Логоритмика "Приключения Снежинки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Занятие с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи разного уровня.

Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логоритмического занятия

«Приключения Снежинки»

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

 речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Старший дошкольный возраст

Учитель-логопед Башмакова Татьяна Викторовна

Музыкальный руководитель Саблукова Елена Петровна

Цель: преодоление речевых нарушений  путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  •  Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»,
  • Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных прилагательных к существительным).
  • Упражнять в словообразовании (образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной  моторики;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие слухового и зрительного внимания; чувства ритма;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
  •  Отработка элементов самомассажа биологически активных зон.
  • Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха.
  • Развитие памяти, мышления, внимания;
  • Развитие коммуникативных качеств
  • Воспитание положительных эмоций на занятиях по логоритмике.

Оборудование: Снежинки по числу детей, музыкальные инструменты, аудиозаписи мелодий к упражнениям.

Предварительная работа: изучение лексических тем, заучивание чистоговорки, рассматривание иллюстраций о зиме.

Описание образовательной деятельности:

Логопед. Зима пришла непрошено,

                Зима пришла тайком,

                Наутро запорошила

                Все улицы снежком!

Ребята, как вы думаете, зима – это хорошо или плохо? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Вы правильно сказали, что зима приносит нам много  радости, и еще она нужна окружающей природе, чтобы природа отдохнула и подготовилась к весне. А сейчас  послушайте загадку:

             С неба звезды падают, лягут на поля.

             Пусть под ними скроется  черная земля.

             Много – много звездочек, тонких, как стекло.

             Звездочки холодные, а земле тепло.

   Ребята, вы отгадали, что это?  (Снежинки)

Логопед.  Посмотрите, ребята, сколько снежинок к нам в окно  влетело.    

                  Давайте поиграем со снежинками!

  1. Упражнение «Снежинка»  (на развитие речевого дыхания).

(Дети выполняют упражнения  и пропевают текст под музыку)

Кружатся снежинки в  воздухе морозном    (снежинки на полу, дети кружатся )

Падают на землю кружевные звезды                    ( медленно приседают)

Вот одна упала на мою ладошку                        (встают со  снежинкой)

Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко!

Делают вдох, дуют на них. Сдувают снежинку с ладошки.

Логопед.  (показывает большую снежинку). Я расскажу вам историю, которая приключилась  с одной маленькой снежинкой. Снежинка со своими сестричками — другими снежинками жила в большой снеговой туче.

  1. Фонопедические упражнения «Снежинка»  (по методу В. Емельянова)

Туча мягко покачивалась,                           Дети делают glissando

        баюкала снежинок.                       на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.

Налетал ветер и катал тучу по небу.       Делают glissandо на звук [у] от

                                                               самого нижнего звука до самого верхнего

Проснувшись, снежинки прыгали              Пропевают короткие  звуки [а]
       
с тучи и летели на землю.                              в разных регистрах.
Метель поднимала снежинки                      Делают glissando на звуки [а], [о], [у]

         и кружила их быстро-быстро.                           вверх-вниз.
Ветер, расшалившись, то опускал их          Произносят «а- ах!»: 1 -и звук в низком

         вниз, то поднимал вверх.                            регистре,    а 2-й в самом высоком.

Логопед.  Так наша снежинка попала в лес.

                   Хлопья снежные летят,                                                    

                   В воздухе кружатся,                                                

                   На деревья и кусты                                          

                   Шапками ложатся.                                               И. Черницкая

И мы тоже отправимся в лес.

  1. Двигательные упражнения

Мы шагаем по сугробам,                                           Ходьба врассыпную по залу.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,                                           Ходьба по кругу.

Проложи другим дорогу.

И к лесной опушке вскоре мы придём.

Дети, ну-ка порезвитесь,                                     Имитируют ходьбу на лыжах

Да на лыжах прокатитесь.

Присядем на опушке.

Логопед.  Интересно снежинке узнать, что в зимнем лесу происходит.

4.  Игры на развитие внимания, зрительного,  слухового восприятия «Птицы».

-Пришла Снежинка в зимний лес, видит – чудо из чудес –

На зиму слетелись птицы снегири, клесты, синицы.

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Давайте встанем и посмотрим на птиц.

  1. Зрительная гимнастика «Птицы на дереве»

Глазки кверху поднимите на синичку посмотрите,

Вниз глаза вы опустите на ворону посмотрите.

Слева видим снегиря,  справа – две синицы

На деревьях им, друзья, зимою не сидится!

-Ребята, кто запомнил, где сидят синички? Где сидит ворона? Где сидит снегирь? А где сидит сорока – белобока?

Логопед. — Вдруг, услышала, как где-то вдалеке дятел по дереву стучит.

  1. Ритмическая игра «Дятел»

Мы в лесу слыхали стук.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Это дятел сел на сук.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Далее дети отстукивают заданный ритм палочками) 

Логопед. А что еще можно услышать в лесу?

  1. Игра «Эхо» (развитие отражённой речи, силы выдоха, силы голоса)

— Слушай!

— Слушай!

— Слушай чащу!

— Слушай чащу!

— Слушай чащу леса!

— Слушай чащу леса!

— Слушай, чаща леса дышит!

— Слушай, чаща леса дышит!

  1. «Чьи следы?»  Образование притяжательных прилагательных.

 Посмотрите, сколько следов. Чьи они?  /птичьи/
Давайте попробуем  расшифровать следы.

Какие дикие животные могут повстречаться нам в лесу?
/Медведь, заяц, лиса, белка/

Образование притяжательных прилагательных по картинкам (лисьи, заячьи, волчьи, беличьи..)

  1. Чистоговорка

Су-су-су – много снега в лесу, (Разводят руки в стороны)

Сы-сы-сы – вот следы лисы, (Указывают руками на пол)

Са-са-са – вот бежит лиса.  («Бегут» на месте, руки согнуты в локтях)

Сы-сы-сы –не догнать нам лисы.(Отрицательный жест указательным пальцем)

Летают снежинки        

Летают снежинки        

Покрылись снегами

Лесные тропинки                                                              А. Тетивкин

Логопед. А ветер неугомонный не успокаивается. Поднял снежинки, закружил, завьюжил. Стала снежинка искать себе подружку, чтобы вместе в воздухе покружиться.

  1.  Игра «Снежинки, летайте!» Л. Олифировой

Снежинки, летайте,                                Врассыпную бегают по залу на носках.

Летайте, летайте!                                 (3 раза)

А ну-ка, все в пары                            Встают в пары и начинают кружиться.

Скорее вставайте!

 Снежинки, летайте,                        Врассыпную бегают по залу на носках.

Летайте, летайте!

Скорее же, дети,  в пары вставайте                Встают в пары и начинают    

Кружитесь,  кружитесь,  кружитесь…                   кружиться.

На стулья скорее садитесь.                                 Дети садятся на стульчики

Что мы можем сделать из снега? Дети:  Снеговика!    

  1.  Пальчиковая игра «Мастера»

Все, что только захотим,        Дети «лепят снежки» (сверху то одна рука, то другая).

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,                Соединяют пальцы рук и округляют их («колобок» ).

А Наташа — теремок,           Соединяют под прямым углом ладони над головой,

                                                                              образуя крышу домика.

Лева лепит разных рыб,        Прижимают ладони друг к другу и покачивают

                                                     ими то в одну сторону, то в другую.

А Иринка — белый гриб.       Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывают

                                                      его сверху  ладонью другой руки.

Игра повторяется. Называются имена детей данной группы.

12.  Игра со снежком «Какая зима?»

- Скажите, ребята, какая она, зима?..

Если холод….

Ребенок: Холодная

Если мороз — ….

Ребенок: Морозная

Если стужа -….

Ребенок: Студеная

Если вьюга — ….

Ребенок: Вьюжная

Если лёд — ….

Ребенок: Ледяная

Если снег — ….

Ребенок: Снежная

Если ветер -…

Ребенок: Ветренная

Если метель-…

Ребенок: метельная

  1. Песня о зиме.

Слепим мы снеговика - лучшего себе дружка.

14. Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз – рука, два – рука.                        Вытянуть вперед одну руку, потом другую.

Лепим мы снеговика.                         Имитировать лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,                    Растирают ладонями шею

Нарисуем рот пошире.        Проводят указательными пальцами вдоль линии рта.

Пять – найдем  морковь для носа               Кулачками растирают крылья носа.

Угольки найдем для глаз.                        Прижимают и резко отпускают  веки.

Шесть – наденем шляпу косо           Приставить ладони ко лбу «козырьком» и  

Пусть смеется он у нас                                                              растереть лоб

Семь и восемь, семь и восемь,           Погладить колени ладошками

 Мы плясать его попросим.

15.  Логопедическая гимнастика по Т. Буденной.

Сосулька. «Иголочка».

Санки-ледянки. «Чашечка».

Горка для спуска. «Горочка».

Саночки. «Вкусное варенье».

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. «Качели».

А чем еще можно заниматься зимой?     Ответы детей

- Расскажем, как мы зимой играем и закаляемся.

16.  Массаж спины.

Дети стоят друг за другом.

          Мы бежим с тобой на лыжах                  Ребром  ладоней вверх-вниз

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,                               Указательными пальцами рисуют круги

Но упали мы: «Ах!»

А потом снежки лепили,                   Сначала правой рукой по кругу, затем левой

А потом снежки катили.

А потом уже устали                               Ладошками рук гладят по спине вверх

И домой мы побежали.                            Пальчиками «шагают» по спине вверх

Снегопад в лесу прошел -

 Все кругом бело.

 Словно пухом из перины,

Землю замело.

Логопед.  Снежинки  привели нас к дому, в котором живет Дед Мороз. Сейчас дедушка спит. Попробуем его разбудить.

        

17. «Вальс-шутка»   Д. Шостаковича [

Дети играют на колокольчиках и бубнах.        

— Просыпайся, Дед Мороз! (2 раза)        Играют на колокольчиках,

— Не мешайте отдыхать!                                                треугольниках,

— Просыпайся, Дед Мороз! (2 раза)                            колокольчиках,

— Дайте, дайте мне поспать!                                         треугольниках,

— Просыпайся, Дед Мороз! (2 раза)                             колокольчиках,

— Сколько можно мне мешать                                       треугольниках,

Дайте отдохнуть немного,                                                 бубнах,

Скоро мне идти в дорогу.        

Дайте, дайте мне поспать.        

— Просыпайся, Дед Мороз!                                                  колокольчиках,

— Довели меня до слез.                                                 треугольниках,

Встал!                                                                               всех инструментах.

Рассердился Дед Мороз,

 Закачал он головой.

Засвистал он очень громко

В свой свисточек ледяной.

И  начался снегопад

18. Стихотворение «Осторожный снег»  под пьесу А. Караманова
Первый раз текст проговаривает  логопед, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег. Второй раз упражнение проводится также под музыку. Затем дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения под музыку. На последний слог руки опускают на колени.

Светлой ночью шел, шел снег.

Долгой ночью шел, шел снег.    

А наутро снег вдруг лег                              

На обочины дорог.                                  

Лег на поезд и вокзал,                                            

На корабль и причал.                                                        

Потому что шел всю ночь.                  

Потому что снег устал.                                                            Т. Собакин

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под расслабляющую музыку.

Итог. Ребята, Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактическая игра "Заколдованный домик" "Снежинка- веселинка, снежинка- грустинка"

Музыкально - дидактические игры предназначены для старшего дошкольного возраста. Игра "Заколдованный домик" используется при слушании музыки, игра "Снежинка- веселинка и снежинка- грустинка" применяет...

"Снежинка,снежинка - белая пушинка"

КОНСПЕКТ  интегрированной   образовательной  деятельности  по познавательно-речевому развитию в первой младшей группе.Тема: «Снежинка, снежинка – белая пушинка»...

"Осенние снежинки" (листочки-снежинки)

Добрый день коллеги! Наверняка Вы все в интернете видели листочки, вырезанные в форме снежинок. Мне тоже очень понравилась эта идея. Все уже привыкли вырезать снежинки, ведь они такие разнообразные. А...

Положение о проведении смотра «Волшебная снежинка» Презентация "Волшебная снежинка" - 2015

Основная цель: Развивать и стимулировать познавательную и творческую активность детей и взрослых.Задачи смотра: -Создание праздничной атмосферы внутри ДО.-Развитие и стимулирование творческой, по...

Проект "Кружатся снежинки " и итоговое мероприятие "Снежинка"

Если начинать в детском саду показывать ребёнку не только внесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его «видеть музыку», «слышать ж...

Конспект НОД по лепке в средней группе "Снежинка" (техника -налеп).Тема-лепка "Снежинка)

Тема : Лепка "Снежинка" (техника -налеп).Цель: Научить детей приёму налепа изображать снежинку.Задачи: Продолжать учить детей делить пластелин на части,скатывать колбаски и конструировать из...