«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье представлен анализ норм осуществления связного высказывания для детей различных возрастных групп, этапы коррекционной работы по развитию связной речи. Так же предлагаются наиболее эффективные методики, применяемые в логопедической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья с презентацией | 37.78 КБ |
doklady_may.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».
Развитие связной речи детей — одна из главных задач дошкольного образования. (Слайд 1)
Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Основная функция связной речи – коммуникативная. (Сл.2) Развитие обеих форм речи – монолога и диалога – играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
На дошкольном логопункте развитие связной речи актуально для всех воспитанников, но особенно важно формирование связной речи для детей с ОНР.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Нормы осуществления связного высказывания. (Сл.3) Планируя коррекционную работу, логопед должен знать возрастные нормы выполнения детьми пересказа и рассказов, составленных по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Норма выполнения для детей средней группы
• Пересказ: передача общего смысла рассказа; воспроизведение не менее 30% текста; использование простых распространенных предложений; простых осложненных предложений и 8-10% сложных предложений.
• Составление рассказа по сюжетной картине: 2-3 простых предложений.
• Составление рассказа по серии сюжетных картин: - (с помощью)
Норма выполнения для детей старшей группы
• Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 50% текста, использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также одно сложное предложение.
• Составление рассказа по сюжетной картинке: 3-5 предложений (простые распространенные, простые осложненные, одно сложное);
• Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 2-3 картинки, 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и одно сложное предложение).
Норма выполнения для детей подготовительной к школе группы • Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 70% текста: использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).
• Составление рассказа по сюжетной картинке: 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений).
• Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 3-4 картинки, 7-8 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений).
(Сл.4)
Анализ современной литературы показывает, что формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Малоэффективным оказывается путь обучения, при котором используются общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Пересказы по аналогии, образцу результата не дают, т.к. дети допускают большое количество ошибок как в последовательности передачи мысли (т.е. логические), так и в оформлении мысли средствами языка (т.е. речевые).
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Р.Е Левина, В.П.Глухов, В.К.Воробьева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименкова) и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А.Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К.Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук, А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.
(Сл.5) Т.Б.Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР, определяя основные этапы по формированию связной речи:
1 этап: ЭТАП ОДНОСЛОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2 этап: ЭТАП ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВА
3 этап: ЭТАП ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4 этап: ЭТАП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ
5 этап - РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
(Сл.6)
Этапы коррекционной работы по формированию связной речи:
Развитие самостоятельной речи:
- Уточнение артикуляции гласных;
- Называние знакомых предметов;
- Наращивание слогов к концу слова (ру … ка, нож … ка);
- Двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.
- Употребление повелительного наклонения глагола;
- Употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;
- Употребление фразы «обращение + повелительный глагол + существительное в винительном падеже»;
- Употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.»
Связная речь у детей с ОНР формируется с трудом. Необходима систематическая коррекционная работа логопеда. Поэтому данный вид работы проводится комплексно - на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
(Сл.7)
Рассмотрим наиболее эффективные авторские методики, применяемые в логопедической
практике:
В.К. Воробьевой было разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.
Автор предлагает методику формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающуюся от традиционно принятой в логопедической практике.
Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной рече-мыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:
- правило смысловой связи предложений в рассказе;
- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
В предложенной системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
(Сл.8)
Наряду с Воробьевой разрабатывали пособия по использованию текстов цепной организации БардышеваТ.Ю., Крупенчук О.И, Баскакина И.В.
(Сл.9)
Комплект пособий Арбековой Н.Е. по развитию связной речи детей с (ОНР) представляет богатый материал для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми. В нем представлены тематический и календарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) , конспекты логопедических занятий, картинный материал.
Логопед на подгрупповых занятиях активизирует словарь детей по лексическим темам, отрабатывает умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов, знакомит детей со значениями пословиц, поговорок. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей на фронтальных занятиях.
(Сл.10)
Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью составлением рассказа на основе личного опыта.
(Сл.11)
Ткаченко Т.А. предлагает оригинальную и эффективную систему в работе над связной речью у детей с ОНР, с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы.
1ый год обучения:
- пересказ рассказа по демонстрируемому действию (1занятие);
- составление рассказа по демонстрируемому действию(1);
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (3);
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок(3);
- составление рассказа по серии сюжетных картинок(4);
- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины(1);
- составление рассказа по одной сюжетной картине(1);
2ой год обучения:
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи Ткаченко Т.А. рекомендует педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
- составление рассказа с включением или исключением объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказ по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывание рассказа о знакомом герое;
- составление рассказа по названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
Данную авторскую систему коррекционной работы можно привести как пример современных технологий по развитию связной речи у дошкольников.
(Сл.12)
Нетрадиционная для логопедии общепедагогическая методика ТРИЗ – РТВ - Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения. (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Нестеренко Н.Н.)
Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.
В работе по развитию связной речи используются следующие технологии, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко:
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения детей составлению загадок;
• технология обучения детей составлению метафор;
• составление рифмованных текстов,
• технология обучения детей творческих рассказов по картин.
(Сл.13)
Комплексный подход к формированию связной речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ:
Технология формирования связной речи на логопункте МБДОУ № 13 реализуется посредством применения методики формирования связной речи Т.А.Ткаченко, методики линейно-сюжетного рассказа Л.Н. Ефименковой, так же применяются пересказы текстов цепной организации Воробьевой В. К.
Связная речь у детей с ОНР формируется с трудом. Необходима систематическая коррекционная работа логопеда, которую в условиях логопункта проводить не просто, т.к. логопедические занятия не входят в сетку.
Поэтому данный вид работы проводится комплексно - на индивидуальных, подгрупповых, занятиях в микрогруппе и на дополнительных консультациях. Родителям даются рекомендации и материал по развитию речи, проводится консультирование сотрудников ДОУ.
Так же на логопункте используются пособия по развитию связной речи Бардышевой Т.Ю., Арбековой Н.Е., Баскакиной И.В., Гомзяк О.С.
Работа с детьми начинается с понятия о слове, далее путем практических упражнений, дети подводятся к пониманию связи слов в предложении. (Сл.14)
Основная цель коррекционной работы – обучение полному, последовательному изложению мысли, обеспечивающее формирование коммуникативных навыков и способностей воспитанников.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
- составление описательного рассказа с опорой на схему;
- пересказ рассказов и сказок рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
- рассказы по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом
- рассказы по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа,
- драматизизация прочитанного (услышанного)
- составление рассказа из коллективного и личного опыта;
- составление рассказа на заданную тему.
- работа над рассказом со скрытым смыслом.
Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучению рассказывания с лексическими, грамматическими темами и воспитанием звуковой культуры речи.
Работа проводится как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения, где звук автоматизируется на материале рассказов, сказок, описаний и пр. (Сл.15)
Дети учатся не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.
Хорошим подспорьем в формировании связной речи является мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. (Сл.16)
Содержание мнемотаблицы - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая» эффективная работа.
Параллельно с этой работой подобраны речевые игры, картинный материал, речевой материал, настольные и пальчиковые театры, которые помогают детям научиться связно выражать свои мысли, развивать образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. (Сл.16)
Таким образом, в процессе целенаправленного обучения воспитанники, посещающие логопункт, постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /— М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009.
2. Арбекова Н.Е. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. КОМПЛЕКТ из 3-х альбомов. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: «Аркти», 2002 год – 144 с. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 стр 68.
4. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2014.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Книга + CD-диск – М., Национальный книжный центр, 2015.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 год - 340 с.
7. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск, 2000.
8. Соболева А. В., Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника — Екатеринбург, 1997. с. 5–10.
9. Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. И: Ювента, 2007. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. Пособие для логопеда Издательство: ВЛАДОС 2005 г
10. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие /— 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Логически последовательное высказывание. 2.Выражает мысль одного человека. 3.Полная формулировка и развернутость. 4.Литературная лексика. 5.Длительное и предварительное обдумывание. 6.Стимулируется внутренними мотивами. Связная Речь Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц . Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. 1.Состоит из реплик. 2.Разговор двух или нескольких участников. 3.Не нуждается в развертывании мысли. 4.Разговорная лексика. 5.Кратковременное обдумывание. 6.Стимулируется не только внутр енни ми, но и внеш ни ми мотивами
3 Средняя группа Старшая группа Подготови-тельная группа ПЕРЕС КАЗ воспроизведение не менее 30% текста; : передача общего смысла рассказа (простые и 10% сложных предложений) не менее 50% текста, достаточно полная передача смысла, простые распространенные и осложненные предложения, а также 1 сложное предложение. не менее 70% текста, дост . полная передача смысла, простые распрост - раненные и осложненные предложения, а также 1-2 сложных предложения РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ 2-3 простых предложения. 3-5 предложений (простых распространенных и осложненных и 1 сложное) 5-6 предложений (простые и не менее 2 сложных) РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТ НЫХ КАРТИН 1 -2 картинки – с помощью (в стадии формирования) 2-3 картинки, 5-6 предложений (простых и 1 сложное) 3-4 картинки, 7-8 предложений (простых и не менее 2 сложных) Нормы осуществления связного высказывания
4 Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Р.Е Левина, В.П.Глухов , В.К.Воробьева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова , Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова , Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименкова ) и многие другие.
1 этап - «ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 2 этап - «ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ» 4 этап - «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ» 3 этап - «ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 5 этап - «РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ или СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Этапы коррекционной работы по формированию связной речи
6 В.К. Воробьевой было разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления. Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной рече-мыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила: правило смысловой связи предложений в рассказе; правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе. Так же разрабатывали пособия по использованиютекстов цепной организации БардышеваТ.Ю ., Крупенчук О.И, Баскакина И.В.
7 Т ексты цепной организации Воробьевой В. К.
8 Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью составлением рассказа на основе личного опыта.
9 Комплект пособий Арбековой Н.Е .
10 Эффективная система работы Ткаченко Т.А. 1-ый год обучения : пересказ рассказа по демонстрируемому действию (1занятие); составление рассказа по демонстрируемому действию(1); пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (3); пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок(3); составление рассказа по серии сюжетных картинок(4); пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины(1); составление рассказа по одной сюжетной картине(1); 2ой год обучения: творческое рассказывание: добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий; составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия; составление рассказа с включением или исключением объектов; составление рассказа по комплекту игрушек; рассказ по частично закрытой сюжетной картине; придумывание рассказа о знакомом герое; составление рассказа по названию; придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
11 Нетрадиционная для логопедии общепедагогическая методика ТРИЗ – РТВ - Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения ( Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Нестеренко Н.Н.)
Приемы развития связной речи детей на логопункте МБДОУ № 13
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...
«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».
laquo;Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей»....
Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: «Весна. Перелетные птицы».
Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема: «Весна. Перелетные птицы»....
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...
Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...
буклет "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с применением lego-технологии"
игры по развитию речи с применением конструктора лего...
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
- Мне нравится (1)