Семинар-практикум для родителей «Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДОУ»
методическая разработка на тему
Цель: Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley.docx | 40.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 «Колокольчик» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Семинар-практикум для родителей
«Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДОУ»
Составители: музыкальный руководитель Королёва Г.М.
учитель-логопед Коростовская Т.Ю.
педагог-психолог Маслюк И.А.
Дата проведения: 17.09.14 г.
Цель: Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.
Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран, картонные нотки 4-х цветов (желтого, красного, зеленого и синего), корзинка, киндер-сюрпризы с текстом пословиц.
Ход семинара
Звучит музыка. В музыкальном зале собираются родители. У входа им вручают нотку определенного цвета (или желтую, или красную, или зеленую, или синюю) с текстом кричалки-приветствия.
Ведущий.
Добрый вечер, дорогие друзья!
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Коллектив наш отгадает!
Все послушаем загадки,
И в кроссворд внесем отгадки…
Кроссворд
1. Поиграем со словами, | 5. Отгадайте-ка загадку – |
Ведущий. Какое же волшебное слово получилось у нас по вертикали? Музыка, правильно! Все угадали!
Этот мир так чудесен, дорогие друзья,
Потому в нем без музыки обойтись нам нельзя!
Доклад и презентация «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» (музыкальный руководитель Королёва Г.М.). (Приложение № 1).
Ведущий. А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!
В детство всем нам заглянуть,
Ну а вдруг понравится? Вы согласны?
В добрый путь. Не будем время мы терять, команды будем собирать!
Звучит музыка. Ведущий предлагает родителям построиться по командам, соответствующим цвету нотки, которую они получили при входе в зал. Команды строятся в 4 колонны за ведущими.
Ведущий. Прежде чем пустится в путь, пожелаем друг другу что-нибудь!
Кричалка – приветствие
Команда желтых Добро пожаловать, друзья! | Команда красных У нас в командах нет лентяев, |
Команда зеленых Мы здесь собрались, как семья, | Команда синих Беремся дружно мы за дело, |
Ведущий. Итак, команды к путешествию готовы!
Королева музыки вас приглашает и мастерские открывает.
В них будут игры, танцы, смех.
Вас ожидает здесь успех!
Звучит музыка. Команды расходятся по мастерским. По звуковому сигналу (через 20 минут) команды переходят в другую мастерскую.
Кругосветка:
Мастер-класс «Веселые путешественники» (учитель-логопед Коростовская Т.Ю., музыкальный руководитель Королёва Г.М.) Место проведения – музыкальный зал. (Приложение № 2).
Мастер-класс «Путешествие в волшебную страну» (педагог-психолог Маслюк И.А.) Место проведения – кабинет педагога-психолога. (Приложение № 3).
В конце кругосветки все команды возвращаются в музыкальный зал.
Ведущий. Ну вот, проделан долгий путь.
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раскидаем мы по залу,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.
Звучит музыка. Ведущие команд раздают орешки родителям. Родители открывают орешки и по очереди зачитывают текст. В ходе обсуждения родители собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки.
1.Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
2.Умел дитя родить, умей и научить.
3.Мед сладок, ребенок еще слаще.
4.Умелые руки не знают скуки.
5.В одиночку не одолеешь и кочку.
6.Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
7.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
8.Играть играй, да дело знай.
Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой и дружной семьи,
Где мамы и папы, и внуки, и дети,
Живут в мире, дружбе, любви!
Не было бы родителей – не было бы ребенка. Не было бы праздников, напряжения мысли, всплеска бурных эмоций. Родители – это те, кто всегда заставляет нас быть в тонусе, следить за собой и выстраивать сложные отношения. Мы и родители – звенья одной цепи.
Но мир без искусства
Нам всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства - наша путеводная звезда.
На память о нашей встрече пчелка Майя хочет подарить вам цветы, которые вы сделали своими руками, с пожеланиями о новых встречах.
Звучит музыка. Ведущие команд раздают родителям на память розы.
Приложение № 1
Доклад
«Взаимодействие детского сада и семьи
как условие развития музыкальных способностей ребенка»
Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Поэтому музыкальные руководители, воспитатели, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания в семье, рассказывают им о том музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении, а также о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей. Такая информация есть в каждой группе нашего детского сада в «Уголке специалиста», в ходе, которой родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в дальнейшем самообразовании.
Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. Во группах есть папки-передвижки и ширмы, где родители могут ознакомиться с информацией о предстоящем празднике, познакомиться с музыкальным репертуаром, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Воспитатели на группах организуют фотовыставки о проведенных сезонных праздниках или праздниках Народного календаря. Уже не первый год в нашем детском саду выпускается газета для родителей «Вести в Колокольчике». Здесь я размещаю рекомендации по музыкальному воспитанию дошкольников, подборку музыкальных игр, музыкальные загадки, кроссворды для родителей, фотоматериалы.
Но помимо музыкальных занятий, развлечений, праздников музыка может и должна включаться в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Использование музыки на утренней гимнастике и на занятиях по физической культуре организует движения детей, создает у них приподнятое настроение, способствует лучшему усвоению различных упражнений, развивает координацию движений, активизирует физиологические процессы детского организма.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности и по математике, используются музыкальные пальчиковые игры и физминутки. Очень оживит занятие фоновая классическая музыка («Зима», «Весна», «Осень» П. Чайковского или А. Вивальди), которая затронет чувства ребенка, поможет создать определенное настроение и воспринять более полно предлагаемый на занятии материал.
На занятиях с учителем-логопедом использование музыкально-дидактических игр («Угадай, на чем играю?», «Угадай по голосу») формируют фонематический слух. Игра на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках развивает мелкую моторику и чувство ритма. Пропевание гласных звуков с движением руки формируют у детей правильное дыхание и силу голоса.
Педагог-психолог на своих занятиях использует музыкальные коммуникативные игры и танцы, которые объединяют детей в единые переживания, становятся средством общения между ними, учат ориентироваться в пространстве, ощущать свое тело и управлять им. Слушание музыкальных произведений активизирует восприятие и представление детей, будит их фантазию и воображение. Правильно подобранная и тихо звучащая музыка помогает детям снять эмоциональное напряжение, формирует адекватное поведение, развивает эмоциональность и помогает расслабиться.
Интересно может пройти прогулка, если воспитатель использует игру с пением, словом, заводит хоровод или создает условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности. Например, устроить концерт с использованием самодельных музыкальных инструментов и самому принять в нем активное участие.
Успешность решения задач музыкального образования детей в дошкольном образовательном учреждении определяется согласованностью действий всего педагогического коллектива и родителей. Какими бы ни были виды, формы, способы развития музыкальных способностей ребенка, главное, чтобы он испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей и педагогов. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.
Приложение № 2
Логоритмическое занятие
для детей старшего дошкольного возраста
«Веселые путешественники»
Задачи:
-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
-формировать правильное диафрагмальное дыхание;
-отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой;
-развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух, просодические компоненты речи;
-развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки;
-развивать коммуникативность;
-формировать навыки релаксации.
Материал к занятию: музыкальные инструменты, игрушки, аудиозаписи, СD.
Ход занятия
В центре зала стоят по кругу стульчики по количеству детей, а под ними лежат музыкальные инструменты. Под музыку дети забегают в зал и встают за стульчиками.
Игра - эхо «Здравствуйте»
(здороваются тихим, громким, низким, высоким голосом)
Ведущий. Для вас, ребята, сказка есть,
И в ней чудес немало.
Смотрите, дело было как
И что в итоге стало…
Пальчиковая игра «Ладушки» (авторская)
Ладушки-ладошки, | 4 хлопка |
Заглянем мы в окошко | рисуют «окошко» |
Мы в окошко – тук-тук-тук | стучат кулачком о ладошку |
Открывайте! Я – ваш друг! | руки разводят в стороны |
Вытирайте ножки, заходите крошки! | Дети заходят в круг и садятся на стульчики |
Ведущий. Кто же здесь нас встречает?
Фонопедическое упражнение «Здравствуй, мама!»
(фонограмма Т. Боровик)
Здравствуй, мама! – 2р.
О-о-о-о…
Здравствуй, папа! – 2р.
А-а-а-а..
Здравствуй, баба! – 2р.
И-и-и-и..
Здравствуй, деда! – 2р.
У-у-у-у…
Ведущий. Здравствуй, я! Здравствуй, я! Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки). Друга взять ты не забудь, отправляемся мы в путь.
Чистоговорка «Чемоданы собираем» (автор О.С. Боромыкова).
Чемоданы собираем | кладут ладошку на ладошку |
И в автобус загружаем | складывают руки «полочкой» и меняют их местами |
Пассажиры суетятся | «моталочка» |
На сидения садятся | хлопают в ладоши |
Уезжаем, уезжаем | машут правой, а затем левой рукой – прощаются |
Телеграммы посылаем | кулачком правой руки стучат по левой ладони |
Вот вокзал | поднимают руки вверх |
Автобус встал | опускаю руки на колени |
Танец-игра «Автобус»
(нем. песенка, обр. Е. Железновой)
1. Мы все в автобусе сидим | шлепки поочередно каждой рукой |
И сидим, и сидим. И из окошечка глядим, Все глядим. | глядим вправо-влево |
2. Глядим назад, | поворот корпуса назад |
Глядим вперед, | поворот корпуса вперед |
Вот так вот, вот так вот | движения повторяются |
Ну что ж автобус не везет, Не везет. | удивленно поднимают поочередно плечики |
3. Колеса закружились, Вот так вот, вот так вот. | «моталочка» |
Вперед мы покатились, Вот так вот. | «моталочка» с наклоном вперед-назад |
4. А щетки по стеклу шуршат, | «часики» |
Вжик-вжик-вжик Все капельки смести хотят, Вжик-вжик-вжик. | 2р. |
5. И мы не просто так сидим Бип-бип-бип Мы громко, громко все гудим, Бип-бип-бип. | 2р. – указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа |
6. Пускай автобус наш трясет, | отрываем пятки от пола одновременно двумя ногами |
Вот так вот | 2р. |
Мы едем, едем все вперед, Вот так вот! | крутим руль вправо-влево |
Ведущий. Ну, вот мы и приехали. (Дети встают возле стульчиков).
Ти-ти-ти (хлопки) – куда же нам пойти? - руки разводят в стороны
Ять-ять-ять (скользящие хлопки) – отправимся гулять,
Ать-ать-ать! (шлепки) – будем весело шагать (шагают на месте)
Двигательное упражнение
1 ч. – идут по кругу,
2 ч. – играют на музыкальных инструментах.
Упражнение «Лесное путешествие»
Мы пришли все в лес, Там полным-полно чудес. | Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа |
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! | Низко наклониться, обхватив руками грудь-свернувшийся в клубок ежик |
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Вот веселая пчела детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! Полетала, полетала, Крылышками помахала. Улетела. | Звук и взгляд направлять по тексту |
Ведущий. Кто-то есть еще в лесу? Мы зовем тебя: «Ау-у-у!»
Танец-игра «На полянке» (диск «Турецкие танцы»)
Смотри, | поочередно показывают указательным пальцем на глаза |
внимательно, | поочередно раскрывают перед собой ладошки |
На полянку мы с тобой пришли | шагают |
Зовем! | обе ладошки возле рта |
Иди сюда! | две ладошки одновременно зовут к себе |
Выбегает хитрая лиса | характерные движения для лисы |
Смотри, внимательно. На полянку мы с тобой пришли. Зовем! Сюда иди! Трусливый зайчик, к нам сюда скачи! | характерные движения для зайчика |
Смотри, внимательно. На полянку мы с тобой пришли. Зовем! Сюда иди! Медведь сердитый, выходи! | характерные движения для медведя |
Ведущий. От медведя убежали (сели на стульчики). Устали?
Нужно отдыхать и сладко позевать (несколько раз зевают).
Звери тоже отправились в лес отдыхать,
А нам сказали - разобрать
По разным сказкам зверей этих,
Так помогите же мне, дети.
Игра «Назови сказку»
Ведущий выставляет игрушки: лису, зайца, медведя, кот, волк, петух. Дети должны назвать сказки, в которых задействованы эти персонажи.
Ведущий. Что за сказки, просто чудо!
Их мы долго помнить будем.
Учат они доброму, полезному
И очень интересному.
Ну а нам прощаться пора. До свидания, друзья.
Приложение № 3
Занятие на развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер
с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в сказочную страну»
Задачи: Развивать релаксационные умения детей, учить снимать эмоциональное напряжение, через двигательную активность; развивать не вербальные навыки коммуникации; доброжелательное отношение к окружающим; воображение, логическое мышление, внимание.
Оборудование: волшебная палочка, цветные платочки, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
Дети заходят в групповую комнату, где их встречает грустная Фея.
Фея. Здравствуйте дети, я фея сказочной страны. Я бы поиграла с вами, но очень расстроена. У меня неприятность, я потеряла волшебную палочку, пока путешествовала по сказкам. Ребята, вы поможете мне ее найти? (Дети отвечают).
Тогда давайте все вместе отправимся в сказочную страну.
В город сказку, в город детства
Нам хочется попасть всегда.
И стоит только приглядеться,
Как оживают чудеса…
Двигательная игра «Путешествие» (муз. А. Петряшевой)
Нас ждет уже волшебный поезд. Садитесь скорее в вагончики. Наш поезд отправляется (Едут).
А теперь мы поплывём на корабле. Мимо рифов и скал преодолевая моря и океаны. Дальше по сказочному проливу наш корабль не пройдет, но здесь легко может проплыть подводная лодка. Посмотрите в наш перископ сначала влево, затем вправо. Да вот уже виден и берег. Вся сказочная страны окружена цепью гор, через них нас перенесет наш волшебный самолет. Левое крыло вперед, а теперь наоборот. Полетели!
Фея. Ну вот кажется мы успешно добрались до сказочной страны. Вот теперь бы вспомнить в какой сказке я забыла волшебную палочку. За последнее время я побывала во многих сказках и названия не все помню.
Сказочная викторина:
1.В одной сказке девочка пошла в лес и нашла избушку, где жило семейство каких-то зверей, а вот каких? Девочка там навела большой беспорядок в доме. Не вспомните, как эта сказка называется? («Маша и три медведя»).
Фея. Нет, там не было волшебной палочки.
2.А ещё я была в сказке, где парень поймал рыбу, которая все его желания исполняла. Он там даже на печи ездил. В какой же сказке это было? («По щучьему веленью»).
Фея. Нет, тут тоже волшебная палочка не пригодилась.
3.В последний раз я навещала свою крестницу. Она живёт с мачехой и злыми сестрами, которые обижают её и заставляют очень много работать. Я помогала девочке попасть на бал и подарила ей хрустальные туфельки подарила. Вы узнали, о какой сказке я говорю?
(«Золушка»).
Фея (радостно). Вот в этой сказке я и оставила волшебную палочку. Ой, я, кажется, вижу ее мерцание (Фея находит волшебную палочку).
Спасибо, дорогие дети, за помощь. А вы знаете, моя волшебная палочка очень любит балы сказочных героев.
Раз, два, три – палочка нам помоги.
Покружи, помаши, нас на бал пригласи!
Сейчас заиграет музыка, и мы будем танцевать, кто как захочет. Но как только музыка остановится, каждый из вас превратится в сказочного персонажа.
Игра «Волшебные превращения»
Звучит музыка, дети танцуют. По окончанию мелодии дети замирают в образе придуманного героя сказки. Фея задевает ребенка волшебной палочкой (расколдовывает) и спрашивает в кого он превратился).
Фея. Сколько сказочных героев на нашем балу. Друзья, давайте друг с другом знакомится.
Коммуникативный танец «Знакомство»
Фея. Как мы дружно танцевали, и немножечко устали.
Сядем, посидим, друг на друга поглядим.
Как интересно и весело в нашей сказочной стране, но пора отправляться домой. А помогут нам мои волшебные платки.
Ты платочек мой возьми,
И получше разгляди.
А теперь накройся им
И домой мы полетим…
Релаксация «Волшебный полет»
Фея. Послушайте, какая красивая мелодия. Закройте ваши глазки и представьте, что музыка слегка коснулась вашей левой ручки, теперь правой. Дотронулась до правой ножки, а сейчас до левой. Погладила по голове. Пробежала по животику и спряталась за левым ухом, а потом перебежала за правое ухо. А теперь мелодия ласково погладила вас по лобику и по щечкам. Но вот наша сказочная музыка начинает потихоньку затихать. (Фея аккуратно снимает с головы детей цветные платочки).
Спокойно открываем глазки. Вот вы вернулись домой, и снова превратились в ребятишек. Вам понравилось у меня в гостях?
А как вы думаете, почему мы так быстро нашли волшебную палочку? (ответы детей)
Фея. А зачем нужна дружба, и надо ли помогать другим людям? (ответы детей)
А как можно назвать человека, который всем помогает, всех жалеет и выручает?
Дети. Добрый, отзывчивый.
Фея. Дети, а добрые персонажи и добрые дела только в сказках встречаются? (ответы детей)
Вы сегодня сделали доброе дело, мне помогли. Спасибо вам ребята. Надеюсь, что эта встреча со сказкой у нас не последняя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса современного ДОУ
Статья об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации....
Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"
В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей». Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...
Семинар-практикум для родителей: "Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДО"
Цель.Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада....
Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...
Семинар в МБДОУ детский сад №44 "Сказка". Тема «Театрализованная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
31 января 2023 года в МБДОУ детский сад №44 "Сказка" состоялся семинар «Современные формы организации работы по театрализованной деятел...
Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепен...
Изучение математики — неотъемлемая часть образовательного процесса.
Первые шаги в этом направлении ребёнок делает ещё в детском саду.Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы:изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах п...