Проектная деятельность "Обучение детей экспериментированию"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие экспериментирования у детей с нарушением речи возможно, если: разработаны направления работы по формированию познавательного интереса; включены опыты в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах; обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Прежде, чем давать знания,
надо научить ребенка думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Актуальность:
Ребенок - природный исследователь окружающего мира, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний. Введению термина «экспериментирование» наука обязана ученому
Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».
В законе «Об образовании в Российской федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно- исследовательская, которая входит в число специфических видов деятельности, а значит создает условия для обогащения развития ребенка. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»,- говорил Н. Н. Поддьяков. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования
(Н. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Однако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы ДОУ, в том числе с детьми с ОВЗ медленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей с ОВЗ особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Введение в процесс обучения детской экспериментальной деятельности значительно облегчает процесс усвоения знаний у детей с ОВЗ, в том числе детей с общим недоразвитием речи.
Представляется, что решение поставленных проблем с помощью психолого-педагогических методов, эмпирических методов (опросов, наблюдений, опытов) поспособствует обучению экспериментирования у детей с ОВЗ.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментированию.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие экспериментирования у детей с нарушением речи возможно, если:
- разработаны направления работы по формированию познавательного интереса;
-включены опыты в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
-обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием.
Задачи:
Развитие познавательной активности.
Развитие интереса к поисковой деятельности.
ЭТАПЫ | МЕРОПРИЯТИЯ | МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
Информационно-установочный Задачи: 1.Подбор информации по изучаемой теме. 2.Выявление уровня развития экспериментирования (изучение и проведение анализа материалов исследования). | 1.Подбирает информацию по изучаемой теме 2. Психолого-педагогический эксперимент 3. Выявляет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели по итогам диагностики | 1.Книги, конспекты Интернет - ресурсы. 2.Диагностический инструментарий: Методика О.А. Соломенниковой 5 заданий: «Мир животных» «Растительный мир» «Неживая природа» «Времена года» «Правильное отношение к миру природы» | 1. Разработка направлений работы по формированию познавательного интереса. |
Практический Задачи: 1. Развитие познавательной активности. 2. Развитие интереса к поисковой деятельности. | 1.Эмпирические методы (опыты, наблюдения) в мини лаборатории. 2.Игры 2.Слушание звуков природы на аудиодисках. 3. Беседа по результатам просмотра видеосюжетов и презентаций. 2. Проведение игр и упражнений по компьютерной программе. | Опыты: - с водой; песком; льдом; Наблюдение: -за ростом растений - за животными -за звездами Мультимедиа: 1. Интерактивная доска. 2. Ноутбук. 3. Музыкальный центр. 4. Картотека компьютерных игр. Дидактические игры:
Компьютерные презентации:
Коммуникативные и подвижные игры:
| Рефлексия динамики процесса коррекции.
|
Заключительный Задачи: 1.Оценка эффективности использования ИКТ в коррекции памяти детей. | 1. Проведение диагностического обследования и анализ полученных результатов. 2.Создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей. Консультации для родителей. | Буклеты:
Консультации: «Мир вокруг нас», «Как организовать экспериментирование дома» | 1. Отслеживание эффективности методической разработки. |
Перспективы развития
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Познавательно-исследовательский интерес является хорошим средством для осуществления обучающей и развивающей деятельности для педагогов и психологов, а также родителей, желающим помочь ребенку пополнить и расширить представления об окружающем мире, развить его речь.
Список литературы:
- Авдеева Н. Н. Жизнь вокруг нас. - М.: Академия развития, 2003.-149 с.
- Балаценко Л.К. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. –М.: Дошкольное воспитание, 2005. - № 7.- с. 36-42
- Васильева А.И. Учите детей любить природу. – М.: 2002. – 56 с.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.- 80 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / под редакцией Л. Н. Прохоровой, М.: АРКТМ, 2004.
- Поддьяков Н.
- Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998 г.
- Рыжова Н. И. Игры с водой и песком. // Обруч, 2004 г. № 2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПБ, 2008 г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Я.: Академия развития, 2002. - 80 с.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
Интернет ресурсы:
www.babylessons.ru - детские развивающие игры
www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о проектной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе
Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывая...
Проектная деятельность по экспериментированию "школа волшебников".
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно иск...
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе
Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группеПроектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к позна...
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с песком»
Конспект НОД по экспериментированию для детей«Экспериментирование с песком»...
Проектная деятельность по экспериментированию "Хочу всё знать" (2-я младшая группа)
Долгосрочный проект, учасниками которого являются дети, родители и педагоги второй младшей группы. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
Проектная деятельность "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....