Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна
статья по логопедии на тему
В данной статье представлено небольшое количество материала, который поможет работать вдальнейшем с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна
Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Педагогу нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, определить время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Формирование социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Педагог, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра - основное занятие ребенка. Большинство навыков, которые будут формироваться у ребенка, можно представить как игровые. Не надо настаивать на том, чтобы ребенок все время двигался вперед, осваивая новое. Необходимо дать ему время отработать свои умения, отдохнуть. Следовательно, все средства абилитации детей с синдромом Дауна должны опираться на игру. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в обществе. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребенка. Объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая бытовая утварь, простые предметы, которые можно найти в обиходе. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:
- Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение, восприятие).
- Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).
- Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.
- Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания.
Придерживаясь этого направления, обучение будет наиболее эффективным, так как будет проходить в естественной для ребенка среде. Игра должна организовываться как совместная игра педагога с ребенком, где взрослый вступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение педагога, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Двигательное развитие детей очень важно в период от 0-1года:
• назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
• физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
• смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
• совместное купание с ребёнком, игры в воде;
• катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
• стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия (диванные подушки, ваши ноги);
• использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
Мелкая моторика:
• массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
• вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);
Стимуляция слухового восприятия:
• подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
• подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
• включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
• пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
• проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
• обращение внимания на уличные звуки во время прогулок;
• использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
Стимуляция зрительного восприятия:
• приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
• подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
• поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
• фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, от- крыть);
• время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
• вырабатывайте чувство высоты (безопасности), играя с ребёнком и показывая, как можно упасть («Поехали-поехали в лес за орехами, с горки — бух!»).
Значительное место в жизни дома ребенка принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной деятельности, любознательности. Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Список литературы
1. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей. — М.: «Мозаика-синтез», 2003. 2. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. — М., 2007.
3. Малер А. Ф. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М., 2006.
4. Литус А. Беби-гимнастика от года до трёх. — М., СПб.: СОВА, 2005. 5. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и пе- дагогов / сост. Галанова Т. В. — Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком: Руководство для родителей. — М.: Теревинф, 2004.
7. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года. — М., 2007. 8. Дмитриева В. Г. 125 развивающих игр для малышей от рождения до трёх лет. — М., 2007.
9. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. – Новосибирск, 2008. 10. Лоза О. 365 игр для крох и крошечек. — М., 2008.
10. Лаутеслагер. П. Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...
Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна
«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...
Влияние специфики эмоциональной сферы на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Всероссийская научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» Россия, г. Ставрополь, 5 декабря 2014 г. ...
Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г....
Развитие речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В статье раскрывается вопрос развития речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна....
Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна
Рекомендации по работе с особыми детьми...
Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна
Как преодолеть трудности, которые испытывает ребенок с синдромом Дауна, когда начинает осваивать основные движения...