Психология семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

Проблема заключается в том, что супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно развивается и меняется. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения. Ни одна семья не застрахована от конфликтов и супружеских разногласий. Но в некоторых случаях конфликты и ссоры преодолеваются супругами во имя сохранения брака и семьи, а в ряде случаев они заканчиваются разводом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_semi.docx135.94 КБ

Предварительный просмотр:

                

Психология семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ.

                                                                 

                                     

   Введение

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

Проблема заключается в том, что супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно развивается и меняется. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения. Ни одна семья не застрахована от конфликтов и супружеских разногласий. Но в некоторых случаях конфликты и ссоры преодолеваются супругами во имя сохранения брака и семьи, а в ряде случаев они заканчиваются разводом.

Содержание

1.Социально - психологические особенности развода

2. Факторы риска, вызывающие расторжение брака

3. Влияние развода родителей на ребенка.

       4. Родительство, параметры родительства

5. Родительская любовь.

1.Социально - психологические особенности развода

Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Согласно статистике, сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67 % мужчин и 32 % женщин считают, что развод можно было предотвратить.

В современном обществе развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно – как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным.

Рост числа разводов, по мнению исследователей, в определенном смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Многими молодыми людьми развод воспринимается уже не как трагедия, а как хорошая возможность избавиться от невыносимо тусклых и лживых отношений в любви.

Разводы, к сожалению, представляют серьезную социальную проблему, охватившую весь мир.

Счастливый брачный союз, основанный на любви и взаимопонимании, разумеется, добро. А развод.… Одни считают его злом, а другие – избавлением от зла. А он как дождь: когда необходимо – добро, во всех остальных случаях – зло, и немалое. Для кого-то – это единственный выход из сложившейся конфликтной ситуации в семье, когда присутствие рядом другого человека вызывает острое раздражение, даже ненависть, а для кого-то – сильное эмоциональное и психическое потрясение, оставляющее горький след в душе.

Развод – это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов.

 Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.

Развод – это результат кризисного развития отношений супружеской пары.

       Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление, которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака при жизни супругов».

      Развод — это лишь финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений. В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяется несколько стадий.

        Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви.

        Затем наступает физический развод: супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, брачные партнеры начинают жить раздельно.

     При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут порознь (или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство). Чаще всего таким «пробным» разводом пытаются (нередко неосознанно) облегчить переход к разрыву отношений в условиях распавшейся семьи. Так что юридический развод — это уже завершение долгого процесса.

      В представлении многих специалистов развод, вынужденный или добровольный, какими бы внешними причинами он ни был вызван, и какими бы законами ни регулировался, в социальном плане является не событием, а процессом. Этот процесс начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда доходит до установления самостоятельного (индивидуального для каждого) стиля жизни.          

     Развод в юридическом смысле представляет собой лишь часть более широкого процесса, который состоит из двух основных стадий: стадии решения и стадии реструктуризации. Первая стадия заканчивается принятием решения о разводе. Вторая стадия складывается из пяти отдельных процессов, протекающих по большей части параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается этот процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи, при этом важным является достижение должного уровня сотрудничества бывших брачных партнеров в вопросах материального обеспечения и воспитания детей, которые живут с одним из них.

       Чешский психотерапевт С. Кратховил, исходя из практического опыта оказания консультационной или терапевтической помощи разводящимся супругам, разделил развод на три периода: 

  1. Предразводный период;
  2.  Период развода;
  3. Послеразводный период. 

       Практика консультационной работы с разводящимися или находящимися на грани развода супругами свидетельствует о том, что именно эти три стадии наиболее часто выделяются во взаимоотношениях решивших расстаться брачных партнеров. 

      Предразводный период   характеризуется тем, что супруги пока не пришли к окончательному решению о расторжении брака, поэтому еще можно предупредить подачу заявления на развод или взять его назад, если оно уже подано. В этом случае возможен временный кризис, который еще можно преодолеть. Поэтому очень важно раскрыть перспективы удовлетворения потребностей обоих супругов и достижения позитивных изменений в отношениях и функциях семьи с точки зрения заботы о детях и последствий, которые может вызвать развод для обоих супругов и особенно для детей.

      Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. Причиной тому может быть действие мифов о разводе, поддерживающих поведение, способствующее разводу. Здесь имеются в виду утверждения, которые выдаются за общеизвестные истины (несмотря на то, что они не соответствуют действительности). К таким, поддерживаемым общественным мнением мифам относятся утверждения следующего порядка:

1) второй брак лучше, чем первый;

2) если брак не удался, то только развод может поправить положение;

3) для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;

4) лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями конфликтов между родителями;

5) после окончания периода развода все станет на свои места и для детей;

6) если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

     Если один из партнеров находится под влиянием этих или подобных им мифов, то очень важно помочь ему отказаться от них и устранить их влияние на принимаемые решения. Однако решение спорного вопроса о разводе в этот период, помимо всего прочего, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, особенности эмоциональной привязанности супругов друг к другу и детям, а также детей к родителям.

     Если проблемы, возникшие в семье, не получили устраивающего обоих супругов варианта разрешения, то они принимают твердое решение о расторжении брака и вступают в период развода. 

    Отличительной особенностью данного периода является проявление трудно сдерживаемых отрицательных эмоций разводящимися брачными партнерами.

      Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желания возмездия. В этой ситуации очень важно погасить нежелательный эмоциональный накал, помочь супругам сдерживать свои эмоции и направлять свою энергию на совместное решение конкретных вопросов, связанных с разводом, что является наиболее целесообразным для обеих сторон, а также с точки зрения учета интересов и проблем детей.

     Отрицательным эмоциональным реакциям супругов можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство собственной ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей. Необходимо добиться того, чтобы с разводом согласились оба супруга. Если решение о разводе было принято односторонне, то партнер считает его инициатора виновным, и вновь возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы имущественного раздела или заботы о детях. В этой ситуации очень важно объединение и решение эмоциональных проблем, так чтобы они не влияли на рациональное решение вопросов, касающихся бытовой стороны расторжения брака.

    В данный период существенное значение приобретает и решение некоторых юридических вопросов: раздел имущества, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Лучше всего эти вопросы решать на основе взаимной договоренности. Супруги должны осознать то, что все их поступки должны быть направлены на облегчение ребенку перехода в новые условия жизни, чтобы он смог сохранить эмоциональную связь и уважение к обоим родителям, не потерял чувства безопасности и постепенно преодолел свою растерянность.

     После юридического оформления развода бывшие супруги вступают в послеразводный период, главной целью которого является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни. В первую очередь, каждому из них необходимо овладеть новой ситуацией, возникшей при разрыве супружеских отношений, предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции, имеющие тенденцию к фиксации в этих условиях.

      Если у женщины непосредственно перед разводом нет прочной внебрачной связи с перспективой брака, то в зависимости от возраста и наличия детей ее шансы найти партнера, более привлекательного, чем прежний супруг, не слишком велики или вовсе отсутствуют. Для разведенного мужчины, несмотря на его обязанности по выплате алиментов, ситуация более благоприятна. Большинство разведенных мужчин не считают выгодным для себя заключение брака. По их мнению, новый брак не должен быть бегством от одиночества и ответственности, проявлением тенденции перенести потребность в зависимости с одного лица на другое. Решение о вступлении в новый брак должно опираться на автономное решение, на опыт прежних выборов и неправильной стратегии в предыдущем браке.

      К специфическим проблемам собственно послеразводного периода относится продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами. Этому особенно способствует совместное проживание после развода в одной квартире. Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, — регулирование встреч детей с оставившими семью родителями (в большинстве случаев с отцами). Такие встречи во всех случаях надо предоставлять и предварительно решить проблему относительно их продолжительности и периодичности. При этом важно учитывать два аспекта организации этих встреч: когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью), и когда ребенок этого захочет. Это позволит создать ситуацию, близкую к условиям нормального функционирования семьи. Вместе с тем не следует использовать ребенка как орудие мщения бывшему супругу или средство для сближения с ним. Необходимо помнить: если у бывшего супруга больше нет интереса к совместной жизни, кроме встреч с детьми, не следует тешить себя надеждой на его возвращение.

      Главной задачей в данный период является достижение нового, удовлетворяющего равновесия в отношениях с бывшим брачным партнером (нескончаемые споры, чувство несправедливости, стремление к мести), устранение возможности генерализации отрицательного опыта и, следовательно, поддержание в себе способности к заключению нового удовлетворительного брака.

     Развод всегда является источником больших потрясений в жизни взрослого человека. Обычно жертвуют своим психологическим благополучием не «виновные», а «потерпевшие», не те, кто предпочел другого брачного партнера, а те, кто осознал: выбор сделан не в их пользу. Очень трудно в такое отчаянное время сохранить выдержку и самообладание, надо скрыть боль от окружающих и прежде всего от детей. Но все равно от переживаний никуда не деться, потому что развод сильно меняет всю дальнейшую жизнь бывших супругов. Возникает комплекс новых проблем: экономические сложности (особенно у женщин, оставшихся с детьми), изменение личных привычек, вкусов, всего стиля жизни, характера отношений с общими друзьями и знакомыми, взаимоотношений детей не только с бывшим мужем (женой), но и его (ее) родственниками и т.п.

     С учетом динамики переживаний при разводе отдельными исследователями выделяются в нем несколько иные, чем в социальном подходе, стадии и процессы.

     В частности, Л. Гозман рассматривает следующие разновидности эмоционального реагирования оставленного супруга на развод:

1) отвержение;

 2) гнев;

3) посредничество;

4) депрессия;

5) акцептация (принятие и оценка результатов развода и предвидение его последствий).

С учетом психологической травмы, которую получает стремившийся избежать развода партнер, выделяются следующие стадии:

1. Стадия протеста: эмоционально травмированный партнер повышает свою активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, ухудшая тем самым свое и так незавидное положение.

2. Стадия отчаяния: обороняющаяся сторона чувствует, что ситуацией уже не владеет и впадает в депрессию, иногда доходит до самообвинений.

3. Стадия отрицания: оставленный супруг ожесточается и приходит к выводу, что не стоит сохранять брак с таким неподходящим человеком.

4. Стадия примирения с ситуацией: травмированный разводом партнер уже избавляется от чувства несправедливости и видит ситуацию более реалистично.

     Близка к данной и следующая классификация стадий разводного процесса, основой которой являются два основных критерия: изменение переживаний и попытка адаптироваться к новой жизненной ситуации. В рамках этого подхода выделяются следующие этапы развода.

1. Ситуация отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец пришло освобождение» и т.п.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются агрессией по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Это самая сложная стадия. Предпринимаются попытки восстановить семейный союз, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетено-подавленное настроение наступает, когда отрицание, ярко выраженная агрессивность в виде угроз и переговоры не приносят желаемого результата. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается риск самооценки, он начинает сторониться других людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессии довольно долгое время мешает заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации. Приспособление к изменившимся после расторжения брака условиям жизни связано с диапазоном проблем — от финансовых до ухода за детьми. В разрешении этих и ряда других проблем послеразводного периода существенное место занимает умение жить без супруга и преодолевать психологическое и социальное одиночество. Неизбежна определенная ломка социальных отношений — приходится привыкать одному (одной) ходить на концерты, в гости и т.п.

В тех случаях, когда ситуация симметрична, т.е. оба брачных партнера с разводом согласны и рассматривают его как положительное решение, указанные стадии, естественно, отсутствуют.

2. Факторы риска, вызывающие расторжение брака

В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой.

В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи.

Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С. В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке

1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов;

2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;

3) измена или подозрение в измене;

4) частые ссоры;

5) появление другой семьи;

6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость;

8) ревность;

9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;

10) болезнь одного из супругов;

11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов;

14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Часто используемые мотивы дают супругам возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). В то время как мотивы расторжения брака обычно лежат на поверхности и поэтому легко «озвучиваются» брачными партнерами, их причины чаще всего скрыты в глубинах сознания каждого из них, и даже самому себе они не всегда способны признаться в том, что избранник перестает удовлетворять их в психологическом плане.

Можно выделить наиболее распространенные (типичные) причины разводов, которые в большинстве случаев называются самими разводящимися супругами

1. Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопонимания. Поскольку основой современной семьи и заключения брака является любовь, утрата чувства любви рассматривается как достаточно серьезная причина для развода.

2. Супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность. Правда, в этом случае трудно говорить о том, являлась ли супружеская измена причиной развода или естественным следствием произошедшего ранее отчуждения супругов и фактического распада семьи. Супружеская измена посягает на любовь как основу брака, разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функционирования; наносит психологический ущерб личности, представляет угрозу самопринятию и самоуважению, чувству собственного достоинства обманутого супруга. Именно поэтому комплекс чувств, возникающий как реакция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, одиночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности (метафора «разрушенного дома»).

3. Алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супругом. Как правило, такая мотивировка используется преимущественно женщинами. В последнее время к проблеме алкоголизма добавилась проблема наркомании. Это, к сожалению, становится довольно распространенным явлением в молодых семьях, брачный возраст которых не превышает пяти лет совместной жизни.

4. Притязания одного из супругов на единоличное главенство, нарушение норм равноправного общения в семье, авторитарный стиль поведения одного из супругов или склонность к авторитаризму обоих, что проявляется в нежелании взаимной уступки при решении важных для семьи проблем.

5. Несправедливое распределение домашних обязанностей, ролевая перегрузка женщин в силу трудностей совмещения производственных и семейных обязанностей. Особую значимость эта причина приобретает в семьях, где оба супруга работают, причем для жен важны профессионально-карьерные цели. Достаточно часто конфликты в семье возникают в силу отсутствия единства супругов в вопросе о том, в какой мере женщина должна посвятить себя работе, карьере и в какой – семье.

6. Вмешательство прародителей в семейную жизнь молодых супругов. По данным исследователей, примерно 8 % разводившихся молодых супругов (стаж супружества до двух лет) в качестве причины развода указывали вмешательство в их жизнь родителей, в то время как среди супругов со стажем семейной жизни более пяти лет – только 0,6 %.

7. Несогласованность и противоречивость взглядов на воспитание детей. Чаще всего разногласия между супругами возникают на 5-10-м году брака, то есть с момента включения детей в общественную систему воспитания (детский сад, школа), требующего от отца более активного участия.

8. Отсутствие общих увлечений и интересов супругов. Отсутствие общих увлечений приводит к тому, что супруги в большинстве случаев проводят досуг раздельно, тем самым увеличивая разрыв в своих интересах. Поскольку с момента рождения ребенка жена оказывается «привязана» к дому и ее возможности досуга значительно ограничиваются, возникают и усиливаются конфликты по поводу «несправедливого» распределения свободного времени между супругами и предоставления им возможности полноценного отдыха.

9. Несходство характеров, несовместимость взглядов и ценностей. Чертами характера партнера, вызывающими раздражение и отчуждение в супружеской паре, являются мелочность, нечестность, легкомысленность, непрактичность, недоверчивость, неуравновешенность и другие личностные особенности.

10. Неадекватность мотивов заключения брака, психологическая неготовность супругов к вступлению в брак. Как правило, в этом случае семья распадается достаточно рано, и этот распад нередко обусловлен идеализированными представлениями молодых людей о браке и недостаточным знанием партнера. Адекватность представлений о партнере позволяет молодым супругам эффективно построить свое общение и ролевое взаимодействие, найти путь конструктивного разрешения конфликта, выработать совместные семейные ценности, нормы и правила «семейной игры» и тем самым избежать деструкции семьи и ее распада.

11. Сексуальная дисгармония супружеских отношений. Признавая безусловную необходимость обращения супружеской пары к сексологу, подчеркнем, что в подавляющем большинстве случаев в основе сексуальных дисгармоний лежат психологические причины, разрешение которых с необходимостью требует участия психолога-консультанта.

12. Насилие в семье, агрессивное поведение супруга, включающее все формы проявления агрессии от физического насилия до ворчливости и раздражительности.

13. Принадлежность супруга к определенной профессии или включенность в виды деятельности, которые не могут быть приняты партнером в силу ценностных, религиозных, политических, этических и других убеждений и принципов.

14. Совершение супругом уголовно наказуемого деяния, асоциальное и противоправное поведение.

15. Неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов и отказ от разрешения проблемы с использованием современных методов медицинской репродуктологии или усыновления ребенка.

16. Материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи, неудовлетворенность низким или просто не устраивающим одного из брачных партнеров, чаще всего жену, уровнем жизни.

Эти причины тесно связаны с так называемыми факторами риска развода. В качестве таковых можно выделить три группы факторов риска развода.

  • Первая группа – личностные факторы риска (индивидуально -

типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско-родительских отношений: холодность, отвержение, отстраненность, враждебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в образовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.

  • Вторая группа факторов риска определяется историей создания

семьи: условиями знакомства, особенностями добрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равноправных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и сотрудничеству в решении возникающих семейных проблем.

Поскольку семейные роли мужа и жены в современном обществе регламентированы значительно меньше, чем ранее, что обусловлено активным участием женщины в социальной жизни и общественном производстве, необходимо время для предварительного согласования взглядов партнеров на семейные ценности и роли.

Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги очень молоды и в финансово-бытовом отношении зависят от родителей. В этом случае период ухаживания сокращается, к тому же молодожены часто оказываются психологически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни. Когда же распадается молодая семья без детей, то есть речь идет о только что образовавшейся брачной паре, факторами риска выступают неадекватная мотивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака.

Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или

обоих супругов отделиться от родительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, либо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженности в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в личной безопасности. Партнер в этом случае воспринимается инструментально – как гарант безопасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и эмоционально-психологической близости. Обычно подобная ситуация складывается в тех случаях, когда пара начинает встречаться или женится после значимой потери – смерти близкого человека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым человеком и т. д.

  • Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия

функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения брачных партнеров, депривация (лишение возможности удовлетворения) значимых и жизненно важных потребностей членов семьи, девиантное (отклоняющееся от социально приемлемой нормы) поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.

Вероятность распада семьи во многом определяется стадией ее жизненного цикла. Минимальным относительно других стадий жизненного цикла семьи риском развода отличается первая стадия – «молодая пара до рождения детей». Факторами риска распада брака на этой стадии признаны:

  • продолжительность добрачного периода (менее 6 месяцев или более 3-х лет); значимые различия ценностных семейных установок;
  • доминирование мотива выхода из прародительской семьи у одного или обоих супругов;
  • переживание травматических событий в период ухаживания или в момент, непосредственно предшествующий или последующий за заключением брака;
  • напряженность отношений с прародительской семьей у одного или обоих брачных партнеров.

Значительный риск развода падает на стадию «семья с маленькими детьми». Как правило, эта стадия характеризуется снижением субъективной удовлетворенности браком, ролевой напряженностью и ролевой перегрузкой. Семья с детьми подросткового возраста также уязвима в отношении риска развода, поскольку именно на эту стадию приходится кризис «середины жизни», нередко вызывающий желание «начать жизнь с чистого листа». Развод в этом смысле представляет собой для многих супругов самое легкое решение расстаться с прошлым и начать жизнь заново. Семьи пожилого возраста крайне редко принимают решение о разводе, поскольку в старости возрастает потребность во взаимопомощи и взаимной поддержке.

Американский исследователь психологических проблем семьи

К. Витакер видит основную причину разводов в том, что «часто муж и жена исполняли функции отца и матери, так и не став личностями. Свое видение проблем современного брака он связывает с неспособностью молодых людей действовать самостоятельно, независимо от других, особенно от своих родителей, а отсюда – неспособность справляться самому со своими проблемами. К этому добавляются многие социально-культурные аспекты, которые не столько скрепляют, сколько разрушают семью. Причины разводов, согласно К. Витакеру, во многом обусловлены появлением новых ценностей в культуре (сексуальной свободы и одновременно свободы брака).

1. Проникновение битвы между родителями мужа и жены в последующее поколение. Жена бунтует против своей матери, подчинявшейся своей матери, и не хочет сдаваться ни перед кем. Научившись сражаться с ненавистной системой контроля своих родителей, супруги продолжают сражаться с контролем и ограничениями, которые неизбежны в любом браке. Никакой союз не сочетается с полной свободой, каждый теряет в нем свою индивидуацию, как и свое одиночество.

2. Некоторые браки распадаются из-за того, что один или оба супруга боятся, что это помешает им взбираться по лестнице успеха в обществе.

3. Иногда причиной развода бывают трения между семьями мужа и жены. Детские впечатления от сражения папы с мамой также заставляют их воспроизводить подобные сцены в своем браке. Это неизбежно даже в тех случаях, когда человек ненавидел их и клялся себе, что в его жизни такого никогда не будет.

4. Некоторые браки основывались изначально на принадлежащей обоим супругам бредовой идее о том, что, соединившись, они станут взрослыми и преодолеют муки неуверенности, свойственные подросткам. Современный призыв к сексуальным приключениям и их поиску также мешает парам примириться с ответственностью и требованиями, которые существуют в их партнерстве.

5. Множество браков заключается задолго до того момента, как молодые люди успешно «развелись» со своими родителями и утвердились в своем праве быть отдельными личностями. Попытка стать членом новой семьи, когда человек не рискнул еще отделиться от старой, рождает фобию. Тогда оба супруга ожидают, что их усыновит родитель-партнер. Позже из этой парадоксальной ситуации можно выйти, совершая серию движений к индивидуации и к возврату в союз, но этот процесс мучителен и бесконечен.

    3. Влияние развода родителей на ребенка.

Психические последствия развода для детей

Развод родителей для ребенка глубокий психотравмирующий фактор. Реакции детей отличаются друг от друга, однако им присущи следующие общие характеристики:

• Страх. Большинство детей испытывают страх, особенно в период выяснения отношений между родителями перед окончательным их разрывом. Наиболее травмируют детей проявления враждебности и насилия.

• Самообвинение. Дети часто центр противоборства между родителями, что внушает им чувство вины. Столкновения и ссоры могут быть для родителей тривиальными событиями, однако ребенок склонен обвинять в этих ссорах себя.

• Самоуничижение. У ребенка возникает представление, что он нелюбим, и это снижает у него чувство собственного достоинства. Если один из родителей уходит из семьи, то ребенок считает, что покинули и обрекли на одиночество именно его. Хотя родители находят для этого другие объяснения, дети считают, что развод связан с их собственной несостоятельностью. После развода и связанных с ним переживаний внимание к ребенку оставшегося родителя может быть недостаточным, что может нанести вред чувству самоуважения ребенка.

• Депрессия. Дети переживают развод родителей как утрату. В отличие от других печальных событий, например смерть одного из родителей, чувства, связанные с разводом, могут вновь оживать и повторяться в течение многих лет. Например, если отец из-за внезапной командировки отказывается провести выходные вместе с ребенком, который с радостью ожидал этого события, то чувство утраты вспыхивает с новой силой. Точно так же как и взрослые, дети часто реагируют на утрату депрессией, внезапное изменение ситуации может вызвать состояние растерянности.

• Повышенная обидчивость и негативизм. Дети воспринимают развод родителей и нарушение привычного для них порядка жизни как хаос и реагируют на него, помимо депрессии, чувством гнева. Дети переживают развод как обиду и отказ' родителей от любви к ним, на что реагируют повышенной чувствительностью, ранимостью и отказом воспринимать реальность.

• Аутсайдерство. В связи с семейными конфликтами дети чувствуют себя лишними. Сравнивая себя с другими, они воспринимают себя менее ценными и любимыми, чем их сверстники. У них возникает чувство, что они не такие, как остальные. Чувство вины, связанное с разводом, стыд за стычки между родителями, примеры их враждебных взаимоотношений усиливают представления ребенка о том, что он является аутсайдером. Преданность ребенка своей семье ограничивает его возможность поделиться с другими своими переживаниями и тем самым усиливает его изоляцию.

 Изменения поведения

Психические реакции детей на развод чаще всего проявляются в изменении их поведения, особенно после того, как происходит фактическое расставание с одним из родителей. У детей до 12 лет часто возникают ранее несвойственные им реакции. Страхи ребенка, внутренняя сосредоточенность на семейных проблемах могут проявляться в виде вызывающего поведения, гримасничанья на уроках, вспышек агрессивности, невнимательности, беспокойству, что отражается школьной успеваемости.

Способ реагирования на развод часто зависит от пола ребенка. Девочки больше склонны к депрессии с повышенной плаксивостью, мальчики – к депрессии с проявлениями агрессивности, грубости и враждебности.

Возрастной фактор

Психические реакции детей на развод родителей зависят от их возраста. До двух лет дети не имеют представления о том, что такое брак и развод. По мере того как ребенок вступает в контакт с обоими родителями, могут возникать реакции в виде плохого настроения или капризности, как правило, кратковременные. Более старшие дети испытывают страх, беспокойство по поводу изменения их повседневной жизни.

Развод особенно остро воспринимается в 5-6-летнем возрасте, так как он связан с так называемой эдиповой фазой межличностного конфликта. Это период, который характеризуется развитием у ребенка сильного чувства по отношению к родителю противоположного пола и чувством ревности по отношению к родителю одного с ним пола. Если отец маленькой девочки в этот период ее развития оставляет семью, то она испытывает глубокое чувство одиночества и покинутости. Если отец покидает сына, то это, как правило, вызывает у него чувство выигрыша в конкуренции за любовь матери и одновременно возмущение тем, что отец их «бросил».

В 9 или 10 лет усиливается идентификация ребенка с родителем одного с ним пола. Так как обычно из семьи уходит отец, сын особенно страдает от такой утраты. Девочки и мальчики в этом возрасте испытывают печаль, страх, одиночество и гнев против родителей, которые решили разводиться.

Хотя подростки более способны к самостоятельному осмыслению факта развода, они же и более предрасположены к эмоциональным реакциям на это событие. Так же как и маленькие дети, подростки часто испытывают острое чувство гнева и боли, сочетающееся со страхом перед будущим. Развод наносит удар их чувству независимости и самоидентификации и представляет собой столь серьезное и внезапное изменение связи между родителями и ребенком, что у подростка, может быть, впервые в его жизни, возникает отчетливое чувство утраты родителей. Есть основания утверждать, что развод оказывает значительное влияние на отношения подростков к другому полу и в конечном счете на их отношение к собственному будущему браку.

Личностный фактор

Личность каждого ребенка имеет решающее значение для характера и способа его реагирования на развод. Развод родителей может сопровождаться утратой доверия ко всему миру и изменением привычных связей и отношений. Часто это означает смену жилья, поступление в новую школу и, быть может, впервые для ребенка, необходимость довериться новым для него людям. Вследствие такого сотрясения основ существования, которое приводит к повышенной самокритичности и структурной перестройке личности, страх, депрессия и враждебность ребенка выражены тем сильнее, чем меньше он способен критически относиться к самому себе и анализировать создавшуюся ситуацию.

Некоторые дети склонны отрицать происходящие события или не придавать им значения. Внешне они не выглядят особенно озабоченными и расстроенными. Хотя они не способны анализировать свои чувства и тем самым избегают психического конфликта, имеется опасность того, что в более позднем возрасте у них возникнут психические проблемы.

Финансовый фактор

Развод в большинстве случаев приводит к тому, что отец, будучи главной финансовой опорой семьи, уходит из общего дома и меняет место жительства. В этом случае мать ребенка часто вынуждена начать работать вне дома либо работать вдвойне. Для ребенка это означает новую ситуацию с существенной утратой близости одного из родителей и сокращением продолжительности общения с другим. С учетом новых требований мать не может уделять ребенку привычных для него внимания и заботы, к которым он привык и в которых нуждается. Так называемый «ребенок с ключом», который после школы возвращается в пустую квартиру и вынужден там оставаться до тех пор, пока мать не возвратится с работы, страдает от одиночества, что может проявляться в форме депрессии или плохого поведения. Такому субъективному чувству утраты родительского внимания и поддержки может противостоять организация свободного времяпрепровождения ребенка или его забота о брате или сестре.

Отдаленные последствия

Исследования психологов показывают, что развод вызывает не просто кратковременные кризы, но представляет долговременную травму, оказывающую влияние на эмоциональное и психическое самочувствие вплоть до достижения зрелости. Большинство детей в течение десяти лет после развода испытывают чувство обиды, печали и беспокойства, что проявляется в их взаимоотношениях с другими и страхе перед браком и личными связями. В подростковом и юношеском возрасте их тревожит то, что они тоже могут пережить измену, оскорбление или уход близкого им человека. У большинства детей, которые как будто благополучно справились с разводом родителей, позже, при наступлении зрелости, возникают психические проблемы. В начале зрелого возраста, когда перед взрослым возникают проблемы половой связи, любви и сексуальности, этим лицам требуется преодолеть опасения и страх.

Ключевой фактор: как родители реагируют на их развод

Отношение родителей к разводу оказывает большое влияние на психическое здоровье детей. Исследования показывают, что дети разведенных родителей, которые поддерживают стабильные отношения и не допускают грубости по отношению друг к другу, имеют значительно меньше психических проблем, чем дети из формально сохраняющихся семей, в которых преобладают ссоры и враждебность.

Иногда высказывается мнение о том, что психическая нагрузка на ребенка вследствие развода больше выражена тогда, когда роль родителя выполняется недостаточно. Это означает, что разведенные родители имеют меньше возможности уделять время ребенку, меньше заботятся о его дисциплине, менее чувствительны к нуждам и потребностям ребенка.

Вследствие развода родители нередко утрачивают душевное равновесие или даже впадают в депрессивное состояние, что оказывает на детей психическое и эмоциональное воздействие. Кроме того, изменение эмоциональной атмосферы в семье приводит к предъявлению ребенку повышенных требований, которые, в сущности, должны выполнять родители.

Собираясь разводиться, родители должны быть готовы к преодолению собственных психических реакций, для чего необходимо попытаться их понять и осмыслить. Наиболее частым видом реакции партнера по браку бывают переживание катастрофы, гнев и чувство вины по отношению к отставленному партнеру либо чувство утраты, частично являющееся следствием идеализации ушедшего партнера.

Поиск помощи

Развод выводит большинство детей из эмоционального равновесия. К сожалению, трудно найти такого нейтрального по отношению к ситуации развода взрослого, который мог бы понять, что ребенок разведенных родителей нуждается, по крайней мере, в однократной консультации у психотерапевта.

Хороший психотерапевт может оказать помощь по многим направлениям. Он пользуется случаем для того, чтобы расположить ребенка к рассказу о своих переживаниях утраты и постепенно убеждает его в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, а также разъясняет ему, что он не должен втягиваться в этот конфликт. Одновременно психотерапевт помогает родителям осмыслить собственное поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка. Возможно, он найдет и другие возможности для того, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию и избежать ее обострения.

Для разрешения проблем, от которых страдают все члены семьи, можно прибегнуть к семейному консультированию как в рамках общего собеседования, так и в форме проведения индивидуальных психотерапевтических сеансов с ребенком. В некоторых консультациях и социотерапевтических центрах созданы группы для детей разведенных родителей. Маленьких детей побуждают выражать свои чувства с помощью игр и использования кукол. С помощью игровых методов ребенку разъясняют, что у него нет оснований для стыда или чувства вины.

Как можно помочь ребенку пережить развод

Для того чтобы помочь ребенку лучше преодолеть последствия развода, родители должны принять во внимание следующее:

• Объясните ребенку, что разрыв между вами носит окончательный характер. Многие дети цепляются за фантазии о том, что их родители однажды помирятся и семья снова восстановится. Для того чтобы ребенок пережил и переработал факт развода, он должен реалистически смотреть на создавшееся положение.

• Для маленького ребенка особенно важно, чтобы родители в конкретной и спокойной форме объяснили ему, как будет протекать его будничная жизнь в дальнейшем. Ребенку следует рассказать, где он будет спать, где будут размещаться его игрушки, как часто он будет видеться с отцом или матерью. Он должен быть уверен в том, что родители навсегда останутся для него родителями и всегда будут его любить.

• Старайтесь свести к минимуму споры и взаимное выяснение отношений. Нет никаких сомнений в том, что ребенок расстраивается сильнее в тех случаях, когда родители постоянно ссорятся. Особенно страдают те дети, которые втягиваются родителями в конфликт между собой.

• Успокойте ребенка и объясните ему, что у него нет повода для беспокойства, если визиты одного из родителей отменяются или становятся более редкими. Участливость нейтрального взрослого, которым может быть отчим, тетя или дядя может оказать ему помощь в таком случае.

• Позвольте ребенку выразить свой гнев и помогите ему простить своих родителей. Хотя это дается нелегко, родители должны пытаться воспринимать гнев ребенка и относиться к нему, как к нормальной эмоциональной реакции. Объясните ребенку также, что он не несет никакой вины за развод. Ребенок должен осознать, что сможет сохранять хорошие отношения с обоими родителями после их развода.

Родительство, параметры родительства

Представление о родительстве - наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщеное и схематизированное.

По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

В юношеских мечтах формируется образ желаемого родительства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контрасте с воспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, наоборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих - этот образ возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют в целостное представление о родительстве и являются мощным мотивирующим фактором. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях:

1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе;

2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе;

3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе.

Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и женщины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.

За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, и в большей степени занимаются воспитанием ребенка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной.

Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть - с серьезными изменениями социальных стереотипов.

В целом в обществе бытуют следующие представления об идеальном отце: успешный, обеспечивающий материальное благосостояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпетентности.

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. В настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство исследователей полагают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

· характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

· мотивы воспитания и родительства;

· степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

· удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

· стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявленмЛ родительского лидерства;
· способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

· социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

· степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Родительская любовь.

Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.

Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Родительская любовь обеспечивает наличие чувства безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу.

Родительская любовь, как всякий динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое  включает три самостоятельных процесса, становление, формирование и преобразование.

Становление — созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.

Формирование — оформление, обретение формы и совершенствование родительской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

Преобразование — саморазвитие, смена основного направления родительской любви.

Родительская любовь, ее динамика имеет свое объективное проявление. Под проявлением понимается совершение, обнаружение каких-либо качеств и свойств.

Таким образом, родительская любовь заключает в себе определенный смысл для человека. Смысл родительской любви коренится, с одной стороны, в типах отношений, существующих между определенными фрагментами мира, обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, — в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром.

Смысл родительской любви представляет собой совокупность всех психологических актов, возникающих в сознании человека благодаря любви. Значение родительской любви для человека есть только одна из зон того смысла, который она приобретает в контексте какой-либо жизненной ситуации или события.

   А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской (см. табл. 1). Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость/дальность.

Таблица 1

Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)

Тип любви/ отвержения

Характеристики любви/ отвержения

Родительское поведение

Родительское кредо

1.Действенная любовь

симпатия уважение близость

Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь

«Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший»

2.Отстраненная любовь

симпатия уважение дистантность

Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи

«У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»

3.Действенная жалость

симпатия неуважение близость

Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование

«Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его»

4.Снисходительное отстранение

симпатия неуважение дистантность

Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью

«Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины»

5.Отверже ние

антипатия неуважение дистантность

Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью

«Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»

6. Презрение

антипатия неуважение близость

Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов

«Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох»

7.Преследо вание

антипатия уважение близость

Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль

«Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!»

8. Отказ

антипатия неуважение дистантность

Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование

«Я не хочу иметь дело с этим негодяем!»

Практическая часть

Методика PARI . Тест –опросник  изучения родительских установок, Шефер Е.С, Белл Р.К

Таблица 2

Опросный лист 

Возраст_________4о лет________________ Пол _____жен.______________________ 
Образование ____________высшее________Профессия учитель ______________________ 
Количество и возраст детей ________2 детей 16 лет и 4 года_______________________________

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

А

а

б

Б

А

а

б

Б

А

а

б

Б

А

а

б

Б

А

а

б

Б

1

 4

 

 

 

24

 4

 

 

 

47

 4

 

 

 

70

 4

 

 

 

93

 4

 

 

 

16

2

 4

 

 

 

25

 

 

 2

 

48

 

 

 

 1

71

 

 3

 

 

94

 

 

2

 

12

3

 4

 

 

 

26

 

 

 2

 

49

 

 

 2

 

72

 

 

 

1

95

 

 

 

 1

10

4

 

 

 2

 

27

 

 

 2

 

50

 

 3

 

 

73

 

 3

 

 

96

 4

 

 

 

14

5

 

 3

 

 

28

 

 

 

1

51

 

 

 2

 

74

 

 3

 

 

97

 4

 

 

 

13

6

 

 

 2

 

29

 

3

 

 

52

 

 3

 

 

75

 4

 

 

 

98

 4

 

 

 

16

7

 

 3

 

 

30

 

 

 2

 

53

 

 3

 

 

76

 

 

 2

 

99

 

3

 

 

13

8

 

 3

 

 

31

 

 

 2

 

54

 

 3

 

 

77

 

 3

 

 

100

 

 

 2

 

13

9

 

 3

 

 

32

 

 

 2

 

55

 

 

 

 1

78

 

 3

 

 

101

 

 3

 

 

12

10

 

 

 2

 

33

 4

 

 

 

56

 

 

 2

 

79

 

 3

 

 

102

 

 

 2

 

12

11

 4

 

 

 

34

 

 

 2

 

57

 

 

 

 1

80

 

 

 2

 

103

 

 

 2

 

11

12

 

 3

 

 

35

 4

 

 

 

58

 

 

 

 1

81

 

 

 

 1

104

 

 

 2

 

11

13

 

 3

 

 

36

 

 3

 

 

59

 

 

 2

 

82

 

 3

 

 

105

 

 

 2

 

13

14

 

 

 2

 

37

 

 

 

1

60

 

 

 2

 

83

 4

 

 

 

106

 

 

 2

 

11

15

 

 3

 

 

38

 4

 

 

 

61

 

 3

 

 

84

 

 

 2

 

107

 

 

 2

 

14

16

 

 

 2

 

39

 

 

 

 1

62

 

 3

 

 

85

 

 

 

 1

108

 

 

 2

 

9

17

 

 

 

 1

40

 

 3

 

 

63

 

 

 

 1

86

 4

 

 

 

109

 

 3

 

 

12

18

 

 

 

 1

41

 

3

 

 

64

4

 

 

 

87

 4

 

 

 

110

 

 

 2

 

14

19

 

 

 

 1

42

 

 

 2

 

65

 

 

 

 1

88

 

 

 2

 

111

 

 

 2

 

9

20

 

 

 2

 

43

 

 

 2

 

66

 

 3

 

 

89

 

 

 

 1

112

 

 

 2

 

10

21

 4

 

 

 

44

 

 3

 

 

67

 4

 

 

 

90

 4

 

 

 

113

 

 3

 

 

18

22

 

 

 2

 

45

 

 3

 

 

68

 

 

 2

 

91

 

 3

 

 

114

 

 

 2

 

12

23

 

 3

 

 

46

 4

 

 

 

69

 4

 

 

 

92

 

 3

 

 

115

 

 

 2

 

16

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл

Интерпретация результатов:

Признаки: 
1) Вербализация 
2) Чрезмерная забота 
3) Зависимость от семьи 
4) Подавление воли 
5) Ощущение самопожертвования 
6) Опасение обидеть 
7) Семейные конфликты 
8) Раздражительность 
9) Излишняя строгость 
10) Исключение внутрисемейных влияний 
11) Сверхавторитет родителей 
12) Подавление агрессивности 
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки 
14) Партнерские отношения 
15) Развитие активности ребенка 
16) Уклонение от конфликта 
17) Безучастность мужа 
18) Подавление сексуальности 
19) Доминирование матери 
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 
21) Уравненные отношения 
22) Стремление ускорить развитие ребенка 
23) Несамостоятельность матери 

 Из таблицы видно, что большее количество баллов набрали шкалы:

1-вербализация  (16)

6 - Опасение обидеть (16)

3- зависимость от семьи(17)

21- уравненные отношения (18)

23- несамостоятельность матери (16)

По результатам данной методики  в этой семье все аспекты, касающиеся разных сторон отношения родителей находятся на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что в семье присутствует согласованность в распределении домашних обязанностей. Семья достаточно сплоченная, конфликты и ссоры имеют место быть, но не доминируют в решении проблем.  

Опросник « Анализ семейных взаимоотношений» Э.Ш. Эйдемиллер . Методика (АСВ)

Таблица3

1

21

41

61

81

3

Г+

7

2

22

42

62

82

3

Г-

8

3

23

43

63

83

1

У+

8

4

24

44

64

84

1

У-

4

5

25

45

65

85

1

Т+

4

6

26

46

66

86

1

Т-

4

7

27

47

67

87

1

З+

4

8

28

48

68

88

2

З-

3

9

29

49

69

89

-

С+

4

10

30

50

70

90

4

С-

4

11

31

51

71

91

1

Н

5

12

32

52

72

92

3

РРЧ

6

13

33

53

73

93

-

ПДК

4

14

34

54

74

94

5

ВН

5

15

35

55

75

95

1

ФУ

6

16

36

56

76

96

1

НРЧ

7

17

37

57

77

97

2

ПНК

4

18

38

58

78

98

1

ВК

4

19

39

59

79

99

-

ПЖК

4

20

40

60

80

100

1

ПМК

4

101

107

113

119

125

3

Г+

7

102

108

114

120

126

3

Г-

8

103

109

115

121

127

1

У+

8

104

110

116

122

128

2

РРЧ

6

105

111

117

123

129

1

ФУ

6

106

112

118

124

130

-

НРЧ

7

Интерпретация результатов:

 Минимальность санкций (С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Воспитательная неуверенность родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать “слабым местом” личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель “идет на поводу” у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его “слабое место” и добивается для себя ситуации “минимум требований — максимум прав”. Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях “слабое место” обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других — существенную роль в формировании стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных, эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним то же чувство “неоплатного долга”, какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей — доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Неуверенно чувствующие себя в роли воспитателя родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Тест родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин) ( ребенку 16 лет)

Ключ к тесту

• 
Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60. 
 Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 
• 
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58. 
• 
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 
• 
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61. 

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал 

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. 

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. 

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. 

Интерпретация результатов теста

Шкала 
"Принятие / Отвержение" 

Высокие баллы по шкале (34 балла) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 



Шкала 
"Кооперация" 

Высокие баллы по шкале (6 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. 

Шкала 
"Симбиоз" 

Высокие баллы по шкале (6 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 


Шкала 
"Контроль" 

Высокие баллы по шкале (6 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. 

 

Шкала 
"Отношение к неудачам ребенка"

Отношение к неудачам ребенка-  1 балл. Свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

                  Рисунок семьи

1. Оценка общей структуры

Родители стоят не вместе,  но мама  находится рядом  с ребенком держит ее за руку. Папа  с другой стороны  и тянет руку к братику . Из вопросов задаваемых  во время рисунка, девочка прокомментировала , что папа берет за руку ее всегда , если они куда-нибудь идут вместе.. Мама и папа на рисунке обозначены  значительно выше девочки, что можно предположить исключительный статус обоих родителей.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Мама и папа нарисованы  с краев, дети находятся в середине, отсюда можно предположить, что ребенок чувствует себя комфортно и с мамой и с папой.

3. Ребенок о себе

Ребенок нарисовал себя в солнечных , ярких цветах. Ребенок нарисован улыбающимся, находящимся рядом с мамой.

4. Дополнительные персонажи

Ребенок разукрасил рисунок цветочками, солнышком, зеленой травкой -  прокомментировала это тем, что очень любит лето.

5. Родительская пара

Один из родителей  ( папа) оказался   на  удаленым, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Вывод: Из проведенной диагностики можно сделать следующий вывод, Отношения в семье скорее доверительные.  Мнение ребенка всегда учитывается и обсуждается. На рисунке нет  агрессии, негативизма по отношению к родителям и брату.

Литература

  1. Витакер К. Брак и семья Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3.
  2. Григорьева Е. Дети после развода Семья и школа. 1995. № 5.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988
  4. Соловьев Н. Я. Семья в социалистическом обществе. М., 1981.
  5. Херсонский Б.Г., Дворак С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. К.: Здоровье, 1991.
  6. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. М.: Знание, 1986
  7. http://best-mama.info/blog/1
  8. Овчарова Р. В.. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 496 с., 2006 – 496с.
  9. Посысоева Н.Н., Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.
  10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  11. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 /А. С. Спиваковская. М., 2000. С.398-437.
  12. Тащёва А.И. Взаимоотношения детей в семье/Вестник Оренб.ГУ, 2002, № 8, с. 78-82.
  13. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /Л. Б. Шнейдер. М., 2000. 512 с.
  14. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании

сборник пословиц и поговорок русского народа о семье и семейном воспитании...

3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

«Семья и семейное воспитание детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается роль "семейного воспитания" в формировании гармоничной развитой личности ребенка....

Психология семьи и семейное воспитание

Е. А. Соловьева. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: учебное пособие....

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...

«Психология семьи и семейного воспитания». Примеры из жизни.

1. Описание двух типичных конфликтов в родительско-детских отношениях и двух типичных конфликтов в супружеских отношениях и варианты их психологически грамотного решения (что нужно сделать, как н...