Авторская технология
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Система дидактических игр и упражнений на развитие чувства метроритма у детей с тяжелым нарушением речи. Сестема разработана по возрастам: цели и задачи, методы и приемы, с постепенным усложнением на каждый дошкольный возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система музыкально-дидактических игр и упражнений направленная на развитие чувства метроритма у детей с нарушением речи» Авторская технология
«Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух» Э. Жак-Далькроз
Современные исследователи доказали, что в основе освоения языковой системы лежит чувство ритма. У детей с тяжелыми нарушениями речи не формируются связи, лежащие в основе ритма.
Поэтому нужно активизировать деятельность детей для успешного развития чувства ритма, а именно через игру, игровые упражнения, музыкально-дидактические игры.
Проработав 15 лет с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, создала свою «Систему» работы, которая строится на принципах:
- копирования - дети выполняют задания по показу, т.е. копируют за взрослыми;
- доступности – соответствие возрастным нормам, ориентир на возможности детей с ОНР;
- системности, в каждую НОД «Музыка» включаю задания на развитие чувства метроритма;
- последовательности (от простого к сложному);
- концентричности, освоенный материал, повторяется, закрепляется, но уже с усложнением;
- динамичности – это принцип развития.
Систему разбила на этапы, задачи ставлю исходя от возраста детей и их индивидуальных возможностей.
Ι этап - младший дошкольный возраст.
Цель: развитие представлений детей о длительности звука (короткий звук, долгий звук).
Задачи:
- познакомить детей с понятием «короткий» и «долгий» звук;
- дать образное представление о длительности звуков через пособие «Петушок»;
- ввести в работу с детьми слоговые обозначения длительностей звуков (по релятивной системе: ти, Та);
- закрепить в хлопках (в игре на музыкальных инструментах) под музыку чередование коротких и долгих звуков;
- закрепить в хлопках (в игре на детских музыкальных инструментах) под музыку чтение ритма через пособие «Петушок»;
Эти понятия закрепляются и обыгрываются в любых вариантах с предметами и без предметов, под музыку и без музыки. Предмет использую для развития мелкой моторики. Знакомлю с понятиями пространственных представлений, ориентировки в схеме собственного тела.
Для развития представлений о продолжительности звуков использую пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков: «Петушок», «Мячики», Бабочки» и т.д.
Ожидаемый результат: умеют читать и различать короткие и долгие звуки;
передавать ритмический рисунок песен в хлопках;
передавать ритмический рисунок в хлопках, и в притопах, в игре на детских музыкальных
инструментах;
передавать ритмический рисунок через движение в хлопках и притопах, под музыку (песни, хороводы, игры).
ΙΙ этап – средний возраст – повторение и закрепление Ι этапа, усложнение – ввести в работу ритмические эталоны (схемы),
выполнение хлопков и притопов в движении под музыку, дидактические музыкально-речевые игры в парах с передачей предмета.
Цель: развитие чувства метроритма через музыкально-речевые игры.
Задачи:
- читать стихи, отмечая сильные доли (хлопки в ладоши) и слабые доли (хлопки по коленям);
- закреплять умение простучать ритмически рисунок стихотворения, песни;
- учить детей читать ритмические эталоны (ритмические последовательности), пособия: «Грибочки», «Топотушки и ладошки»;
- закреплять умение передавать в хлопках и притопах различные варианты ритмических эталонов;
- закреплять умение передавать в хлопках и притопах ритмические эталоны под музыку;
- ввести в работу дидактические музыкально-речевые игры в парах с предметами.
Ожидаемый результат: дети умеют читать ритмические последовательности;
передавать их в хлопках и притопах под музыку и без
музыки;
умеют выделять сильные и слабые доли, сочетать
их с музыкой;
умеют передавать предмет из руки в руку, играть в
парах;
умеют ориентироваться относительно схемы
собственного тела.
ΙΙΙ этап – старший возраст – повторение и закрепление Ι и ΙΙ этапов, усложнение:
ориентировка в схеме относительно своего тела (пространственные представления, хлопки по телу), игра «Счет»; развитие межполушарных взаимодействий через музыкально-речевые игры.
Цель: развитие ориентировки в схеме собственного тела, развитие межполушарных взаимодействий.
Задачи:
- закреплять умение передавать в хлопках и притопах различные варианты ритмических эталонов пособие «Топотушки и ладошки»;
- закреплять умение передавать в хлопках и притопах ритмические эталоны под музыку;
- формировать чувство метроритма и ориентировки в схеме собственного тела через музыкально-речевые игры в парах (передача предмета);
- формировать межполушарные взаимодействия через музыкально-речевые игры (передача предмета, чередуя руки);
- закрепить знания ориентировки относительно своего тела через игру «Счет» (начинать движения с правой руки).
Ожидаемый результат: дети умеют читать и ритмические
последовательности;
передавать ритмические эталоны в хлопках и
притопах под музыку и без музыки;
передавать ритмический рисунок песен в хлопках (в
игре на детских музыкальных инструментах) и
выкладывать на фланелеграфе;
ритмично работать в парах (передача предмета на
каждую долю; передача предмета, чередуя руки);
ориентироваться относительно своего тела (правая,
левая рука);
выполнять хлопки по телу в ритме стихотворения,
начиная движение с правой руки.
ΙV этап – подготовительный возраст – повторение и закрепление предыдущих трех этапов. Усложнение: дидактические музыкально-речевые игры – передача предмета по кругу игра «Волшебный круг», игры в парах и по круг с ритмическим ostinato (диагностический этап).
Цель: развитие чувства метроритма, внимания, ориентировки в пространстве и ориентировки в схеме собственного тела.
Задачи:
- формировать чувство метроритма и ориентировки в схеме собственного тела через музыкально-речевые игры в парах (передача предмета);
- формировать чувство метроритма и ориентировки в схеме собственного тела через музыкально-речевые игры в парах с ритмическим ostinato (передача предмета);
- формировать чувство метроритма и ориентировки в схеме собственного тела через музыкально-речевые игры в кругу, «Волшебный круг» (передача предмета);
- формировать чувство метроритма и ориентировки в схеме собственного тела через музыкально-речевые игры в кругу,
«Волшебный круг» с ритмическим ostinato (передача предмета).
Ожидаемый результат: дети свободно читают ритмы, могут передать их в хлопках, притопах (что помогает в игре на детских музыкальных инструментах). Передают ритмический рисунок песен в хлопках, притопах; умеют самостоятельно выложить ритм простых песен-потешек. Умеют передавать ритмические последовательности, работая в трех плоскостях: выполнять хлопки в ритме, одновременно читая ритм, ногами отмечают метрическую пульсацию (Та-Та), которую поддерживает музыка.
Слышат и различают форму музыкальных произведений, ритмично выполняют движения, ориентируются в схеме собственного тела (что помогает усваивать танцевальные упражнения и композиции). Пение становится более выразительным, развивается чувство ансамбля.
Вся работа выстраивается в тесном взаимодействии с учителями - логопедами и воспитателями, которые участвуют в музыкальной деятельности вместе с детьми, используют элементы методики работы над ритмом.
Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные).
Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять её более успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-206817-1471275367.jpg)
"Цветок из киндер- сюрприза" ( авторская технология Побединской И.В.)
Цветок изготовлен из контейнера из-под Киндер- сюрприза. Я делаю эту работу с детьми, начиная со 2 младшей группы, технология изготовления очень проста.1. Внизу контейнера шилом проткнуть отверстие.2....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-206817-1471275367.jpg)
Аппликация на бумажной тарелке "Подсолнух" ( авторская технология Побединской И.В.)
Для этой работы вам понадобятся бумажные тарелочки, жёлтый пластилин, желтая бумага и семечки подсолнуха.1. Вырежьте из жёлтой бумаги "лепестки" подсолнуха и наклейте их по краям тарелочки.2. Намажьте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749816-1454606659.jpg)
Развивающие игры авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
В совместную деятельность с детьми раннего возраста включаются комплекты развивающих игр авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по познавательному развитию: «Лепестки» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-46960-1478266269.jpg)
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-957926-1696339088.jpg)
Моя авторская технология "Универсальный макет "Островок историй", как элемент технологии "Говорящая среда в образовательной деятельности"
Уже второй учебный год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Выявленные проблемы:Для наших детей характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восп...