Рекомендации для использования игр и упражнений в поддержке аутичных детей
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Представлен материал из сборника. Раздел: Имитация.
Это руководство должно стать для читателя источником новых импульсов и подтверждением уже приобретенного практического опыта. Так как аутисты и дети, имеющие похожие нарушения в развитии, своими сильными и слабыми сторонами, а также отклонениями в поведении очень отличаются друг от друга, возникает необходимость установить для каждого ребенка индивидуальные цели обучения. Собранные здесь рекомендации должны разъяснить, как можно практически воплотить поставленную учебную цель.
Сборник предлагает ряд методических указаний, которые помогают при проведении упражнений с аутичными детьми. Они рекомендуют:
1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.
2. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками.
3. Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.
4. Помните о том, что аутичные дети непостоянны. Неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство. Будьте гибкими, умейте сократить или облегчить задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imitatsiya_rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_uprazhneniy_dlya_autistov.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по использованию упражнений для развития
аутичных детей
Материал представлен из сборника Эрика Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс: «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей». Данный сборник содержит большой выбор упражнений, применяемых в работе с отдельными детьми в рамках проекта ТЕАССН. Успех всего проекта доказан эмпирически (Шоплер и др., 1981, Шоплер, Мезибов, 1982). Читатель должен помнить, что отдельные элементы каждого упражнения были разработаны специфически для конкретного ребенка и не могут быть автоматически перенесены на другого ребенка без учета его индивидуальных особенностей.
Каждая рекомендация передается в начальном варианте так, как она была сформулирована членом группы ТЕАССН в сотрудничестве с родителями для какого-то определенного ребенка. В описании читатель найдет ссылки на специфические интересы и стиль поведения этого ребенка, и на основании этой информации он сможет сам решить насколько данное упражнение подходит ребенку, с которым он работает, и в какой части нужно внести изменения. Упражнения были частью программы домашнего развития и учебного материала в школе; в отдельных случаях они проводились и в школе, и дома. Проект ТЕАССН придает особое значение сотрудничеству родителей и учителей и обеспечивает таким образом комплексность, где новые навыки закрепляются одновременно во всем окружении ребенка.
На протяжении многих лет группой ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития для таких групп детей, необычность которых часто неправильно объясняется. Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
Это руководство должно стать для читателя источником новых импульсов и подтверждением уже приобретенного практического опыта. Так как аутисты и дети, имеющие похожие нарушения в развитии, своими сильными и слабыми сторонами, а также отклонениями в поведении очень отличаются друг от друга, возникает необходимость установить для каждого ребенка индивидуальные цели обучения. Собранные здесь рекомендации должны разъяснить, как можно практически воплотить поставленную учебную цель.
Сборник предлагает ряд методических указаний, которые помогают при проведении упражнений с аутичными детьми. Они рекомендуют:
1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.
2. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками.
3. Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.
4. Помните о том, что аутичные дети непостоянны. Неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство. Будьте гибкими, умейте сократить или облегчить задание.
Раздел 1. Имитация
Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы для врастания в его культуру. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка. Так как у аутистов часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении.
Основные имитационные способности содержат простые и непосредственные повторения (например, такие простые движения, как рукоплескание) и приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более комплексным и специфическим способам поведения. В этой главе сосредоточено внимание на упражнениях, с помощью которых должны создаваться те имитационные способности, которые приобретаются обычно в первые годы жизни и особенно необходимы для овладения языком. У детей, которые еще не овладели языком, как правило, также плохие имитационные способности. Так как к говорению также относится движение губ и языка, то во многих случаях полезно тренировать сначала имитацию тонких и грубых моторных навыков, чтобы ребенок изучил основные процессы, относящиеся к имитации. Акт подражания содержит многие факторы, например: мотивация, память, снятие раздражения и контроль как за грубой моторной последовательностью движений, так и за тонкой моторной координацией рта и рук.
Подражание может происходить непосредственно, когда ребенок повторяет то действие, которое расценивается как имитация в специфической ситуации.
Как уже рассматривалось ранее, при планировании необходима программа содействия подражанию, чтобы прежде всего точно определить уже имеющиеся у ребенка имитационные способности. Последующие задания продуманы как образцы типов упражнений, с помощью которых можно создавать имитационные способности на различных уровнях развития. Оно может происходить медленно, когда вспоминается и подражается ранее воспринимаемое поведение. У детей-аутистов часто возникают трудности при выборе из своего репертуара действий того действия, которое расценивается как имитация в специфической ситуации.
Упражнение 1. Подражание стуку
Имитация: моторная, 0-1 год
Тонкая моторика: хватание, 0-1 год
Подражание: визуальное, 0-1 год
Учебная цель: подражание при использовании различных предметов
Задание: подражание ритмическому постукиванию ложкой
Материал: 2 ложки, кастрюля
Сядьте с Борей за стол и сосредоточьте его внимание, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучите ритмично ложкой по столу. Другой рукой дайте в руку Боре вторую ложку и убедитесь, что он ее крепко удерживает, придерживая в данном случае его руку своей. Постепенно снижайте контроль за его рукой, чтобы установить, продолжает ли он стучать также без вашей поддержки. Когда он без вашей помощи сможет стучать ложкой по столу, начните вместо стола стучать по кастрюле. Понаблюдайте, осуществляет ли Боря это чередование. Если он сам не делает этого, то подведите его руку к кастрюле, в то время как Вы продолжаете свое собственное постукивание. Дайте ему, если потребуется, толчок. Через минуту вернитесь опять к постукиванию своей ложкой по столу и побудите его тем же способом к этому чередованию. Продолжайте это упражнение до тех пор, пока Боря не последует вашему длительному чередованию от стола к кастрюле и обратно, Не заставляя Вас каждый раз вести его руку.
Упражнение 2. Начальная имитация звуков
Имитация: звуковая, 0-1 год
Язык: образование звуков, 0-1 год
Учебная цель: имитация звуков
Задание: подражание ряду односложных звуков
Материал: отсутствует
Всегда, когда Галя спонтанно произносит звук, копируйте его непосредственно и следите, ответит ли она на это, повторяя тот же звук. Постарайтесь наладить "беседу", повторяя вместе с Галей поочередно звуки. Всякий раз, когда она повторяет свой звук, поглаживайте ее, чтобы сообщить, что Вы находите прекрасным ее подражание Вам. Время от времени повторяйте различные звуки, которые Галя издавала в прошлом, и наблюдайте, подражает ли она Вам снова. Как только Галя скопирует Ваш звук, повторите его еще пару раз, попытайтесь установить, подражает ли она Вам дальше, чтобы завязался контакт. Когда она начинает проявлять радость при подражании звукам, попытайтесь сделать следующее: позвольте ей копировать только определенный звук, а затем перейдите к другому простому звуку, чтобы установить, следует ли она при этом за Вами.
Упражнение 3. Имитация звуков
Имитация: звуковая, 0-1 год
Язык: произношение звуков, 0-1 год
Социальные отношения: интеракция, 0-1 год
Учебная цель: подражание звукам
Задание: целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры
Материал: отсутствует
Сядьте в кресло и посадите Георгия на колени лицом к себе. Крепко удерживая его, 4 раза подбросьте на коленях, повторяя при этом ритмично "бум", "бум", "бум". Затем слегка наклоните его назад и сразу же верните в прежнюю позу, говоря при этом "гуп". После того как Вы повторите это многократно, замедлите подбрасывание. Наблюдайте, произносит ли он подобный звук "гуп", чтобы побудить Вас опустить его еще раз. Если он ничего не говорит, то попытайтесь показать ему, что он должен повторить этот звук тогда, когда Вы касаетесь его губ. Если он на это не реагирует, продолжайте свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа Георгия. Ждите только несколько секунд, а затем произнесите звук сами, касаясь его губ, показывая ему, что он должен также произнести этот звук.
С большими детьми, которые для этой игры слишком тяжелые, можете поиграть в Ringelrose, замедляя при этом движение, пока ребенок не попытается сам произнести слово.
Упражнение 4. Подражание движениям, с помощью которых вызываются звуки
Имитация: звуковая, 0-1 год
Имитация: моторная, 0-1 год
Язык: образование звуков, 0-1 год
Учебная цель: подражать звукам; обращать внимание на действия других лиц
Задание: подражать звукам и шумам, которые вызываются простыми движениями
Материал: отсутствует
Выберите движение из нижеследующего списка. Покажите Георгию это движение и помогите ему его скопировать, направляя его руку. Постепенно снижайте степень оказания помощи: он сам должен произнести соответствующий звук. Многократно повторяйте первое, издающее шум, движение, прежде чем перейти к следующему.
Примеры:
- приложите указательный палец к своим губам и сделайте «ш»;
- слегка хлопните рукой перед своим ртом, как делают индейцы, и произнесите "гуа-гуа-гуа";
- чмокните губами, как будто Вы поцеловали;
- создайте своими губами шум, постукивая пальцем при закрытом рте в надутые щеки.
Упражнение 5. Подражая касаться частей тела
Имитация: моторная, 1-2 года
Восприятие: визуальное, 0-1 год
Координация глаз, рук: контроль, 0-1 год
Учебная цель: наблюдать за другой личностью и имитировать ее действия
Задание: имитируя касаться трех собственных частей тела
Материал: отсутствует
Сядьте за стол напротив Светы и обратите ее внимание на себя. Как только она посмотрит на Вас, скажите: "Света, где нос?" - и коснитесь при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если Света не реагирует, возьмите своей другой рукой указательный палец Светы и коснитесь им ее носа, повторяя: "Света, где нос?" - и далее касаясь также своего собственного носа. Непосредственно поддержите ее, например, улыбаясь, хваля ее или давая ей что-то сладкое. Повторите это занятие несколько раз, чтобы Света начала правильно реагировать без поддержки. Каждый раз обращайте внимание на то, чтобы Света смотрела на Вас, когда Вы побуждаете ее к касанию носа. Вознаграждайте ее за каждую правильную реакцию. Если Света в состоянии правильно среагировать по меньшей мере в 9-10 случаях, то упражняйтесь с нею и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши. Тренируйте ее на одной части тела и переходите к следующей только тогда, когда Света правильно реагирует поочередно на усвоенные требования в 9-10 случаях.
Упражнение 6. Подражая хлопать в ладоши
Имитация: моторная, 1-2 года
Учебная цель: подражать движениям взрослого
Задание: подражать взрослым при хлопании в ладоши
Материал: отсутствует
Сядьте за стол напротив Яна и скажите: "Смотри сюда, Ян!" - в то время как Вы медленно хлопаете в ладоши. Затем возьмите его руки, похлопайте ими, и сразу же отметьте это ласковым словом, похвалой. Снова похлопайте сами в ладоши и продолжайте процесс. Убедитесь, что Ян смотрит на Вас, когда Вы хлопаете в ладоши.
Хлопайте в ладоши, подавая ему знак делать также. Если он проявляет какую-либо склонность имитировать Вас, то помогите, пока ему это удается, и похвалите за это. Если он еще не понимает, что Вы от него ждете, похлопайте в ладоши несколько раз его руками и каждый раз хвалите его. Постепенно уменьшайте свою помощь так, чтобы он научился сам хлопать в ладоши, ожидая в дальнейшем получить вознаграждение.
Упражнение 7. Имитация движения рук
Имитация: моторная, 1-2 года
Познавательная работа: понимание речи, 2-3 года
Грубая моторика: руки, 1-2 года
Учебная цель: улучшение моторной имитации и осознание своего тела, понимание движений "вверх", "в сторону" и "вниз".
Задание: подражать простым движениям рук без поддержки
Материал: отсутствует
Станьте напротив Дениса и скажите: "Посмотри сюда, Денис!". Поднимите обе руки вверх со словами: "Руки вверх!". Если он не реагирует, то поднимите его руки над головой, подержите их одну минуту и повторите: "Руки вверх!". Держите свои руки над головой, в то время как он делает то же и повторяйте: "Руки вверх!". Опустите руки вниз, велите ему сделать то же самое. Повторите еще раз: "Руки вниз!" - в то время как Вы и Денис опускаете руки. Затем вытяните обе руки в стороны и скажите: "Руки в стороны!". Попытайтесь достичь того, чтобы Денис подражал Вам без оказания ему помощи. Когда он будет увереннее, случайно проделайте движение руками без речевых указаний или сделайте указание, не делая при этом движений. Понаблюдайте, начинает ли он ждать движения или требования.
Упражнение 8. Подражая управлять предметами, которые вызывают шум
Имитация: моторная, 1-2 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года
Учебная цель: обратить внимание на управление предметами
Задание: управлять соответствующим образом тремя различными предметами, которые вызывают шум
Материал: 2 игрушки-пищалки, 2 колокольчика, 2 сигнальных свистка, 1 средней величины коробка
Сядьте за стол напротив Степана и отложите предметы в сторону. Возьмите первую пару предметов, положите один из них возле Степана, другой - возле себя. Скажите: "Посмотри сюда, Степан!", - обратите внимание на то, чтобы он смотрел на Вас, и оперируйте своим предметом соответствующим образом (например, нажимайте на игрушку-пищалку, дуйте в свисток). В то время как Вы сами проделываете это, помогайте другой рукой Степану делать то же самое. Снова оперируйте своим предметом и говорите: "А сейчас ты". Когда он попытается подражать Вам, сразу же похвалите его и положите оба предмета в коробку. Повторите этот процесс с другими парами предметов. Если Степан начинает оперировать одним из предметов несоответствующим образом (например, трясти игрушкой-пищалкой), остановите его и покажите ему, как это делается правильно. Помогите ему, если это необходимо, но постепенно снижайте свою помощь, если он научится наблюдать за Вашими действиями и самостоятельно им подражать.
Упражнение 9. Имитация движения губ
Имитация: моторная, 1-2 года
Учебная цель: лучшее овладение моторикой рта как подготовительный этап говорения
Задание: подражать ряду движений губ
Материал: зеркало (любое)
Сядьте напротив Петра и убедитесь, что он смотрит на Вас. Заставьте его имитировать следующие движения:
- сожмите крепко губы и затем откройте их;
- вытяните губы как можно дальше вперед;
- вытяните губы, а затем широко улыбнитесь;
- потрите нижней губой верхнюю;
- потрите верхней губой нижнюю.
Похвалите Петра за правильную имитацию, дайте ему глоток его любимого напитка, используя соломинку; это стимулирует его более сознательно двигать губами. Если он не хочет постоянно смотреть вам в лицо, то сядьте возле него перед зеркалом и пусть он смотрит в зеркало на оба лица.
Упражнение 10. Рисовать подражая
Имитация: моторная, 1-2 года
Координация глаз, рук: рисование, 1-2 года
Тонкая моторика: оперирование материалами, 1-2 года
Учебная цель: имитировать применение предметов; начальное рисование
Задание: 2-3 секунды рисовать (царапать) карандашом на большом листе бумаги
Материал: большие карандаши, бумага
Сядьте за стол напротив Бори. Положите 1 карандаш перед ним, а другой оставьте себе. Положите большой лист бумаги между собой и Борей так, чтобы он мог хорошо дотянуться до бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишите каракули на бумаге. Вложите Боре карандаш в кулак и помогите ему также писать каракули в течение 2-3 секунд. Похвалите его и положите на стол новый лист бумаги. Повторите это действие: однако на этот раз попытайтесь, чтобы он царапал без Вашей помощи. Если он не пытается Вам подражать, то возьмите его руку и помогите ему.
Если он начинает регулярно подражать Вам, то изменяйте формы каракуль: делайте круговые движения, точки или рисуйте горизонтальные линии. Учите Борю делать такие же действия.
Упражнение 11. Подражать движениям по уходу за телом
Имитация: моторная, 1-2 года
Функции по уходу за собой: умывание, 2-3 года
Учебная цель: стимулирование моторной имитации; начало самостоятельного умывания
Задание: имитация трех важных для ухода за телом движений
Материал: расческа, мочалка, зубная щетка
Сядьте за стол напротив Леши и положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите: "Причесывай волосы!" - и медленно причесывайте расческой свои волосы. Дайте Леше в руку расческу и помогите ему причесаться. Затем положите расческу перед ним на стол, сделайте вид, что Вы причесываетесь, и опять заставьте его причесаться.
Когда он возьмет расческу и попытается Вам подражать, похвалите его. Если он не подражает, то причешите еще раз его волосы расческой и попытайтесь заставить его выполнить задание самостоятельно. Повторяйте этот процесс, пока он не начнет подражать Вашим действиям без поддержки. Таким же образом поступите и с мочалкой ("Вымой лицо!"), и с зубной щеткой ("Почисть зубы!"). При выполнении этих упражнений речь идет не о том, чтобы Леша научился ежедневно умываться и ухаживать за собой; он должен сначала только научиться имитировать Ваши движения. Поэтому спокойно откажитесь от зубной пасты, речь идет пока только о том, чтобы он подражал движениям щетки.
Упражнение 12. Упражнение на подражание
Имитация: моторная, 1-2 года
Учебная цель: внимательно наблюдать за демонстрируемыми действиями с предметами
Задание: подражать действиям с пятью предметами, которые известны ребенку
Материал: сачок или блюдо; 5 обычных домашних предметов или игрушек (например, губка, мяч, игрушечный автомобиль, чашка, расческа)
Положите 5 предметов в сачок. Если трудно привлечь внимание Ромы к сачку, положите предметы на блюдо так, чтобы он мог предварительно видеть, сколько действий он должен выполнить, прежде чем задание закончится.
Возьмите один из предметов, обращая внимание на то, чтобы Рома смотрел на Вас, и продемонстрируйте ему, что обычно делают с этими предметами (например, постучите мячом, прокатите автомобиль и т.д.). Дайте предмет Роме и пусть он повторит Ваши действия. Если ему нужна Ваша помощь, помогите ему. Если он подражает Вашему действию правильно, то отложите первый предмет и возьмите следующий. Таким образом действуйте дальше, пока сачок или блюдо не опустеют.
Упражнение 13. Подражать шуму предметов
Имитация: звуковая, 1-2 года.
Имитация: моторная, 1-2 года
Речь: образование звуков, 1-2 года
Учебная цель: лучшая артикуляция; обращать внимание на движение рта другого человека
Задание: подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек
Материал: 3 игрушки или предметы быта, которые издают различные шумы (например, часы, звонок, игрушечный автомобиль)
Сядьте за стол напротив Po6epтa и положите в стороне 3 предмета так, чтобы он мог увидеть из скольких частей состоит задание. Возьмите один из предметов и своим голосом продемонстрируйте шум, который обычно ассоциируется с этим предметом. Если к предмету относится также и характерное движение руки, то объедините шум и движение. Наблюдайте за тем, чтобы Роберт смотрел на Вас, и повторите шум. Затем дайте ему предмет и коснитесь его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму голосом. Неважно, воспроизводит ли он шум правильно. Если он воспроизвел шум первого предмета, то положите его на другую сторону стола и проделайте то же самое со вторым и третьим предметами.
Примеры для предметов, шум которых хорошо воспроизводится голосом:
- часы - "тик-так";
- колокольчик - "бим-бим";
- игрушечный автомобиль - "ш-ш";
- железная дорога - "ту-ту".
Упражнение 14. Проводить горизонтальные линии
Имитация: моторная, 1-2 года
Координация рук, глаз: рисование, 1-2 года
Учебная цель: подражать действиям предметов; держать карандаш и водить им; понимать последовательность задания
Задание: начертить три горизонтальные линии
Материал: 3 карандаша, 3 листка бумаги, 2 подноса
Положите 3 карандаша рядом с тремя листками бумаги на поднос. Пустой поднос поставьте на другой край стола. Возьмите листок бумаги и карандаш и покажите Рите, как чертят горизонтальную линию. Внимание ребенка нужно привлечь преувеличенным движением и звуком, например, "та-а-а-к". Затем дайте ей в руку карандаш и помогите начертить горизонтальную линию самостоятельно. Подчеркните скорость, с которой проводится линия. Не позволяйте ей царапать. Затем положите первый карандаш на еще пустой поднос и возьмите следующий.
Повторите этот процесс с новым листом бумаги. Постепенно уменьшайте помощь, если она начинает рисовать самостоятельно. Когда все карандаши использованы, задание окончено.
Упражнение 15. Имитировать движения рук
Имитация: моторная, 2-3 года
Грубая моторика: руки, 1-2 года
Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года
Учебная цель: подражать обычным движениям рук
Задание: подражать обычным движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия
Материал: бусины, нитка
Так как мы знаем, что Тоня охотно нанизывает бусины, мы используем эту способность, чтобы развить у нее и другие навыки. Дайте Тоне нитку и 1 бусину, скажите ей ее нанизать. Каждый раз, прежде чем Вы дадите ей следующую бусину, велите ей, подражая Вам, хлопать в ладоши. Сначала, очевидно, Вам нужно будет лишь показать движение, чтобы затем проделать это ее руками. Когда она уже привыкла к тому, чтобы подражать движению Ваших рук, то, прежде чем она получит следующую бусину, измените движение, которое она должна имитировать, постукивая, например, рукой по столу. Используя бусины как мотивацию. Вам удастся намного легче привлечь ее внимание, и она будет имитировать все, лишь бы получить следующую бусину.
Упражнение 16. Имитационные упражнения с пластилином
Имитация: моторная, 2-3 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года
Учебная цель: внимательно наблюдать за действиями других лиц; сознательно управлять движениями руки
Задание: подражать трем обычным действиям с использованием пластилина
Материал: пластилин
Разделите пластилин на 4 равных больших куска. Положите все 4 куска на ту сторону стола, которая хорошо видна Клавдии. Затем дайте ей один кусок, в то время как она сама возьмет второй. Обращайте внимание на то, чтобы Клавдия наблюдала за Вами, и раскатайте на столе свой пластилин так, чтобы он приобрел форму змеи. Во время катающих движений скажите: "Посмотри сюда, Клавдия, сделай это также!".
Если она не пытается подражать Вам или же неправильно раскатывает пластилин, направьте ее руку соответствующим образом. Как только она будет раскатывать пластилин самостоятельно, похвалите ее и положите обе "змеи" на другую сторону стола. Повторите этот процесс с двумя другими кусками, но на этот раз придавливайте пластилин ладонью так, чтобы получился "блинчик". Если Клавдия воспроизвела это также, то положите "блинчик" в сторону и упражнение закончено. Многократно повторите это упражнение и, если Клавдия становится более ловкой, используйте больше кусков пластилина и варьируйте движения.
Упражнение 17. Имитируя, одновременно касаться двух частей тела
Имитация: моторная, 2-3 года
Грубая моторика: руки, 2-3 года
Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года
Учебная цель: улучшение внимания; имитация комплексных действий
Задание: последовательно подражать трем действиям, при которых одновременно касаться двух различных частей тела
Материал: отсутствует
Встаньте напротив Эрика и обратите внимание на то, чтобы он следил за Вами. Обеими руками касайтесь различных частей своего тела: положите, например, одну руку на свою голову, а другую на живот. Увеличьте движение, чтобы убедиться, что Эрик хорошо видит то, что Вы делаете. Заставьте Эрика подражать Вам. Скажите: "Делай это также" - и повторите движение. Выдержите эту позицию, чтобы у него осталась модель для подражания. Если он не предпринимает для этого никакой попытки, то направьте его руки в соответствующую позицию. Если он попытается имитировать Вас, но у него есть трудности выполнить одновременно оба движения, то повторите их еще раз ускоренным способом и скажите: "голова и живот".
Другие возможные комбинации:
- нос и ухо;
- волосы и рот;
- ухо и живот.
- голова и нос.
Упражнение 18. Имитационные упражнения с нижней челюстью и языком
Имитация: моторная, 2-3 года
Учебная цель: лучшее овладение моторикой рта, как необходимая предпосылка для развития говорения
Задание: подражать ряду движений нижней челюсти и языка
Материал: отсутствует
Сядьте напротив Бори и заставьте его подражать следующим движениям:
- откройте и закройте рот, каждый раз громко стуча зубами;
- спокойно держите голову и поочередно двигайте нижнюю челюсть вправо и влево. Боре нужна будет при этом помощь - попробуйте рукой направить его нижнюю челюсть туда-сюда;
- проделайте ускоренные жевательные движения и пусть он подражает Вам;
- двигайте языком вперед и назад или сначала вперед, а затем в каждую сторону. За хорошую имитацию вознаградите Борю небольшим вкусным кусочком, который нужно хорошо жевать. Для этого пригодны кружочки моркови.
Упражнение 19. Имитационные упражнения с предметами домашнего обихода
Имитация: моторная, 2-3 года
Учебная цель: имитировать действия с предметами
Задание: имитировать различные действия с предметами домашнего обихода
Материал: деревянная ложка, кастрюля, мяч, тесто
Сядьте за стол напротив Марка и положите 4 предмета на левую сторону стола. Возьмите один из них, обратите внимание на то, чтобы Марк смотрел на Вас, и продемонстрируйте, что можно с ним сделать. Затем велите Марку подражать Вашим действиям и помогите ему, если это необходимо. Положите предмет обратно на то же место и повторите процесс с другим предметом. Используйте тот же предмет различными способами и обращайте внимание на то, чтобы Марк имитировал всегда только то, что Вы как раз продемонстрировали ему, а не одно из предшествующих действий с тем же материалом. Обращайте внимание на то, чтобы предметы не следовали в предусмотренном порядке. Вы можете подряд дважды использовать один и тот же предмет, однако в различных действиях; помните о том, чтобы возвращать предмет обратно к другим предметам, даже если Вы хотите использовать его второй раз.
Пример для серии действий:
- бросить мяч, чтобы он подпрыгнул;
- ударить ложкой по кастрюле;
- прокатить мяч;
- раскатать тесто;
- помешать ложкой в кастрюле;
- скатать тесто в виде колбаски;
- подбросить мяч вверх.
Упражнение 20. Подражать игре в куклы
Имитация: моторная, 2-3 года
Социальные способности; интеракция, 1-2 года
Учебная цель: через имитацию изучать игровую деятельность
Задание: подражать ряду обычной игровой активности с куклами
Материал: 2 куклы или мягкие игрушки, 2 маленьких полотенца, 2 носовых платка, 2 чайные ложки, 2 маленькие чашки, 2 маленькие коробки
Сядьте с Сашей за стол или в другом удобном месте. Дайте Саше один из вышеупомянутых предметов, включая куклу, и оставьте аналогичные предметы себе. Возьмите свою куклу и поставьте ее перед собой. Предложите Саше сделать то же самое. Помогите ей только тогда, когда она явно не знает, что должна делать. Затем положите куклу в коробку и сверху накройте полотенцем, как будто Вы хотите уложить ее спать. Пусть Саша сделает то же самое. Начните сначала и вытрите кукле нос, покормите ее ложечкой и дайте ей попить из чашки.
Упражнение 21. Подражать голосам животных
Имитация: звуковая, 2-3 года
Речь: образование звуков, 1-2 года
Учебная цель: более четкая артикуляция, осознание собственных движений рта; имитация движений рта
Задание: подражать голосам пяти животных
Материал: миниатюрные животные или картинки с изображением животных
Сядьте за стол напротив Яна и положите в стороне 5 миниатюрных игрушек животных или картинки с их изображением. Возьмите одну из них и покажите ее Яну. Побудите Яна посмотреть на Ваш рот и воспроизвести голос этого животного. Передайте его своим голосом и сделайте при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмите руку Яна и позвольте ему потрогать Ваш рот, в то время как Вы воспроизводите еще раз голос животного. Затем дайте ему животное и предложите ему сделать это самому. Похвалите его за каждую попытку и помогите ему правильно двигать ртом. Продолжайте воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Животные, которые хорошо подходят для этого упражнения: собаки, кошки, овцы, коровы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»средняя группа
Конспект игротренингапо развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 летЦель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическ...
Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию оп...
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (Рекомендации для родителей) Упражнения для поддержки тревожных детей.
Данные рекомендации в виде игр и специальных упражнений помогут ребенку старшего дошкольного возраста справиться со своим волнением и страхами перед будущей учебой в школе, повысят его самооценку, а т...
Рекомендации для воспитателей Игровые развивающие упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации для воспитателейИгровые развивающие упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста...
Выступление на Педагогическом совете ДОУ «Об использовании музыкально-творческой деятельности для поддержки инициативы детей»
выписка из протокола...
Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей»
Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей» в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...
Упражнения для развития аутичных детей
Упражнение 1. Подражание стукуИмитация: моторная, 0-1 год Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Подражание: визуальное, 0-1 годУчебная цель: подражание при использовании различных предметовЗадание: подра...