Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:
§ Восприятие и понимание
§ Реакцию на речь окружающих
§ Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.
В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки…» (Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - стр. 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_obshcheniya_u_detey_rannego_vozrasta_s_sindromom_dauna.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *
* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 6: Восприятие речи).
План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.
Авт. – авторское название игры
ПЕРИОД | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА | РЕЗУЛЬТАТ | ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ |
Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО: 8 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игры «Оркестр» (авт.), «Стучат. Открой дверь!» (Громова, МФНДЛ, с. 15,16) | Реагирует на звук испугом или переменой в поведении. | 1. Колокольчики, издающие громкий звук. 2. Любая знакомая игрушка. |
1-я неделя | Игра «Кто так говорит?» (Громова, МФНДЛ, с. 17) | Реагирует на голос испугом или переменой в поведении. | 1. Различные игрушки (кошка, собака, корова). | ||
2-я неделя | В естественных ситуациях | На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего. | - | ||
2-я неделя | Чтение коротких стихотворений | Поддерживает контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот). | 1. Хрестоматия для самых маленьких. | ||
3-я неделя | Игра «Мячики и кубики» (Громова, МФНДЛ, с. 49) | Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой. | 1. Несколько разноцветных мячей. 2. Несколько разноцветных кубиков. 3. Машинка. | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 4-я неделя | Игра «Кубик настроения» (авт.) | Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого. | 1. «Кубик настроения» | |
4-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет простую просьбу, сопровождающуюся жестами. | - | ||
5-я неделя | Игра «Отзовись!» (авт.) | Оборачивается, услышав свое имя. | - | ||
5-я неделя | В естественных условиях | Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие. | - | ||
6-я неделя | Игра «Ладушки». Подвижная игра «Мишки» (Мы хлопаем, как мишки…) (авт.) | В ответ на словесную просьбу машет рукой или хлопает в ладоши. | - | ||
7-я неделя | Игры «Играем в мячик», «Прятки» (Громова, МФНДЛ, с. 25, 30) | Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают. | 1. Мячи разного размера и цвета. 2. Машинка. 3. Кукла. | ||
8-я неделя | Рассматривание семейных фотографий | Находит членов семьи, о которых его спрашивают. | 1. Семейные фотографии. | ||
Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игра «Малышка-погремушка» (авт.) | Ищет глазами, откуда исходит звук. | 1. Колокольчик, издающий громкий звук. |
1-я неделя | Игра «Найди колокольчик» (Громова, МФНДЛ, с. 15) | Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову). | 1. 2-3 колокольчика. 2. Любая игрушка. 3 Несколько помощников. | ||
1-2 неделя | В естественных ситуациях | Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову) | - | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 3-я неделя | Игра «Разговор молоточка и колокольчика» (авт.) | Дает предмет говорящему, в ответ на его просьбу. | 1. Молоточек. 2. Колокольчик. | |
4-я неделя | Игра «Ты внимательно смотри и игрушку покажи» (авт.) | Указывает на предмет, о котором его спрашивают. | 1. Знакомые игрушки название которых ребенку хорошо известны (мишка, кукла, машинка, колокольчик, молоточек). | ||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. | 5-6 неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из двух предметов выбирает тот, который ему называют. | 1. Любые 2 знакомые ребенку игрушки. | |
6-7 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на отдаленный предмет, видный из отворенной двери. | - | ||
8-9 неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из трех предметов выбирает тот, которые ему называют. | 1. Любые 3 знакомые ребенку игрушки. | ||
10-11 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на одну часть тела, которую ему называют. | - | ||
Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель | Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. | 1-я неделя | Игра «Наши гости» (авт.) | Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет. | 1. Различные игрушки. 2. Предметные картинки. |
1-я неделя | Игра «В гостях у сказки» (авт.) | Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы. | 1. Книга с цветными картинками или несколько цветных игрушек. | ||
1-я неделя | В естественных ситуациях. | В ответ на тон говорящего, (дружелюбный или сердитый), меняет выражение лица. | - | ||
2-я неделя | Чтение коротких стихотворений с последующим рассматриванием иллюстраций к ним | В шумной обстановке слушает одного человека. | 1. Книжка с цветными картинками и короткими стихотворениями. | ||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. | 2-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет простую просьбу, выраженную 2-3 словами. | - | |
3-я неделя | В естественных ситуациях | Выполняет три простые просьбы, выраженные 2-3 словами. | - | ||
4-я неделя | «Помощник» (авт.) | По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты. | 1. Различные знакомые ребенку игрушки. | ||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. | 5-я неделя | В естественных ситуациях | Указывает на 4 части тела, которые ему называют. | .1. Зеркало. | |
6-я неделя | Игра «Ты игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.) | Из 4 предметов выбирает тот, который ему называют. | 1. Любые 4 знакомые ребенку игрушки. | ||
7-я неделя | В естественных ситуациях. | Выбирает три предмета одежды, которые ему называют. | 1. Минимум 4 предмета детской одежды | ||
8-я неделя | Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.) | Из двух картинок выбирает ту, которую ему называю. | 1. Две картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы. | ||
9-я неделя | Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.) | Из 4 картинок выбирает ту, которую ему называют. | 1. Несколько картинок с изображением знакомых ребенку предметов. | ||
10-11 неделя | В естественных ситуациях | Указывает на 7 частей тела, которые ему называют. | 1. Зеркало. 2. Кукла. | ||
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия. | 12 неделя | Игра «Повторяй-ка!» (авт.) | Выполняет одно из 2 разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. | 1. Кукла или мягкая игрушка. | |
12 неделя | Сочетание нескольких, пройденных ранее игр (итоговое занятие) | Выполняет 3 разных действия с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. | 1. Кукла. 2. Кроватка. 3. Стульчик. |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *
* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 3: Навыки общения).
План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.
Авт. – авторское название игры.
ПЕРИОД | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ |
Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО:8 недель | Умение концентриро-вать внимание и реагировать на обращенную речь. | 1-я неделя | «Игрушки. Мяч» | 1. Научить ребенка внимательно слушать, смотреть, реагировать на слова и действия взрослого. 2. Расширять пассивный словарь по данным темам. 3. Обучать действиям с различными предметами. 4. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие). 5. Развивать инициативность детей. | 1. Мяч. 2. Соответствующая предметная картинка. |
2-я неделя | «Игрушки. Пирамидка» | 1. Пирамидка. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
3-я неделя | «Игрушки. Машинка» | 1. Машинка. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
4-я неделя | «Игрушки. Юла» | 1. Юла. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
5-я неделя | «Овощи: помидор и огурец» | 1. Помидор, огурец. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
6-я неделя | «Фрукты: яблоко и банан» | 1. Яблоко, банан. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
7-я неделя | «Одежда: платье и куртка» | 1. Платье, куртка. 2. Соответствующие предметные картинки. | |||
8-я неделя | «Обувь. Тапочки» | 1. Тапочки. 2. Соответствующая предметная картинка. | |||
Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель |
| 1-я неделя | «Тук-тук» | 1. Учить детей подражать действиям взрослых. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание). 3. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие) 4. Развивать инициативность детей. 5. Развивать моторику. 6. Воспитывать усидчивость. | 1. Различные игрушечные молоточки. |
2-я неделя | «Бом-бом» | 1. Барабаны. | |||
3-я неделя | «Динь-динь» | 1. Колокольчики. | |||
4-я неделя | «Хлоп-хлоп» | - | |||
5-я неделя | «Топ-топ» | - | |||
6-я неделя | «Ку-ку» | - | |||
Умение соблюдать очередность. | 7-я неделя | «Телефонный разговор (алло!)» | 1. Учить детей соблюдать очередность действий. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание). 3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 4. Развивать моторику. 5. Воспитывать работоспособность. | 1. Телефон. | |
8-я неделя | «Чаепитие (ах!)» | 1. Чашки. 2. Стаканы. | |||
9-я неделя | «Помощники (ап!)» | 1. Кубики. | |||
10 неделя | «Полная коробочка (бух!)» | 1. Бумажная коробка. 2. Фасоль. | |||
11 неделя | «Раз шажок, два шажок…(топ!)» | - | |||
Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель | Игровые навыки. | 1-я неделя | «Ладушки» | 1. Побуждать детей к игровым действиям с предметами и без игровых атрибутов. 2. Побуждать детей совершать действия по подражанию и по очереди. 3. Развивать речевую активность (звукоподражание) 4. Развивать моторику. 5. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 6. Воспитывать работоспособность. | - |
2-я неделя | «Прятки (ку-ку)» | 1. Платочки. | |||
3-я неделя | «Сорока – белобока» | - | |||
4-я неделя | «Водичка, водичка…» | - | |||
5-я неделя | «Мы топаем как мишки…» | 1. Мишка. | |||
6-я неделя | «Идет коза рогатая…» | 1. Маска козы. | |||
7-я неделя | «Теремок» | 1. Пальчиковые игрушки по содержанию сказки. | |||
8-я неделя | «Корова» | 1. Маска коровы. | |||
Умение применять навыки общения в повседневной жизни *Умение здороваться. *Умение прощаться. | 9-10 неделя | 1. «Здравствуйте, я ваша Даша». 2. «Здравствуйте! Давайте играть»
| 1. Учить детей пользоваться навыками общения в повседневной жизни. 2. Развивать речевую активность (звукоподражание слов «Привет!», «Пока!» и повторение слова «Пока!») 3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление) 4. Продолжать учить соблюдать очередность действий. 5. Развивать инициативность детей. 6. Развивать моторику. | 1. Кукла Даша. 2. Мяч. 3. Чайный набор посуды. 4. Одежда для куклы. | |
11-12 неделя | 1. «Здравствуйте! Давайте пить чай. До свидания! (Пока!)» 2. «Здравствуйте! Пойдемте гулять. До свидания! (Пока!)» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...
Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна
В данной статье представлено небольшое количество материала, который поможет работать вдальнейшем с детьми раннего возраста с синдромом Дауна....
Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна
Рекомендации по работе с особыми детьми...
Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна
Как преодолеть трудности, которые испытывает ребенок с синдромом Дауна, когда начинает осваивать основные движения...
Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.
laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...
Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста
Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...
Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....