дети аутисты
материал на тему
Предварительный просмотр:
АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)
Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.
Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.
Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.
Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.
Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.
По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.
Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.
Особые дети (аутизм)
Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.
О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок - аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.
Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?
До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми - аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.
В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети - аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию. [Далее…]
В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.
В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть "ты" или "он"- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.
Несмотря на то, что дети - аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.
Родители, которые имеют детей - аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей - аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.
Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей, помочь им найти контакт с внешним миром. Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка. Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.
Несколько рекомендаций для родителей:
- ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;
- режим, дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
- необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
- необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются;
- аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом;
- не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день:
- необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;
- желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
- большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок - место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать;
- необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
- дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;
- необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;
- найдите хорошего врача - психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;
- важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который дествительно индивидуально подходит ребенку;
- дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка;
- дети, страдающие аутизмом, часто имеют недостаток цинка и избыток меди. Необходимо регулярно исследовать кровь ребенка на определение уровня минералов и, при необходимости, давать минеральные добавки;
- хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.
Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:
1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
5. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.
И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...
Удачи вам и терпенья. DoctorPapa.
Из выпуска от 20-05-2009 рассылки
Наш корреспондент беседует с кандидатом медицинских наук, психиатром высшей категории, заведующим кафедрой психотерапии, курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской Академии Игорем Валерьевичем Добряковым.
? Игорь Валерьевич, почему в последние годы появилось много детей с неврологической патологией, с чем это связано?
— Здесь очень много причин. Это и ухудшение экологии, и социальные потрясения, которые переживает наша страна. И, как это ни странно, успехи медицины: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.
? А каковы факторы риска развития у ребёнка такого заболевания, как аутизм?
— Это и воздействие неблагоприятных факторов во время беременности и родов, в том числе инфицирование вирусом краснухи, и имеющиеся у ребёнка заболевания: фенилкетонурия, менингит, энцефалит и некоторые другие.
? Можно ли диагностировать неврологические и психические отклонения ещё в перинатальном периоде?
— Конечно. Есть совершенно определённые наследственные заболевания, которые диагностируются еще внутриутробно, например, синдром Дауна.
? Можно ли диагностировать аутизм во время беременности?
— Нет. Аутизм — это целый комплекс расстройств. Его можно увидеть практически сразу после рождения ребёнка. Кроха не имеет комплекса оживления, который есть у детей первого месяца жизни, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза. Сами родители очень интересно говорят об этих детях: когда они берут ребёнка на руки, то он не готов к тому, что его взяли. Они рассказывают, что складывается ощущение, будто берёшь в руки кулёк с мукой. Малыш — просто, не высказывая эмоций, висит. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми. Чем дальше, тем больше симптоматика аутизма пугает родителей. Эти дети очень боятся перемен. Когда говорят, что аутисты — это дети отгороженные, то это не совсем правильно. Наоборот, они чрезмерно открытые. На мой взгляд, аутизм — это прежде всего нарушение самосознания. Обычный человек постепенно начинает строить границы своего тела, своей души. В конечном итоге он выделяет себя из окружающей природы. Поэтапное построение самосознания происходит примерно к 3-м годам. И проявляется это в том, что дети начинают говорить о себе во втором или третьем лице. Раньше они не знали своих границ, отождествляя себя с матерью. В 3 года ребенок вдруг начинает говорить «я хочу», «мне надо»... — это означает, что он построил свои границы — и их надо уважать. В противном случае начинается конфликт.
Ребёнок, больной аутизмом, этого этапа достигает очень поздно или вообще не достигает. Он не говорит о себе «я», он не строит границ своего тела, своей души. Более того — он не очень хорошо понимает окружающие предметы, он не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Эти дети не могут отличить живые предметы от неживых. Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы тождества, стереотипии: они могут повторять одни и те же движения (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).
То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает.
Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.
? Нельзя ли такие гениальные возможности как-то использовать?
— Только с согласия ребенка. Аутисты всё хорошо понимают, но, к сожалению, у них нет интуиции. Они не могут участвовать в разговоре. Они часто чувствуют себя одинокими. Эти пациенты боятся врачей, таблетку проглотить — целая проблема. Они страшаться незнакомых, непонятных звуков, пылесоса, кофемолки, электродрели.
В то же время привыкают к вещам и очень не любят, когда что-то меняются. Помните фильм «Человек дождя»? Главный герой — типичный аутист. Эти люди определённым образом «общаются» с вещами, если этот порядок нарушается, у них появляется очень сильная тревога. Тревога — мучительна, но с ней можно бороться. Один из способов — это введение в неизвестную ситуацию какого-то знакомого элемента. Так, если бы было можно, малыш бы носил всегда одну и ту же одежду. Порой переодеть аутиста — целая проблема. Ребёнок-аутист боится играть с детьми, он играет рядом. У него есть любимый маршрут для прогулки, любимая скамейка. Взрослому может казаться странным, что ребенок хочет идти именно этим путем, но... На самом деле это ритуал, который помогает малышу справиться с тревогой.
? Получается, с ребёнком-аутистом не нужно спорить, нужно делать так, как он хочет?
— Совершенно верно. Не нужно провоцировать тревогу.
И, конечно, следует учитывать, что заболевание может быть разное по тяжести. Есть «лёгкие» аутисты, которых удаётся хорошо социализировать. Есть тяжёлый аутизм. Так, при синдроме Ретта аутизм порой прогрессирует очень быстро. Замедляется рост головы с формированием микроцефалии, утрачиваются ранее приобретённые навыки, развиваются тяжёлые вазомоторные нарушения, появляются судороги. Есть аутизм в рамкам ранней детской шизофрении. Интеллект у аутистов тоже может быть разным: от дебилизма до совершенно высокого уровня IQ. Правда, проявление высокого интеллекта своеобразно: они плохо, к примеру, понимают социальные ситуации, но при этом прекрасно умеют считать.
Если правильно подходить к таким детям, заниматься с ними, то они могут хорошо приспособиться к жизни.
? Как отличить упрямство здорового ребёнка от проявления аутизма?
— Вообще родители всегда должны задумываться, почему ребёнок на чем-то настаивает, что стоит за его капризами, за его упрямством. Потому что нарушение поведения могут дать и другие психические нарушения.
За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Некоторые ученые связывают такой рост с детскими прививками, в то время как другие уверены, что причина в изменившейся окружающей среде.
Доктор Шаток, являющийся вице-президентом Всемирной Организации Аутизма, разъяснил, что цифры о значительном росте случаев аутизма получены на основании анализа данных, собранных за период с 1966 по 1999 годы.
Профессионалы, занимающиеся проблемой аутизма, призывают прессу не делать скоропалительных выводов, а дождаться результатов исследований, направленных специально на выяснение причин драматического роста случаев этого заболевания.
Последние исследования, результаты которых были доложены на конференции «American Society of Human Genetics», показали, что шансы ребенка получить аутизм зависят от того, от кого из родителей пришел дефектный ген.
Ученые уже давно предполагали генетическую базу у аутизма, но теперь стало ясно, что это заболевание развивается в результате процесса, который называется генетическим импринтингом.
Исследователи из Медицинского центра Университета Дьюк показали, что отцы могут иметь ген, ответственный за аутизм в хромосоме № 7, в то время как матери могут иметь дефектный ген в хромосоме № 15. Обычно гены находятся в двух состояниях: доминантном и рецессивном. Причем именно доминантный ген детерминирует то, что ребенок унаследует от родителей. Ученые убеждены, что если они будут хорошо понимать генетические факторы аутизма, то удастся разработать метод генетического тестирования, который будет очень важен для семей, входящих в группу риска по этому заболеванию.
Трудность заключается в том, что, по-видимому, аутизм кодируется не одним, а несколькими генами.
Некоторые аутисты интересны еще и потому, что именно они, как правило, проявляют способности, которые потом эксплуатируют в своих фильмах голливудские продюсеры.
Рэймонд Бэб-бит («Человек дождя») помнил, кто в каком году выиграл матч на первенство НБА, знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. И это отнюдь не преувеличение. Судя по американской статистике (в России она просто не ведется), 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Никакого внятного объяснения этот феномен не имеет. Никто не знает, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха, а другие (согласно статистике, около 50%) по развитию ничем не отличаются от олигофренов.
Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.
С маниакальной педантичностью взрослые аутисты расставляют вещи в своем доме. Они точно знают, где что лежит, и не дай бог кому-нибудь нарушить сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо.
Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.
Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка. В худшем случае врачи говорили, что он умер при родах. Причем тогда не разделяли олигофренов и аутистов. У таких детей не было будущего или возможности оказаться полезными обществу. Сколько потенциальных гениев потеряла наша страна за все время существования инструкции, остается только гадать Наш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма — болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 — 20 — аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка.
Бытует мнение, что в распространении аутизма виновата обычная вакцинация. Так, основатель частного исследовательского института аутизма в Сан-Диего психолог Бернард Римланд уверен,что особенно опасны в смысле появления болезни комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки). А вот координатор подразделения нейробиологии и генетики аутизма в Национальном институте США детского здоровья и развития человека Мэри Бристол-Пауэр называет среди возможных причин заболеваемости пестициды и загрязнители окружающей среды.
Новое лечение, вызывающее несомненный интерес, но пока еще не подтвержденное научными изысканиями, могло бы приподнять завесу молчания над аутизмом. Это лечение, в котором используется гормон секретин, в значительной степени улучшает поведение некоторых детей-аутистов. Дети, страдающие аутизмом, не вырабатывают достаточного количества секретина. Из этого следует, что процесс пищеварения протекает у них менее эффективно. Секретин оказывает целый ряд положительных воздействий, и некоторые из них представляются весьма значительными, поскольку они связаны с проблемами визуального контакта, общения, осознания окружающего мира или речи.
Представляется, что секретин также тесно связан со многими мозговыми функциями.
Назначение антибиотиков может помочь некоторым детям, страдающим аутизмом, сообщает «Associated Press». К такому выводу пришли специалисты чикагской детской больницы, опубликовавшие результаты своих наблюдений в свежем номере «Journal of Child Neurology». К сожалению, в настоящий момент наблюдается лишь временный эффект от применения антибактериальных препаратов.
Основная проблема состоит в том, что положительное действие курса антибиотиков оказалось лишь временным. Примерно через три месяца дети, участвовавшие в эксперименте, возвратились в свое обычное состояние. Кроме того, похоже, что помогает это лечение лишь небольшому проценту пациентов, болезнь которых обусловлена патогенными бактериями в кишечнике. Еще одна проблема состоит в том, что для лечения использовался ванкомицин — антибиотик, традиционно применяемый при тяжелых, резистентных к другим препаратам инфекциях. Использовать его нужно очень осторожно, иначе вскоре бактерии приобретут устойчивость и к нему, и тогда лечить тяжелые инфекции будет нечем.
Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире. В России подход один. Зато универсальный. Нет человека — нет проблемы. А человека, вернее, аутистов у нас действительно нет. Диагноз «ранний детский аутизм» ставится только детям до 10 лет. После — его зачеркивают и пишут сверху «психопатия». Или более конкретно — «шизофрения»...
ПРЕБИОТИКИ?..
«Здравствуйте, уважаемая редакция. Моей дочке 7 месяцев. Мы вводим прикорм . Слышала о том, что в некоторые продукты питания для детей добавляют пребиотики. Что это такое?» Анна Маненкова, г. Москва
Пребиотики — это природные высокомолекулярные углеводы, источником которых являются многие виды растений. Пребиотики «подкисляют» кишечный сок и, как следствие, создают благоприятную среду для нормальной микрофлоры. Кроме того, они стимулируют рост и метаболитическую активность бифидо- и лактобактерий. В результате за счет уменьшения РН кишечного сока резко снижается рост и размножение болезнетворных и гнилостных микроорганизмов. Создается более комфортная среда для роста полезной микрофлоры. Повышается всасываемость таких важных для жизни химических соединений и элементов, как кальций, железо, витамины и другие биологически активные вещества. Благодаря наличию пребиотиков активизируется перистальтика кишечника. Значительно возрастает концентрация жизненно важных микроорганизмов, таких как бифидобактерии и лактобактерии, следствие этого повышается активность местного иммунитета за счет продукции: бактериоцинов, лизоцима, органических кислот и др. Стимулируется Т-клеточный иммунитет.
Скоро появится новый вид детской каши «Bebi», производства компании «Колинска» — «Низкоаллергенная кукурузная каша с пребиотиками». В ее составе отсутствуют сахар, глютен, молоко. Каша обогащена необходимыми витаминами и микроэлементами, среди которых — чрезвычайно важные для ребенка первого года жизни железо и йод.
Константин Сороковой, к.м.н., педиатр.
Возникла проблема - нашли в Инетернете статью о СЕКРЕТИНЕ, препарате помогающем при лечении РДА (ранний детский аутизм). Живем в Казахстане и в аптеках этот препарат найти не можем. Если есть возможность посмотреть в российских аптеках, будем очень благодарны. Болезнь ребенка никак нельзя запустить.Это очень важно.Помогите, пожалуйста.
Наш адрес: tomara_v@mail.ru tomara_v@mail.ru
ОТВЕТЫ
Вот какую информацию удалось получить:
NN
Прочла ваше сообщение и решила поискать такое лекарство в Аптеках Москвы, но везде ответ был отрицательным, потом поискала в том же интернете, и вот что нашла:
Родители пребывают в неведении Как нам известно, в США до настоящего времени приблизительно 120 детей-аутистов прошли лечение секретином. Однако очень немногие врачи используют его для лечения детей-аутистов.Эти врачи не хотят громко заявлять о себе, потому что использование секретина для лечения пока еще не было утверждено управлением ФДА, и, таким образом, секретин теоретически пока еще не разрешен, и в любом случае, они не смогли бы противостоять наплыву новых пациентов.
Диагностика гастро-энтерологических проблем - это единственная сфера применения секретина, утвержденная Управлением ФДА, а секретин отпускается только по рецептам. Он пока еще не был утвержден как самостоятельное средство лечения.
Таким образом, очень трудно найти врача, который мог бы делать инъекции секретина (что требует всего нескольких минут). Еще одна проблема: наличие секретина в аптеках. Изготовитель, фирма "Ферринг Фармацеутиколз" была информирована о связке "аутизм-секретин", и ее попросили значительно увеличить его производство, но решение, естественно, остается за компанией. Судя по всему, на рынке в 1999 году появился и ее один производитель, что позволяет надеяться на то, что дефицита лекарства не будет.
Хотя по вышеназванным причинам исследовательский институт по проблемам аутизма (Autism Research Institute) и не может назвать имена врачей, которые делают инъекции секретина, контакт с ними поддерживается, как и с семьями, дети в которых получают секретин. Институт собирает данные из этих двух источников (а также и из других), чтобы как можно скорее предоставить максимум информации всем заинтересованным сторонам.
Выводы: Считается, что использование секретина является самым многообещающим при лечении аутизма, но именно здесь мы оказываемся, быть может, перед самой большой дилеммой: по поводу этого лечения, которое могло бы помочь тысячам детей, судя по всему пока еще не ведется никакого доказательного исследования. Родители, как и врачи, действуют на свой страх и риск. И все же результаты, собранные до настоящего времени (на декабрь 1998 года) достаточно впечатляющие, поскольку у 70-75% пациентов, проходивших лечение, улучшения наблюдались с самой первой инъекции. Но пока еще слишком рано подробно говорить об этих случаях, которые должны еще быть проанализированы.
Окончательные доказательства эффективности терапии на основе секретина будут получены только после проведения других исследований. Проводятся предварительные тесты, но, возможно, придется еще подождать, прежде чем секретин будет одобрен и утвержден для лечения аутизма Управлением по пищевым продуктам и лекарственным средствам (ФДА). Но, судя по всему, дело может быть ускорено, а ФДА проявит больше воли к сотрудничеству и более благосклонно воспримет эту идею (согласно данным Autism Research Review International, январь 1999). Может быть стоит попросить пользователей из США помочь? Удачи!
Из США: LenaSF
Судя по всему, если ФДА не утвердил это лекарство, оно не находится в продаже в США. Даже если лекарство есть/будет, то без рецепта врача его не продадут. Я не нашла это лекарство в списке всех существующих здесь лекарств, но он может иметь другое название здесь.
Песочная терапия. Чем нам поможет песок?
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В тоже время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.
Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь нам разобраться в себе, справится с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.
- Песочная терапия рассчитана только на детей?
Песочная терапия, по сути, игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать иго и выражать свои чувства. Но и взрослым полезно иногда поиграть. Так мы словно распахиваем двери для своего творческого начала. А оно, в свою очередь, придает нам сил для развития и перемен. Песочная терапия это игра с символами, которые помогают услышать свое «Я», которое способно подсказать вам выход из сложившейся ситуации либо пути решения проблемы.
-Почему песочную терапию еще называют «юнгианской»?
Дело в том, что создателем «песочной терапии» стала ученица известного психоаналитика К.Г.Юнга – Дора Калф. В основе песочной терапии лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам, справится с проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Сегодня песочную терапию использую в своей практике многие психологи и психотерапевты, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания.
-Как проходят сеансы песочной терапии?
Если психоаналитик использует в своей практике песочную терапию, в его кабинете вы наверняка обнаружите несколько полок с большим количеством различных фигурок и подносы с влажным и сухим песком. Врач попросит вас выбрать любые фигурки, которые вызовут у вас интерес. Времени для выбора у вас будет достаточно. Затем эти фигурки вы разместите в одном из подносов с песком. Расставлять фигурки можно абсолютно произвольно, менять местами. В общем, полный простор для фантазии и самовыражения. Когда, наконец, вы разместите все фигурки и скажете об этом психологу, менять уже ничего будет нельзя.
Терапевтический эффект может наступить уже на этапе расположения фигурок. Специалист создаст все необходимые для этого условия. Вы также можете попросить психолога интерпретировать то, что получилось на подносе, помочь связать песчаную картину с реальными событиями в жизни. Часто врач проводит несколько сеансов, причем это вовсе не означает, что на каждом вы будете непременно расставлять фигурки на песке.
- Как именно действует песочная терапия?
Песчаные картины подобны нашим снам. В обоих случаях они являются отражением нашего бессознательного. Однако сны не осязаемы. А при создании песчаных композиций мы получаем возможность «увидеть» наши внутренние конфликты и переживания. Ну а психолог, при необходимости, поможет все более подробно рассмотреть и осознать, что именно руководит нашими поступками и эмоциями. Таким образом, мы сможем встать на путь перемен.
Зачастую на сеансах мы словно восстанавливаем некогда утраченные частички нас самих. Одного этого уже немало для изменений. Вытянутые из глубин подсознания скрытые комплексы и проблемы, при более осознанном и критическом их рассмотрении, кажутся уже не такими страшными и неразрешимыми. Точно также как страшные чудовища в темной комнате мгновенно исчезают, стоит лишь включить там свет.
- Каковы особенности песочной терапии и в чем ее преимущества?
Во-первых, это большие возможности для самовыражения. Создаваемы в процессе сеанса песочной терапии композиции, позволяют нам выразить, что часто тяжело передать с помощью одних только слов. И это очень важный момент. Ну а если вы испытываете трудности либо по каким-то причинам не можете рассказать о своих переживаниях, то песочные картины способны помочь вам раскрыться. Это очень важно и для детей, которые часто просто не в состоянии описать словами то, что их беспокоит.
Нужно отметить, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как например, при простом рисовании. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно». Поэтому, на сеансе песочной терапии, вы чувствуете себя более раскованно и не склонны излишне контролировать и оценивать свои действия. Ведь понятия «красивая» или «правильная» песчаная композиция просто не существует. В то время как, например, в живописи или лепке всегда присутствует оценка правильности своих действий.
- Песочная терапия так похожа на обычную игру. В чем же разница между ней и просто игрой ребенка в песочнице либо на пляже?
Действительно, они очень схожи. Игра очень важна для ребенка. Она необходима для его развития. Играя, ребенок познает мир и учится преодолевать трудности, перестает бояться неизведанного.
Неважно, что именно будет делать ребенок на приеме у психолога. Гораздо важнее здесь сама атмосфера, правила и смысл происходящего. Это как рассказывать что-то разным людям. Вроде одна и та же история, а форма рассказа будет разная и зависит она в первую очередь от того, кому вы ее рассказываете, и как человек вас слушает.
Опытный специалист, внимательно наблюдая за ходом игры, всегда вовремя заметит сложную для ребенка ситуацию и поможет найти варианты ее решения или же скорректирует отношение ребенка к ней.
-Какое количество сеансов будет оптимальным?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос психологу необходимо для начала познакомится с вами и характером ваших проблем. Обычно для оценки ситуации хватает одной-двух встреч. В некоторых случаях, для того, чтобы лучше вникнуть в ситуацию потребуется больше времени. После этого вам назначать конкретное, оптимальное для вас, количество сеансов песочной терапии.
-Как можно получить более подробную информацию о песочной терапии?
Наиболее полные и исчерпывающие ответы на возникшие у вас вопросы вы сможете получить при личной встрече со специалистом.
Обратитесь к нам, в личной беседе мы вам расскажем гораздо больше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понимания невербальных средств общения у детей - аутистов
Здесь можно найти рекомендации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с РДА...
Конспект занятия по обучению глобальному чтению детей аутистов
Индивидуальное занятие с ребенком аутистом 5 лет по обучению глобальному чтению...
Консультация для родителей детей-аутистов: «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС».
Консультация для родителей детей-аутистов: «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС»....
Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ
Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....
"Дети аутисты или Дети дождя, кто они?"
ПОМОГИ МНЕ В ЭТОМ МИРЕ. Люди с аутизмом должны быть с нами 2 апреля — День всемирного информирования о проблемах аутизма. В разных странах проходят благотворительные мероприятия, флешмобы, ...
"Дети аутисты или Дети дождя, кто они?"
ПОМОГИ МНЕ В ЭТОМ МИРЕ. Люди с аутизмом должны быть с нами 2 апреля — День всемирного информирования о проблемах аутизма. В разных странах проходят благотворительные мероприятия, флешмобы, ...
Консультация для педагогов и родителей детей-аутистов: «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС».
Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Эт...