Готовность к школе детей с нарушением зрения
презентация по коррекционной педагогике на тему
Готовность к школе- длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.pptx | 746.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика понятий Готовность к школе- длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.
Физическая готовность зачастую дети с проблемами зрения физически ослаблены, легче подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Многие дети перенесли одну, две, а иногда и больше операций органа зрения. У части этих детей обнаруживаются нарушения нервного статуса, сколиозы, вялая осанка. У 60% испытуемых наблюдается нарушение координации движений, у 13,3% - плоскостопие. Наличие подобных дефектов, сопутствующих ослабленному зрению, отмечают М. И. Земцова, А. Г. Литвак, А. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.
Психологическая готовность Интеллектуальная готовность У детей с нарушением зрения часто возникают трудности в: - восприятии; - запоминании; - умении следовать инструкции; - сравнении предметов по величине, форме, поверхности, цвету; - выделении существенного, главного; - обобщении, переносе знаний в новую ситуацию; - ориентирование в пространстве;
Восприятие снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира.
Для детей данной категории характерными являются: низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы; низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель); низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; плохое запоминание букв; невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов; пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов; низкий уровень овладения навыками письма и чтения; наличие серьезных затруднений в копировании букв; появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.
Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению познавательной деятельности и успеваемости в школе. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает формирование положительной мотивации учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.
Особые трудности возникают в тех случаях, когда не владение перечисленными общими способами умственных действий осложнено речевой пассивностью ребенка. Как правило, такие дети не принимают участия в ходе урока Они безучастны ко всему, что происходит на занятии, и только изредка оживляются, когда учитель обращается к ним по имени Вызывает также затруднения овладение некоторыми специфическими способами умственных действий по математике, языку и другим предметам . Из-за недостатка конкретных представлений об окружающем слабовидящие дети зачастую не понимают содержания арифметической задачи, литературных текстов, что снижает их интерес к учебной деятельности.
Снижение зрения сказывается на формировании представлений и развитии понятийной стороны речи . У слабовидящих и слепых детей в дошкольный период жизни накапливается значительный запас таких слов, за которыми не стоят четкие, конкретные образы.
Сложности в трудовой деятельности связаны с: с соматической ослабленностью; недоразвитием координации движений; У большинства таких детей отмечается отрицательное отношение к предстоящей трудовой деятельности. У многих выполнение трудовых действий, даже самых примитивных, связанных с самообслуживанием, замедлено.
Дети с нарушениями зрения зачастую ограничены в общении. Они ограждаются от выполнения многих трудовых обязанностей, редко включаются в совместные игры с другими детьми, не могут наблюдать за трудом взрослых на расстоянии. Жизненный опыт этих детей обеднен. Замедляется развитие игровой деятельности, в особенности ролевой игры, которая имеет огромное значение для нравственного воспитания ребенка. Личностная готовность
Подготовка детей с нарушениями зрения к школе. Свиридюк отмечает необходимость формирования способов познавательной деятельности при подготовке детей с нарушением зрения к школе. Это обеспечивается путём целенаправленного развития у детей познавательной самостоятельности, которую можно определить как готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. В начале необходимо сформировать предпосылки для развития познавательной самостоятельности у детей. Для этого необходимо включать детей в совместную с педагогом, а позднее и в самостоятельную поисковую деятельность. Это позволяет выработать у ребёнка познавательную позицию по отношению к окружающему миру .
Коррекционные задачи занятий по подготовке к школе детей с нарушениями зрения. Нравственное воспитание 1.Коррекция представлений о добре и зле, формирование эстетических понятий (скромность, честность, вежливость и т. д.). 2.Побуждение к поведению в соответствии с нравственными нормами, формирование критического отношения к своим поступкам и поведению товарищей. 3.Преодоление потребительского отношения к окружающему, пробуждение познавательного интереса к предметам окружающего мира. 4.Формирование уверенности в себе, преодоление негативизма, пробуждение эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, желания помочь, уступить и т. д.
Умственное воспитание 1.Развитие сенсорных функций (цветоразличения, глазомера и т. д.). 2. Исправление произношения, развитие связной речи. 3. Восполнение пробелов в знаниях об окружающем (конкретизация, уточнение представлений). 4. Развитие планирующей деятельности, анализирующего наблюдения, способов сравнения, переноса знаний в новую ситуацию и обобщения. 5. Умение осуществлять поисковую деятельность и словесно оформлять полученную информацию в виде монологической связной речи. 6. Формирование умений преодолевать трудности, совершенствование волевых усилий.
Трудовое и физическое воспитание 1.Коррекция личности посредством (преодоления соматической ослабленности, пробуждение уверенности в себе, самостоятельности, желания преодолевать трудности, двигательной активности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости). 2.Развитие координации движений мелкой моторики рук. 3.Автоматизация способов ориентирования в большом пространстве, умения работать по инструкции. 4.Стабилизация внимания. 5.Развитие сенсорных функций (форморазличения, глазомера и различения величины).
Эстетическое воспитание 1.Пробуждение положительного настроения, ощущения уверенности в себе. 2.Формирование единого темпа и ритма в работе, целенаправленности действий, устойчивости внимания, волевых усилий. 3.Пробуждение познавательного интереса к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения
В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.В основу ствтьи положен опыт рабо...
Диагностика готовности к школе детей с нарушениями зрения
диагностические методики...
Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения
О роли развития воображения у дошкольников, т.к. без развитого воображения ребенку будет трудно осваивать школьную программу, адаптироваться в социуме....
Роль воображения при подготовке к школе детей с нарушением зрения
О роли воображения при подготовке к школе...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Год до школы… или Как подготовить к школе детей с нарушением зрения»
Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешно, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.Первый класс-это серьезное испытание, к...
Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...
Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта
В статье рассмотрены особенности проявления психологической готовности к школе у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста...