Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна
статья по логопедии на тему

Кузахмедова Елена Александровна

В данной статье представлено небольшое количество материала, который поможет работать вдальнейшем с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна

     Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Педагогу нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, определить время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка.   Формирование социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Педагог, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра - основное занятие ребенка. Большинство навыков, которые будут формироваться у ребенка, можно представить как игровые. Не надо настаивать на том, чтобы ребенок все время двигался вперед, осваивая новое. Необходимо дать ему время отработать свои умения, отдохнуть. Следовательно, все средства абилитации детей с синдромом Дауна должны опираться на игру. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в обществе. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребенка. Объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая бытовая утварь, простые предметы, которые можно найти в обиходе. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:

  1. Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение, восприятие).
  2. Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).
  3. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.
  4. Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания.

Придерживаясь этого направления, обучение будет наиболее эффективным, так как будет проходить в естественной для ребенка среде. Игра должна организовываться как совместная игра педагога с ребенком, где взрослый вступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение педагога, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Двигательное развитие детей очень важно в период от 0-1года:

• назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;

 • физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);

• смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);

• совместное купание с ребёнком, игры в воде;

 • катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;

• стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия (диванные подушки, ваши ноги);

 • использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;

Мелкая моторика:

• массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

• вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

Стимуляция слухового восприятия:

• подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);

• подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;

• включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);

 • пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);

 • проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);

 • обращение внимания на уличные звуки во время прогулок;

• использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);  

Стимуляция зрительного восприятия:

 • приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);

• подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);

• поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;

• фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, от- крыть);

• время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;

• вырабатывайте чувство высоты (безопасности), играя с ребёнком и показывая, как можно упасть («Поехали-поехали в лес за орехами, с горки — бух!»).

Значительное место в жизни дома ребенка принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной деятельности, любознательности. Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Список литературы

1. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей. — М.: «Мозаика-синтез», 2003. 2. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. — М., 2007.

 3. Малер А. Ф. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М., 2006.

4. Литус А. Беби-гимнастика от года до трёх. — М., СПб.: СОВА, 2005. 5. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и пе- дагогов / сост. Галанова Т. В. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

6. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком: Руководство для родителей. — М.: Теревинф, 2004.

7. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года. — М., 2007. 8. Дмитриева В. Г. 125 развивающих игр для малышей от рождения до трёх лет. — М., 2007.

9. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. – Новосибирск, 2008. 10. Лоза О. 365 игр для крох и крошечек. — М., 2008.

10. Лаутеслагер. П. Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. -  М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

Влияние специфики эмоциональной сферы на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Всероссийская научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» Россия, г. Ставрополь, 5 декабря 2014 г. ...

Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г....

Развитие речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

В статье раскрывается вопрос развития речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна....

Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна

Как преодолеть трудности, которые испытывает ребенок с синдромом Дауна, когда начинает осваивать основные движения...