Без паники! Ребенок – аутист.
консультация на тему

Лысенко Татьяна Алексеевна

Аутизм – это нечто среднее между  гениальным и необычным человеком, неприспособленным к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rebenok-autist.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда

Без паники!

Ребенок – аутист.

Подготовила: воспитатель

Т.А.Лысенко

2016 год

Аутизм – это нечто среднее между  гениальным и необычным человеком, неприспособленным к жизни.

Жизнь в себе…

Долгие годы детей – аутистов причисляли к умственно отсталым, так велика разница между их заторможенностью, реакциям на события внешнего мира и реакцией их сверстников. Однако по мере того, как они вырастали, становилось ясно, что многие из них – необычайно талантливые люди, неординарно мыслящие.

Признаки аутизма

Ранний детский аутизм проявляется в возрасте от 1 года до 3 лет. Признаки болезни очень разнообразны. Об аутизме можно говорить, если подрастающий ребенок не просится на руки, пассивен и вял, сам выстраивает свой собственный ритм жизни. Таким же может быть отношение к другим детям: часто ребенок их просто не замечает или может рассматривать и трогать, как неживой предмет. Дети – аутисты любят игрушки, издающие шум, например подолгу могут крутить юлу. Но в совместных играх ребенок не участвует, потому что не может усвоить правил игры. Зато может перевоплощаться в героев мультфильмов и рассказывать о себе невероятные истории. Часто эмоциональное состояние ребенка не совпадает с эмоциональным состоянием окружающих. Если кто – то плачет, он может смеяться и наоборот.

У многих детей – аутистов медленно и плохо развивается речь. Она может и вообще не развиваться: нередко такой ребенок вырабатывает свой собственный, понятный только ему язык. Если же слова и появились, то это могут быть какие – то сложные, редкие слова; речь, как правило, монотонная, очень быстрая или очень медленная, неритмичная, ребенок может называть цвета по – своему: синий - «как небо», красный – «фруктовый», «яблочный».

Аутичные дети очень долго говорят о себе во втором или третьем лице, не используя местоимение «я», речь насыщают цитатами из мультфильмов или реклам. Благодаря великолепной памяти они способны запомнить длинные предложения, стихи, целые страницы из книг и с точностью воспроизводить их. Нередко у ребенка прекрасный музыкальный слух, он внимательно слушает и безошибочно узнает мелодии, правда, некоторые напевы могут вызвать испуг. Кстати, испугать такого малыша можно и совершенно не страшным, с нашей точки зрения, действиями, например, расставив мебель, изменить привычный маршрут прогулки. При этом «общепринятых» страхов у малыша может не быть – скажем, он спокойно может нырять, не умея плавать, не боится темноты.

Откуда этот недуг?

Есть мнение, что аутизм возникает в результате врожденной дисфункции мозга, по другой версии – за все в ответе гены.

Психологи рассматривают аутизм как одну из форм раннего психоза.

С чего начинается?

С самого рождения аутичный ребенок отличается от своих сверстников. Он вялый, малоактивный, может подолгу не просить есть, терпеть мокрые пеленки. К таким детишкам не просто приспособиться. У них могут вырабатываться особые привычки по – особенному укладываться спать.  Такого ребенка трудно удержать на руках или в коляске.  Ребенок становится более возбудимым к году.  А когда он начинает самостоятельно передвигаться, то вообще становится трудно управляемым.

Многие дети в дошкольный период начинают лучше воспринимать обращенную к ним речь и даже контактируют с другими детьми. Но 40% аутистов в подростковом возрасте становятся замкнутыми. К взрослому возрасту у них формируются своеобразные манеры поведения. Одни по – прежнему замкнуты и избегают контактов с другими людьми, другие, напротив, стремятся к контакту.  Третьи пассивно принимают общество других людей.

За что уцепиться?

Для каждого ребенка требуется индивидуально подобранная программа. С ним должен работать психолог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Многим рекомендуются общения с животными, прежде всего с лошадьми. За лечением наблюдает невролог. Прогноз на будущее зависит от сложности заболевания, развития интеллекта и речи, начала лечения. Чем раньше родители замечают проблему и чем раньше начинают заниматься ей, тем больше шансов у аутичного ребенка адаптироваться в обществе. Детям – аутистам можно помочь, только если с ними регулярно заниматься. И, конечно, любить их.

Как победить болезнь?

Победа болезни возможна лишь в том случае, если вы встречаете ее, не опуская головы. Если вы готовы к борьбе, внимательно слушайте то, что говорит вам специалист: зачастую несложные упражнения, которые нужно выполнять с ребенком постоянно, приводят к таким ошеломляющим результатам, что никакого времени для этого не жаль! Но и чуда не ждите: недуг побеждает только самый упорный и самый любящий.

Что предлагают сегодня медики?

Лет 30 назад западные врачи разработали специальный цикл. Он основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некие последствия, и, если ребенку эти последствия нравятся, он будет стараться это поведение повторять. При выполнении этой программы все сложные навыки, в том числе речь, умение смотреть в глаза собеседнику, разбиваются на мелкие блоки. Каждый из них разучивается с ребенком отдельно, после чего выученные кусочки «склеиваются» в единую цепь.

Если ребенок не может справиться с заданием, ему нужно помочь, вознаграждая за правильные ответы и действия и не ругая за ошибки.

Как это выглядит?

Например, вы говорите: «Подними руку», при этом поднимаете руку ребенка. После нескольких попыток малыша просят поднять руку, но уже не поднимают ему. Если он поднимает руку, его хвалят, если нет – повторяют движение с подсказкой снова. Упражнение считается освоенным, когда в 90% случаев ребенок правильно выполняет команду – просьбу без подсказок. Затем переходят к другому упражнению, причем непохожему на первое, например, учатся выполнять команду «кивни головой». Соединяют эти 2 движения в одно, сначала чередуя движения(«подними руку» - «кивни головой»), затем присоединяя эти 2 движения к цепочке выученных ранее. Будьте терпеливы. Это лишь кажется, что все просто. Ребенку очень тяжело, но он старается. Наступит момент, когда он начнет легче осваивать подобные упражнения и новые команды будет запоминать быстрее и легче. Наступит время, когда малыш будет усваивать информацию так, как это делают другие, типично развивающиеся дети.

Терпения вам!

Специалисты рекомендуют заниматься такими программами по 30-40 часов в неделю, причем занятия нужно начинать до того, как ребенку исполнилось 6 лет – чем раньше, тем лучше. Но и результат впечатляющий – до 90% детей, прошедших через такое обучение, улучшают свое состояние. А это самое главное.

Подведем итог. Если вы хотите помочь ребенку, не позволяйте себе расслабляться, отчаиваться и лениться! Ищите специалистов, проявляйте активность. И не жалейте для вашего малыша любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понимания невербальных средств общения у детей - аутистов

Здесь можно найти рекомендации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с РДА...

Презентация "10 вещей, которые не стоит говорить аутисту"

Презентация предназначена школьникам-подросткам и взрослым людям. Эти советы помогут людям избежать некорректных ситуаций в общении с аутистами...

Агрессия у аутистов

Материал в помощь родителям аутичных детей...

дети аутисты

материал предназначен для консультаций с родителями...

Конспект занятия по обучению глобальному чтению детей аутистов

Индивидуальное занятие с ребенком аутистом 5 лет  по обучению глобальному чтению...

конспект занятия по физическому развитию с детьми - аутистами.

Особенности проведения занятий с детьми-аутистами....

Совместное рисование с детьми - аутистами.

Все обучение детей проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенапра...