Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование его самосознания и сомооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_trevozhnosti.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формирования личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф, В.И.Лубовский. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, А.О.Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. С этой целью разработана коррекционно-развивающая программа по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с ОНР. Основными направлениями данной программы является: повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; развитие навыков владения собой в трудных ситуациях. В результате работы по программе решались следующие задачи:
- снятие напряжения в коллективе;
- раскрепощение неуверенных в себе детей;
- развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Занятия могут посещать дети с проблемами в общении, с высоким уровнем тревожности от 6 до 10 человек. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Количество часов – 16.
Работа осуществляется с помощью приемов игровой психокоррекции, приемов гештальтерапии и телесноориентированной психотерапии, сказкотерапия, работа с семьёй. Таким образом, учитывается, что тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса), раздражительны. С целью взаимодействия с детьми с ОНР были подобраны игры и упражнения, разработаны занятия. Методы, используемые в работе по программе, способствовали снижению индекса тревожности, дети учились видеть и подчеркивать свои положительные качества и качества сверстников, у детей повышалась самооценка, формировались навыки владения собой, дети знакомились со способами поведения в трудных ситуациях. Работа по данной программе позволила создать комфортные условия для личностного развития воспитанников.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «В гостях у сказки»
Группа: старшая группа
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
- Развивать умения распознавать настроение окружающих.
- Развивать умения различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием.
- Формировать интерес к продуктивной деятельности.
- Развивать навыки использования изобразительных средств.
- Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые целевые ориентиры:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать уважительное отношение к окружающим, развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Методы и приёмы:
Практические - дидактические игры: «Узнай пиктограмму!», «Будь внимателен», «Угадай-ка», упражнение «Сад», элементы тренинга: ритуалы приветствия и прощания, рефлексия (Приложение 2).
Наглядные – работа с пиктограммами.
Словесные – беседа, чтение сказки (Приложение 1).
Материал и оборудование: столы и стулья, краски и кисточки, цветные карандаши, музыка, свеча, пиктограммы настроения (грусть, злость, радость, удивление), ноутбук, интерактивная доска с играми на внимание, изображение жар-птицы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза: игра «Будь внимателен», упражнение «Сад», элементы тренинга: ритуалы приветствия и прощания, рефлексия |
Игровая | Игра «Угадай-ка» |
Продуктивная | Раскрашивание шаблона «Жар–птица» |
Коммуникативная | Мимическая гимнастика «Узнай пиктограмму», работа с пиктограммами, упражнение «Давайте поздороваемся» |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение сказки, беседа |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение игр и упражнений |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Психолог с каждым по очереди встречается взглядом, ладошками, щечками. Начинает совместную деятельность ритуалом приветствия. | Дети в кругу касаются друг друга ладошками, щечками. | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. |
2. | Сообщает, что сегодня они отправятся в сказку при помощи волшебной свечи. Чтение сказки. | Слушают, смотрят на огонь. | Получают положительный настрой, активно включаются в предстоящую деятельность. |
3. | Проводит релаксационное упражнение «Сад». | Слушают, выполняют упражнение. | Выполняют движения, имитирующие явления природы. |
4. | Психолог продолжает чтение сказки. | Слушают сказку. | Получают информацию о настроении каждого героя сказки. |
5. | Предлагает выполнить ряд упражнений с помощью мимики. | Активно выполняют упражнение, называют эмоцию. | Умеют показывать и соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием. |
6. | Беседа о настроении каждого героя, проводит упражнение с пиктограммами. Побуждает детей к активизации необходимых знаний. | Сообщают ответы и показывают эмоцию на карточках. | Умеют различать и называть основные эмоции и чувства выражать их с помощью мимики, пантомимики, соотносить мимику и жесты с эмоциональным состоянием, умеют работать с пиктограм-мами. |
7. | Проводит игру на внимание «Угадай-ка». | Выбирается ведущий. Дети стоят плечом к плечу и передают под музыку за спиной небольшой предмет. Музыка заканчивается, предмет прекращают передавать, ведущий должен догадаться по мимике и позе, у кого предмет. | Развивать внимание. |
8. | Проводится игра «Будь внимателен». | Дети на слово «зайчик» выполняют прыжки, «птицы» летают, раскинув руки, «лошадка» - ударяют копытом, «цапля» - стоят на одной ноге. | Развивать внимание, память, способствовать снижению психоэмоцио-нального и мышечного напряжения. |
9. | Беседа по сказке, завершение чтения сказки. | Активно включаются в беседу, слушают продолжение сказки. | Воспитывать вниматель-ное и доброжелательное отношение к окружаю-щим. |
10. | Просит детей помочь художнику раскрасить «Жар птицу». | Дети активно включаются в продуктивную деятельность, раскрашивают шаблоны красками или цветными карандашами по своему выбору под спокойную музыку. | Формировать интерес к продуктивной деятельнос-ти, развивать навыки использования изобрази-тельных средств, разви-вать воображение и чувственное восприятие. |
11. | Подведение итогов совместной деятельности с элементами тренинга: ритуал прощания, рефлексия. | Дети делятся своими впечатлениями о путешествии в сказку. Прощаются, задувая свечу. | Развивать эмпатийные качества, умение рефлексировать. |
Приложение 1
Сказка
Давным-давно в одном царстве - государстве жил - был царь, и было у него три сына. Государство было большое, самым красивым в нем был сад. В нем росли яблони, персики, ивы, березы, кустики, ягоды, травинки. Но самым красивым деревом была яблоня с прекрасными волшебными яблоками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать эти яблочки. Приказал царь сыновьям сторожить яблоню. И вот настала очередь младшего сына Ивана сторожить. Вот притаился он под деревом и стал ждать. В полночь прилетела Жар-птица. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло. Дивится на нее Иван-царевич, выпрямился и схватил Жар-птицу за хвост. Но вырвалась она из его рук и улетела. А в руках у царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы, засияло, засветилось все вокруг, и пошел он во дворец - радостный, что поймал вора. Идет, а вокруг… суетятся люди с разным настроением. И все, кто встречались ему на пути, останавливались и изумлялись дивному свету от золотистого пера Жар-птицы. Когда он пришел во дворец, увидел царь такую красоту, потеплело, подобрело у него в сердце. Попросил он художника нарисовать ему птицу волшебную, чтобы подарить всем частичку тепла и доброты. Выполнил художник просьбу царя.
Приложение 2
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Дети стоят в кругу. Психолог с каждым по очереди встречается взглядом. Затем в кругу дети касаются друг друга ладошками, щеками.
Упражнение «Сад»
Дети выбирают для себя растение, которое им нравится. По команде педагога дети превращаются в сад. Под сопровождение музыки имитируют движения растений под определенное явление природы.
Мимическая гимнастика «Узнай пиктограмму»
Сморщить лоб, поднять брови. Какое это настроение? (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким.
Сдвинуть брови, нахмуриться. Какое это настроение? (злость). Расслабиться.
Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено. Какое это настроение? (страх, ужас). Расслабиться.
Улыбнуться, подмигнуть. Весело, вот я какой! Какое это настроение? (радость).
Игра «Угадай-ка»
Выбирается ведущий. Дети стоят плечом к плечу и передают под музыку за спиной небольшой предмет. Музыка заканчивается, предмет прекращают передавать, ведущий должен догадаться по мимике и позе, у кого предмет.
Игра «Будь внимателен»
Дети отдыхают. На слова «зайчик» выполняют прыжки, «птицы»- летают, раскинув руки, «лошадка» - ударяют копытом, «цапля»- стоят на одной ноге.
Литература
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи – Москва: Книголюб, 2014
- Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи – Москва: Книголюб, 2011
- Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет - Волгоград: Учитель, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....
Родительское собрание на тему: «Педагогические средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» Л.С.Выготский:I. - В соответствии с традицией нашей группы каждое собрание мы начинаем с приветствия. Сег...
Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характе...
Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».
Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-пси...
НИР Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
В НИР представлено теоретическое обоснование высокого потенциала использования сказкотерапии как инструмента коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены материалы констат...
- Мне нравится (1)