Консультация для педагогов: "Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий".
консультация по коррекционной педагогике по теме
Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся те дети, которые до трех лет общаются жестами и мимикой. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе. Основной задачей в работе с такими детьми является формирование вербальных средств общения, основной единицей которого является фраза.
Как же формировать простую фразу?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий».
(консультация сопровождается презентацией).
Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся те дети, которые до трех лет общаются жестами и мимикой. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе. Основной задачей в работе с такими детьми является формирование вербальных средств общения, основной единицей которого является фраза.
Как же формировать простую фразу?
Хочу представить пособие по формированию простой фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Автор Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе». Данное пособие состоит из 3-х книг. В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать упражнению детей в построении простой двусоставной фразы (предмет и действие) и употребление её в речи.
В первой книге, для построения фразы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут называть их более простыми по структуре словами: кошка – киса, мишка – миша, поросенок – хрюша, петух – петя, заяц – зая, кукла – ляля. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идёт, бежит, сидит, спит, едет, плывёт, летит.
Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идёт, Миша идёт, хрюша идёт, зая идёт, киса идёт, петя идёт. Взрослый вместе с ребенком проговаривает: «Миша идёт» и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Когда все картинки названы, взрослый даёт инструкцию: «Миша идёт. Покажи где».
По инструкции взрослого: «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на неё фишку. Когда закрыты все картинки, инструкция меняется: «Миша идёт. Открой картинку».
После глагола «идёт» в том же порядке отрабатывается следующий глагол «бежит».
Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения.
После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово – предмет, а потом уже называл действие, то теперь он должен ориентироваться на второе слово – глагол, обозначающий различные действия. Следует обратить внимание, что на одно занятие не стоит брать больше одного действия (или идет, или бежит, или сидит и т.д.) и не более двух действий для дифференциации их (идёт – бежит, или сидит – идёт, или сидит – бежит и т.д.). Новый материал надо брать по мере усвоения предыдущего.
При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать. Например: «Скажи (покажи), кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывёт в лодочке?» и т.п. Это способствует развитию не только речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребёнка к ведению диалога.
Этот материал можно использовать не только на индивидуальных занятиях, но и с подгруппой детей.
Во второй книге добавляется категория числа, которая в нормативном онтогенезе из всей грамматики формируется первой. Единственное и множественное число отрабатываются в сопоставлении друг с другом.
Во второй книге к ранее изученным глаголам добавляются новые: упали, лежат. И к ранее изученным существительным добавляются новые, но их значительно больше. Работа троится по тому же принципу, что и в первой книге.
Третья книга позволяет научить ребенка оставлять предложения из трех слов: подлежащего, сказуемого и прямого дополнения.
Например, педагог: «Покажи, где мама… папа… деда… баба… Вова… Тата…. Они все пьют чай». Затем педагог говорит: «Покажи, где – баба пьёт чай? Закрой фишкой». Так отрабатываются все картинки. Затем педагог говорит: «Скажи – кто пьёт чай?» Ребёнок вместе с педагогом или самостоятельно говорит предложение из трёх слов и открывает все картинки поочередно.
Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому её используют в работе с детьми от трёх до семи лет. В игре может принять участие как один ребенок, так и группа детей. В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения разного типа:
- из двух слов – существительное + глагол;
- из трёх слов – существительное + глагол + дополнение;
- из четырёх слов – существительное + глагол + определение + дополнение.
В данной игре для составления предложении используются картинки-символы. Некоторые из картинок подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.
Женщина, мама, тетя. Заяц, кролик.
Девочка, дочка, сестра. Сок, компот, кисель.
Особое внимание следует уделить символическим изображениям глаголов. Перед тем, как приступить к играм, необходимо познакомить детей с символами.
Видеть, смотреть, разглядывать и т.д.
Есть, пить, пробовать и т.д.
Готовить, варить, жарить и т.д.
Как составить предложения из двух слов? Педагог поочередно показывает игровые поля и просит детей назвать изображенных на них людей.
Внимание детей обращается на то, что одну и ту же картинку можно назвать по-разному. Педагог раздаёт детям поля. Затем, перед детьми выкладываются карточки, с изображением символов.
Детям предлагается выбрать подходящий символ, расположить его на игровом поле и составить предложение из двух слов.
Как составить предложения из трёх слов? Педагог раздаёт игровые поля и раскладывает все карточки изображениями вверх. Детям предлагает выбрать подходящие символы и предметные картинки, расположить их на игровом поле и составить предложение из трёх слов.
После того, как каждый ребенок составит предложение, педагог просит заменить действие или предмет.
Как составить предложения из четырёх слов? Сначала педагог предлагает вспомнить названия основных и оттеночных цветов и соотнести их с соответствующими карточками. Затем внимание детей привлекается к четырём карточкам.
Педагог раздаёт игровые поля и раскладывает карточки изображениями вверх. Детям предлагается выбрать карточки, чтобы составить предложение по заданной модели.
После того, как каждый ребенок составит предложение, педагог просит заменить действие, признак или предмет.
В ходе игры дети обмениваются игровым материалом. Игра заканчивается, когда все дети составят необходимое, по мнению взрослого, количество предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880504-1484865681.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"
Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1187360-1581266163.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873337-1483885556.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).
благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-343354-1384352291.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. В ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031793-1523975380.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).
ЛэпбукЧто такое лэпбук?Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book– книга). Это такая небольшая самодельна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/08/picture-1345369-1631072614.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
статья о развитии детской инициативы с помощью современных технологий...