КОНСУЛЬТАЦИЯ «Требование к наглядному пособию при работе с детьми с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Косенкова Виктория Викторовна

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ

·        Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

·        Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);

·        Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

·        Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

·        Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

·        Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

·        Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

·        В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

·        Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше - 2 см
0,2-0,3 - 2—3 см
0,05-0,1 - 3-4 см
0,01-0,04 - 4-5 см

 На математике размер предметов - до 15 см. Размер используемой натуры -20-25 см.

При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:

-в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз

-полукругом

- параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расх. косоглазие - в центре, сход.-по краям +соблюдение остроты зрения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТАНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 3 «РАДУГА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 «Требование к наглядному пособию

при работе с детьми с нарушением зрения»

Воспитатель:

Косенкова В.В.

г. БАЛАКОВО

«Требование к наглядному пособию при работе с детьми с нарушением зрения»

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Врачами офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы, психоневрологами – детей с нарушением интеллектуального развития.

  Нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Успешному осуществлению коррекционной работы способствует знание учителем-дефектологом зрительного диагноза ребенка и этапа его лечебно-восстановительного периода (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей и уровня зрительного восприятия.

Наиболее важным условием коррекционной работы с такими детьми является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.

   При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

        Огромное значение придается использованию  натуральных наглядных пособий при формировании у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или  осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия при изучении предмета или объекта.

        При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи»,  «Фрукты», «Посуда» и др.) в качестве наглядного материала обязательно предъявляются реальные предметы. Лишь после тщательного изучения  их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их вкус, запах) на следующих занятиях можно перейти к заменителям: муляжам, моделям, игрушкам, изобразительному наглядному материалу.

        Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях (например, на специальных коррекционных занятиях по обучению детей приемам осязательного обследования, при обучении счету, составлению арифметических задач и  т. д.).

ри выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:

-  предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного

обследования;

-  предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко

выраженными основными деталями;

-  предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом

основными деталями.

Дидактические игрушки.

Используемые на занятиях для ознакомления детей с предметами быта (например, газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель), также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т. е., должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

        При подборе или изготовлении изобразительного наглядного материала следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Б.К. Тупоногов ссылается в своей работе (1999 год) на данные исследований В.П. Жохова и других, в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения предметов. Так, при остроте зрения 0,01 – 0,03 это – не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04 – 0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09 – 0,2  -  не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветном исполнении, чем черно-белые, силуэтные, контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизируют зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие, амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.

        Выпуск наглядного материала для детей с нарушения зрения ограничен. Например, издавалась серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор Л.И. Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий не широка, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребности в них. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстрированных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и тому подобное. Многие из них могут использоваться в обучении детей со зрительной патологией, но при условиях их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

        Адаптация изобразительного иллюстрированного наглядного материала предполагает следующее:

четкое выделение общего контура изображения;

усиление цветового контраста изображения;

выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;

уменьшение количества второстепенных деталей;

в сюжетных многоплановых изображениях  -  выделение переднего, среднего и задних планов.

        Нередко приходится самостоятельно изготавливать изобразительный наглядный материал. Для этого используется прием созданий аппликаций из предметных изображений. При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:

- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

- возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т. е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;

- точно передавать строение предмета, пространственное  расположение его частей, их пропорциональное соотношение;

- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

        При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.

        Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.

        К подбору для демонстрации детям слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых предметах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графическом наглядном материале условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

В результате коррекционного обучения и лечения у детей, как правило, отмечаются положительные результаты, и наглядный материал следует усложнять: переходить от цветного изображения к черно-белому (теневые, контурные, зашумленные изображения).

Опыт моей работы доказывает, что при правильном организованном индивидуальном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию наших детей, они, как правило, способны на значительный прогресс в развитии, что в будущем дает им возможность успешно адаптироваться в обществе.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ

  • Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
  • Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
  • Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
  • Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
  • Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
  • Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
  • Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
  • В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
  • Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше - 2 см
0,2-0,3 - 2—3 см
0,05-0,1 - 3-4 см
0,01-0,04 - 4-5 см

 На математике размер предметов - до 15 см. Размер используемой натуры -20-25 см.

При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:

-в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз

-полукругом

- параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расх. косоглазие - в центре, сход.-по краям +соблюдение остроты зрения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Физкультурно - оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения"

Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подх...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

Консультация для родителей "Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»...

"Основные требования для педагогов в работе с детьми с нарушением зрения"

Наше учреждение посещают дети с нарушением зрения.  В работе с  такими детьми необходимо соблюдать определенные  требования, помогая при этом детям лучше воспринимать информацию и корре...

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...