Проектная деятельность "Обучение детей экспериментированию"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Архипова Людмила Михайловна

Развитие экспериментирования у детей с нарушением речи возможно, если:  разработаны направления работы по формированию познавательного интереса; включены опыты в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах; обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Прежде, чем давать знания,

                                                                надо научить ребенка думать,                                                                                                      

                                                                воспринимать, наблюдать.

                                                                                   В. Сухомлинский

Актуальность:

   Ребенок - природный исследователь окружающего мира, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний. Введению термина «экспериментирование» наука обязана ученому

Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

 Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».

          В законе «Об образовании в Российской федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно- исследовательская, которая входит в число специфических видов деятельности, а значит создает условия для обогащения развития ребенка. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»,- говорил Н. Н. Поддьяков.                                               Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования

(Н. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).

      Однако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы ДОУ, в том числе с детьми с ОВЗ медленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей с ОВЗ особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

       Введение в процесс обучения детской экспериментальной деятельности значительно облегчает процесс усвоения знаний у детей с ОВЗ, в том числе детей с общим недоразвитием речи.

Представляется, что решение поставленных проблем с помощью психолого-педагогических методов, эмпирических методов (опросов, наблюдений, опытов) поспособствует обучению экспериментирования у детей с ОВЗ.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментированию. 

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие экспериментирования у детей с нарушением речи возможно, если:

- разработаны направления работы по формированию познавательного интереса;

-включены опыты в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;

-обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием.

Задачи:

Развитие познавательной активности.

Развитие интереса к поисковой деятельности.

        ЭТАПЫ

МЕРОПРИЯТИЯ

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Информационно-установочный

Задачи:

1.Подбор информации по изучаемой теме.

2.Выявление уровня развития экспериментирования (изучение и проведение анализа материалов исследования).

1.Подбирает информацию по изучаемой теме

2. Психолого-педагогический эксперимент

3. Выявляет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели по итогам диагностики

1.Книги, конспекты

Интернет - ресурсы.

2.Диагностический инструментарий:

Методика

О.А. Соломенниковой

5 заданий:

«Мир животных»

«Растительный мир»

«Неживая природа»

«Времена года»

«Правильное отношение к миру природы»

1. Разработка направлений работы по формированию познавательного интереса.

Практический

Задачи:

1. Развитие познавательной активности.

2. Развитие интереса к поисковой деятельности.

1.Эмпирические методы (опыты, наблюдения) в мини лаборатории.

2.Игры

2.Слушание звуков природы на аудиодисках.

3. Беседа по результатам просмотра видеосюжетов и презентаций.

2. Проведение игр и упражнений по компьютерной программе.

Опыты:

- с водой; песком; льдом;

Наблюдение:

-за ростом растений

- за животными

-за звездами

Мультимедиа:

1. Интерактивная доска.

2. Ноутбук.

3. Музыкальный центр.

4. Картотека компьютерных игр.

Дидактические игры:

  • «Когда это бывает?».
  • «Слово-загадка»

Компьютерные презентации:

  • «Времена года».
  • «Звуки природы». «Живая и неживая природа».
  • «4 царства природы».
  • «Вода в жизни человека».
  • «Мир за твоим окном».
  • «Вода и песок»

Коммуникативные и подвижные игры:

  • «Солнце»
  •  «Водопад».

Рефлексия динамики процесса коррекции.

  1. Повышение внимания и познавательной активности.
  2. Включённость в процесс занятий.
  3. Повышение мотивации к коррекционно -развивающим занятиям.
  4. Улучшение процессов памяти и внимания.
  5. Расширение словарного запаса и развитие активности речи

Заключительный

Задачи:

1.Оценка эффективности использования ИКТ в коррекции памяти детей.

1. Проведение диагностического обследования и анализ полученных результатов.

2.Создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей.

Консультации для родителей.

Буклеты:

  • «Растим Любознайку»
  • «Домашние опыты с водой»

Консультации:

«Мир вокруг нас»,

«Как организовать экспериментирование дома»

1. Отслеживание эффективности методической разработки.

Перспективы развития            

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость  совершать операции сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Познавательно-исследовательский интерес является хорошим средством для осуществления обучающей и развивающей деятельности для педагогов и психологов, а также родителей, желающим помочь ребенку пополнить и расширить представления об окружающем мире, развить его речь.

                                   

                                          Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н. Жизнь вокруг нас. - М.: Академия развития, 2003.-149 с.
  2. Балаценко Л.К. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. –М.: Дошкольное воспитание, 2005. - № 7.- с. 36-42
  3. Васильева А.И. Учите детей любить природу. – М.: 2002. – 56 с.
  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.- 80 с.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / под редакцией Л. Н. Прохоровой, М.: АРКТМ, 2004.
  6. Поддьяков Н.
  7. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998 г.
  8. Рыжова Н. И. Игры с водой и песком. // Обруч, 2004 г. № 2
  9. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПБ, 2008 г.
  10. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Я.: Академия развития, 2002. - 80 с.
  11. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

Интернет ресурсы:

http://txtbooks.ru 

http://www.yabooza.ru 

www.igraemsa.ru –

www.babylessons.ru - детские развивающие игры

www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения

http://ped-kopilka.ru 

http://bibl22.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проектной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе

Актуальность проекта         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывая...

Проектная деятельность по экспериментированию "школа волшебников".

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно иск...

Проектная деятельность «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в средней группе

Проектная деятельность «Детское экспериментирование  — путь к познанию мира» в средней группеПроектная деятельность «Детское экспериментирование  — путь к позна...

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с песком»

Конспект НОД по экспериментированию для детей«Экспериментирование с песком»...

Проектная деятельность по экспериментированию "Хочу всё знать" (2-я младшая группа)

Долгосрочный проект, учасниками которого являются дети, родители и педагоги второй младшей группы. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

Проектная деятельность "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....