Лексическая тема " Одежда, обувь"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционно - образовательные задачи: Активизировать словарный запас по лексическим темам: "Одежда", "Обувь"; формировать умение различать по назначению разные виды одежды и обуви (летняя, осенняя, зимняя, весенняя, детская, женская, мужская).Формировать умение составлять описательный рассказ по схеме.
Коррекционно - развивающие задачи: Учить детей соотносить притяжательные местоимения МОИ, МОЯ с именами существительными. Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький). Совершенствовать зрительное и слуховое внимание, пространственную ориентировку. Развивать координацию речи с движением общую и мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь другим.
Оборудование: сундучок с одеждой детей; предметные картинки: одежда, весенняя обувь для дошкольников; комплекты с деталями одежды; тазик с кукольной одеждой, бельевая веревка, прищепки, схема описательного рассказа; две карточки с изображением снежинки и солнышка, два обруча, магнитофон, фонограмма песни «Ах, вы сени».
Ход занятия:
- Организационный момент. Дети входят в зал вместе с логопедом и подходят к сундучку. Логопед: - Ребята, что это? Какой красивый сундучок! Что же там находится? Хотите узнать?
II. Игра "Волшебный сундучок". Логопед: Для этого угадайте загадки.
1. Дождик, посильнее плачь, Я надену новый (Плащ) После того как дети отгадали загадку учитель-логопед достаёт плащ и говорит: «Это МОЙ плащ». Логопед продолжает загадывать загадки, дети узнают свои вещи и отвечают на вопрос: Это чей...? Это чья...? (составляют предложения по образцу, логопеда).
2. Разошлись мальчики в тёмные чуланчики, Каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатки)
3. Красуясь на шее он нас согревает, От холода, стужи оберегает. (Шарф)
4. Чтоб ноге стало теплее -надевай его скорее. (Носок)
5. В чистом поле – ворота и два длинных хода: По одному пойдёшь, из другого выйдешь. (Рубашка)
6. Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежка)
Логопед: Молодцы, ребята, отгадали все загадки и узнали, что лежало в сундучке. Как это всё, можно назвать одним словом? (одежда). Правильно. Ребята, одежду, которую носят дети, называют детской одеждой. Догадайтесь, а как называют одежду, которую носят мужчины? (мужская одежда). А которую носят женщины? (женская одежда). Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о разной одежде и обуви. Вы станете моими помощниками в нашем разговоре об одежде и обуви? Очень хорошо! Логопед предлагает детям пройти к столам и сесть на стульчики.
- Игра "Составь из деталей целое" Ребята, сейчас каждый из вас возьмёт конверт, в котором находится комплект с деталями одежды. На счёт "раз" - вы откроете конверт, на счёт "два" - достанете части одежды, "три" - составите целое. Дети составляют одежду из комплекта деталей. Логопед индивидуально спрашивает: покажи и назови части одежды. Что из них можно составить? Что ты составил из своих деталей одежды, у одного ребенка по ширине юбка широкая, а у другого -… узкая. Что ты составил из деталей одежды? (Шорты). Лампасы у шорт какие? (Короткие), а у брюк - ...длинные и т.д. Логопед предлагает детям присесть на коврик.
IV. Работа с предметными картинками на ковре.
1. Ребята, в разное время года мы с вами носим разную одежду и разную обувь. Давайте рассмотрим картинки, назовём их. В первый ряд выложим картинки, на которых нарисована одежда. Ребята, про что можно сказать МОЯ? - .... Про что мы скажем МОЙ? Во второй ряд – обувь
2. Сейчас мы эти картинки распределим по временам года. В первый обруч положим картинку солнышко. Во второй - снежинку. В какой обруч мы положим летнюю одежду и обувь? Почему? Какие картинки будем складывать во второй обруч? Почему? (под музыку дети распределяют картинки по обручам). Назовите, какая одежда и обувь находится в этом обруче? А в следующем?
V. Физкультминутка "Помощники".
Дружно помогаем маме, (наклонившись "полощут" бельё) Мы бельё стираем сами (имитация руками стирки белья) Раз, два, три, четыре (загибание пальцев одновременно на двух руках) Потянулись, наклонились (действия согласно тексту) Хорошо мы потрудились (жест "о,кэй") Логопед достаёт тазик, в котором лежит кукольная одежда и предлагает детям развешать её на бельевой верёвке и пристегнуть тугими прищепками.
VI. Составление описательного рассказа по схеме. Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и уточняет её назначение. Затем предлагает детям пройти к столу, сесть на стульчики, выбрать каждому предметную картинку с одеждой для составления описательного рассказа. Что это? Цвет одежды , детали, части одежды , сезонность одежды , действия с одеждой, материал ,для кого предназначена. После составления рассказов-описания одежды звучит песня на мелодию «Ах, вы сени» и логопед предлагает её спеть и станцевать.
V. Упражнение на развитие чувства ритма, координацию движения и слова в сочетании с музыкой. Песня на мелодию «Ах, вы сени» . Пришла зима. Наступили холода. (разводим руки в стороны, скрещиваем на груди) Ой, да. Ой, да-да. Не страшны нам холода. (отхлопываем ритм руками) Чтоб не мерзли наши ножки, Обуваем мы сапожки (выставляем поочередно ноги вперед на пяточку) Ой, да. Ой, да-да. Не страшны нам холода. (оттопываем ритм ногами) Шапка, шапка выручай, ушки нам ты согревай. (потираем руками уши) Ой, да. Ой, да-да. Не страшны нам холода. (отхлопываем ритм руками) Чтобы ручки нам погреть надо варежки надеть. (имитация надевания варежек) Ой, да. Ой, да-да. Не страшны нам холода. (отхлопываем ритм руками) Куртку новую наденем, теплые штанишки. (имитация надевания куртки и штанишек) С горки едут с ветерком девчонки и мальчишки. (бег друг за другом по кругу)
VI. Итог занятия. Логопед: Ребята, сейчас давайте подойдем к «Волшебному сундучку». Используя слова МОЙ или МОЯ пусть каждый из вас возьмёт свою вещь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".
В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы". Занятие направлено на пополнен...
Стихи и потешки для детей раннего возраста. Лексическая тема "Одежда, обувь"
Стихи и потешки для детей раннего возраста. Лек...
Лексическая тема "Одежда. Обувь. Головные уборы" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.
Игры и упражнения помогут в развитии и обогащении словарного запаса детей по данной лексической теме....
Речевой материал по коррекции звукопроизношения. Лексическая тема « Одежда, обувь»
Автоматизация звуков на разных этапах коррекционной работы (слоги, слова, фразы, предложения) с использованием материала по данной лексической теме....
Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....
Домашние задания по лексической теме "Одежда. Обувь. Головные уборы"
В материале представлены домашние задания для закрепления лексической темы "Одежда. Обувь. Головные уборы"...
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя...