальчик, потом Б раскрасит следующий. И так по очереди раскрасьте все пальчики». В случае, если дети испытывали затруднения в развертывании взаимодействия, экспериментатор оказывал помощь в виде:
- стимуляции к действию («Кто начнет раскрашивать?»);
- организации действия в виде регулирования очередности раскрашивания;
- частичной демонстрации действия на начальном этапе выполнения задания.
Задание 2. Участие в совместной игровой деятельности.
Материал: набор «Доктор Айболит» (медицинская шапочка, градусник, шприц, вата, бинт, пластмассовый пузырек с лекарством).
Игровые действия: согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом.
Процедура исследования: в игре участвуют двое детей. После предварительной беседы о профессии врача, рассматривания соответствующих иллюстраций детям предлагается поиграть «в доктора». Каждый из участников игры должен последовательно выступить в роли доктора и пациента. В случае, если дети испытывали затруднения в процессе развертывания игрового взаимодействия, экспериментатором оказывалась помощь в виде:
- вербальных инструкций (больной, подойди к врачу; поздоровайся с ним; скажи или покажи, что у тебя болит; скажи доктору «спасибо»; попрощайся с доктором. Доктор, позови больного; поздоровайся с больным; спроси, что у него болит; осмотри больного; скажи, как надо лечиться; попрощайся с больным и др.);
- организации действия посредством регулирования очередности действий;
- демонстрации образца игрового действия с вербальным и жестовым сопровождением.
Оценка результатов
Оценка вербальных средств общения производилась в следующем направлении:
Оценка вербальных средств общения с учетом показателей коммуникативно-речевой активности испытуемого в ходе взаимодействия, языкового оформления высказываний.
Каждое задание в рамках выделенных форм общения (ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного, совместной детской деятельности) оценивалось отдельно. Мы приняли единую систему оценки вербальных средств общения, включающую три показателя: коммуникативно-речевая активность, грамматическое оформление высказываний, лексическое оформление высказываний.
1. Коммуникативно-речевая активность
Заинтересованности в ситуации общения, в собеседнике не проявляет; инициативность в общении отсутствует; крайне не внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, реакция на обращения партнера эпизодическая – 1 балл.
Заинтересованность в данной ситуации общения проявляет вяло; инициативность в общении резко снижена; реакция на обращения партнера избирательная, нерегулярная; в большей степени проявляется сосредоточенность на собственном поведении, чем заинтересованность в установлении и поддержании контакта с партнером – 2 балла.
Заинтересованность в ситуации общения, в собеседнике снижена; в целом внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, адекватно реагирует на его обращения; проявление инициативы в общении снижено; требуется стимуляция к поддержанию контакта – 3 балла.
Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; инициативу в общении проявляет; реагирует на обращения собеседника; требуется незначительная стимуляция к поддержанию контакта – 4 балла.
Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; активно проявляет инициативу в общении; занимает активную ответную позицию – 5 баллов.
2 Лексическое оформление высказываний.
Выбор лексических средств затруднен, часто не адекватен ситуации общения – 1 балл
Отмечаются трудности актуализации слов; характерна стереотипность, неточность в употреблении лексических средств – 2 балла
Выбор лексических средств в целом адекватен ситуации общения; возможны замены слов по семантическому, функциональному сходству; отмечается стереотипность в употреблении лексики, ограниченность деятельностным контекстом – 3 балла
Адекватный, оперативный и самостоятельный выбор необходимых лексических средств; отмечается ограниченность лексики деятельностным контекстом – 4 балла
Выбор лексических средств осуществляется адекватно ситуации общения; часто употребляет лексические средства, отличающиеся «внеситуативной» отнесенностью-5 баллов
3 Грамматическое оформление высказываний
Употребляет отдельные слова, характеризующиеся грамматической аморфностью – 1 балл
Употребляет простые одно-, двухсловные высказывания; отмечается стереотипность в употреблении синтаксических конструкций, часто незавершенность конструкций с пропуском значимых фрагментов, невосполнимых из коммуникативного контекста – 2 балла
Употребляет высказывания, представленные единичными синтаксическими конструкциями; отмечаются аграмматизмы в виде нарушений согласования и порядка слов в высказывании – 3 балла
Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; использует преимущественно простые синтаксические конструкции – 4 балла
Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; часто использует сложные синтаксические конструкции – 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"
В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности просодических ...
Особенности фонематических нарушений у детей со стёртой дизартрией, методики обследования
фонематические нарушения у детей...
Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией.
Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией....
Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
В материале описан процесс работы по постановке сонорных звуков ([Л], [Р]) c детьми с диагнозом: стёртая дизартрия....
Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...
Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией
В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией...